Личность, индивид, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 02:25, реферат

Описание работы

Задача данной работы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм и законов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земных способностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна из многих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы и законы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а не иные.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.30 Кб (Скачать)

Понятие личность подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под  влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации.

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в  античности. Появление гуморальной  концепции, связывающей темперамент  с различными соками организма и  их гармонией, дали основание определить 4 основных типа темперамента личности - это флегматического, холерического, меланхолического и сангвинического. В последствии количество типов индивидуальности было увеличено, но идея о том, что ориентироваться нужно на объективный и органический критерий, осталась неизменной. Эксперименты И.П. Павлова позволили выявить физиологические основы темперамента, связанные с работой нервной системы. Впоследствии труды других физиологов и психофизиологов позволили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которые определяют особенности появления психологических черт. Материалы этих многочисленных работ дали возможность выявить так называемые психодинамические качества человека. Это импульсивность-рефлеклексивность, пластичность-ригидность, экстравертность-интровертность, экстрапунитивность-итрапунитивность, эмотивность - и способности.

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая определяет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой.

В исследовании проблемы личности психология опирается  во многом на положения философии, которая  определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности - социальная, индивидуальная, рациональная или этическая является ведущей. Психологию же в первую очередь  интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов её развития. Именно они и стали центром  внимания большинства теорий личности.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского психиатра З. Фрейда. С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Это биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Сточки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из 3 слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. Им было выделено также 3 части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

Не все  аспекты теории Фрейда получили научное  признание, но нельзя не признать, что  его идеи повлияли на развитие мировой  культуры. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга.

Дальнейшее  развитие психоанализа связано с  ближайшим учеником и сподвижником Фрейда К. Юнгом. Он считал, что структуру  личности составляют 3 компонента - коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание.

Основное  расхождение между Юнгом и  Фрейдом касается роли тени в структуре  личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, а Фрейд  ставил ее в центр личности.

Хотя  главным содержанием души Юнг  считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность  их осознания, но и считал, что этот процесс является важнейшим в  личностном росте человека.

Другой  последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики  человека, получившего название индивидуальной психологии.

Общее, что объединяет концепции этих трех психологов - это предположение, что  человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая  оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг - первичным типам мышления, а  Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

Не меньший  вклад в развитие психологии личности внесла и К. Хорни, которая впервые ввела понятие образ Я. Также как и Адлер, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что это развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение всей жизни. В ее теории, сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Взгляды Хорни существенно повлияли на позиции современной психологии и развитие социологической школы психоанализа.

Тенденции становления психоанализа, заложенные Хорни, были развиты в трудах Э. Фромма. Он по праву считается наиболее социально - ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение не просто условие, а важный фактор развития личности. Фромм в своей теории пытался объединить идеи Фрейда и Маркса. От Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, а от Маркса его мысль о значении социальной формации для развития психики.

Исследуя  развитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются 2 врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма - потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека. Стремление человека примирить их является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом. Его попытки показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека имели огромное значение не только для психологии, но и для смежных наук.

Закономерным  итогом исследований Хорни и Фромма стало появление теорий, соединяющих в себе психоаналитические и бихевиоральные подходы к личности. Это, прежде всего, теория Г. Салливена, которую он назвал интерперсональной теорией психиатрии. Он считал, что личность человека является не врожденным качеством, а формируется в процессе общения младенца с окружающими.

Исходя  из идеи о приоритетном влиянии общения  на развитие личности, Салливен уделял большое внимание изучению характера общения людей, формированию образов окружающих. Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности.

Работы  Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Продуктивность  такого подхода была продемонстрирована в концепции американского ученого  Э. Берна. Его главное достижение разработка концепции трансактного анализа, в основе которого лежит понятие о 3-х Эго - состояниях, в которых может находиться человек: Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

Одной из наиболее значимых концепций личности в последние годы стала» теория привязанности» английского психолога и психиатра  Д. Боулби. Отходя от классического психоанализа, он стремится соединить в своей концепции различные подходы к детскому развитию, объяснить формирование связи между грудным ребенком и матерью, исходя из положений этологии. Его идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся  во второй половине 20 в., наибольшее признание и распространение получила теория Э Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает развитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Пересмотрев позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, он делает специальный акцент на отношениях ребенок-семья, а боле конкретно на отношениях ребенок-мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста.

Главными  для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы его жизни, как считал Фрейд.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.

Теория  Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Особое  место в психологи личности занимает «теория психологического поля»  разработанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экспериментальные методы исследования структуры и динамики развития личности, но и в связи с его выделением различных уровней в поведении, которое может быть названо субъектным или личным.

Его эксперименты доказали, что личность живет и  развивается в психологическом  поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд, актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные. Одно из наиболее известных уравнений  Левина, которыми он описывал поведение  человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, доказывает, что поведение является одновременно функцией и личности и  психологического поля. Человек не привязан к определенному действию или способу разрешения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее  у него напряжение, и это расширяет  его адаптационные возможности. Он разработал теорию конфликтов и  выделил из них три типа: стремление-стремление, избегание-избегание, стремление-избегание. Его эксперименты, направленные на подавление агрессии, доказали, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации.

Все работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого личностного поведения человека, показали что люди - целостные, уникальные системы, каждая из которых несет  в себе свой внутренний мир.

Именно  эти вопросы и стояли в центре внимания гуманистической психологии, «духовным» отцом которой по праву  считается А. Маслоу.

В отличие  от психоаналитиков, которые исследовали  отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Только изучая лучших людей, считал он можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека, недостаточно четко представленную в других, менее одаренных людях. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная структура потребностей человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении и самоактуализации.

Но стремление к самоактуализации наталкивается в обществе на различные трудности и препятствия, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути. Цель личностного развития - это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для человека как личности.

Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле  теоретических исследований Маслоу была разработана и психотерапевтическая концепция К. Роджерса, в центре которой находиться идей уникальности человеческой личности. Он считал, что опыт, который возникает у человека в процессе жизни, уникален и индивидуален, но он может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Внутренняя сущность человека, его самость, выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути личности, его Я.

Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с его уровнем самосознания. Эта связь, по его мнению, более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение его, социальный статус семьи и ее окружение.

Информация о работе Личность, индивид, индивидуальность