Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 02:25, реферат
Задача данной работы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм и законов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земных способностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна из многих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы и законы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а не иные.
Источник
самосознания никак не приходится искать
в «соотношениях организма с
самим собой. Подлинный источник
и движущие силы развития самосознания
нужно искать в растущей реальной
самостоятельности индивида, выражающейся
в изменении его
Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.
В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым.
Каждое
из этих внешних событий имеет
и свою внутреннюю сторону; объективное,
внешнее, изменение взаимоотношений
человека с окружающими, отражаясь
в его сознании, изменяет и внутреннее,
психическое состояние
Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность.
Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность, самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения.
Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
На этих
высших ступенях развития личности и
ее самосознания особенно значительны,
оказываются индивидуальные различия.
Всякий человек является личностью,
сознательным субъектом, обладающим и
известным самосознанием; но не у
каждого человека те качества его, в
силу которых он признается нами личностью,
представлены в равной мере, с той
же яркостью и силой. В отношении
некоторых людей именно это впечатление,
что в данном человеке мы имеем
дело с личностью в каком-то особенном
смысле этого слова, господствует над
всем остальным. Мы не смешаем этого
впечатления даже с тем очень
близким, казалось бы, к нему чувством,
которое мы обычно выражаем, говоря
о человеке, что он индивидуальность.
«Индивидуальность», - говорим мы о
человеке ярком, т.е. выделяющемся известным
своеобразием. Но когда мы специально
подчеркиваем, что данный человек
является личностью, это означает нечто
большее и другое. Личностью в
специфическом смысле этого слова
является человек, у которого есть свои
позиции, свое ярко выраженное сознательное
отношение к жизни, мировоззрение,
к которому он пришел в итоге большой
сознательной работы. У личности есть
свое лицо. Такой человек не просто
выделяется в том впечатлении, которое
он производит на другого; он сам сознательно
выделяет себя из окружающего. В высших
своих проявлениях это
Подлинная
личность определенностью своего отношения
к основным явлениям жизни заставляет
и других самоопределиться. К человеку,
в котором чувствуется
Заключение
Психология является чем-то большим, чем площадкой для проведенияупражнений ученых. Психология, стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не ограничиваясь абстрактным изучением отдельных функций. Она должна, проходя через изучение функций, процессов, в конечном счете, приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.
В психологической
науке категория личности относится
к числу базовых категорий. Она
не является сугубо психологической
и изучается по существу всеми
общественными науками. В этой связи
возникает вопрос о специфике
исследования личности психологией. Все
психические явления
Проблема
личности в психологии выступает
и как самостоятельная. При этом
в разном плане изучается различными
отраслями психологической
Понять что такое личность можно только при изучении реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.
Смысл
изложенного заключается в том,
что наша цель была последовательно,
шаг за шагом проследить путь познавательного
проникновения в психическую
жизнь личности и на основании
этого предположить, что все многообразие
психических явлений - функций, процессов,
психических свойств
Существует большое количество понятий, что такое личность в отечественной и зарубежной литературе, но это каждый раз определяется только уровнем развития науки и методологической позицией автора.
Литература
1. Агеев В.С. «Межгрупповые взаимодействия». - М., 1980
2. Бороздина Г.В. «Психология делового общения». - М., 1999
3. Вудлок М., Френсис Д. «Раскрепощенный менеджер (для руководителя практики)». - М., 1991
4. Гарбузов В.И. «Практическая психотерапия». - СПБ, 1994
5. Генов Ф. «Психология управления». - М; 1982
6. Григорович Л.А. «Педагогика и психология». - М., 2005
7. Дружинин В.Н. «Психология». СПб 2000.
8. Ильенков Э.В. «Что такое личность?» - М., 1991
9. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» - М. 1975.
10. Платонов К.К. «Структура и развитие личности». - М., 1986.
11. Рогов Е.И.» Общая психология. Курс лекций». - М., 1995.
12. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СПб, 1998.
13. Слободчиков В.И., Исаев В.И. «Психология человека. Ведение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов». - М., 1995.
14. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности». - М., 1995.
15. Хьелл Д. «Теории личности» - М., 1997.