Личность, индивид, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 02:25, реферат

Описание работы

Задача данной работы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм и законов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земных способностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна из многих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы и законы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а не иные.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.30 Кб (Скачать)

В отличие  от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего или влияния  прошлого, Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении т только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс о полном функционировании личности.

Одним из самых распространенных вариантов  психотерапии стала теория В. Франкла. Эта теория состоит из трех частей - учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни учения о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считал врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями.

В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Признавая, что наследственность и внешние  обстоятельства задают определенные границы  возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования  человека: биологического, психологического и духовного. В этом плане понятие  Франкла духовный уровень можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Несколько особняком от основных концепций  личности стоит теория Д. Келли. В основе теории Келли лежит понятие «конструктивный альтернативизм», исходя, из которого он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по своему пониманию. Каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Речь идет о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал - личных конструкторов. Исходя из этого образа, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. Таким образом, говоря о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Основной  постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущее событие, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им были сделаны выводы, которые объясняют, каким образом функционирует система конструкторов. Как она изменится и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Говоря  об отечественных теориях личности необходимо помнить о том, что  эта проблема не занимала ведущее  место в исследованиях российских ученых, уделявших большее внимание вопросам индивидуальных особенностей человека.

Одна  из первых отечественных концепций  личности была разработана В.Н. Мясищевым. Он открыл важнейшие закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности, предложил новый подход названный им «психологией отношений». При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Свое  понимание проблемы личности было дано С.Л. Рубинштейном. Путь к исследованию личности Рубинштейн находит в исследовании творческой деятельности личности. Преодолевая разрыв между понятиями субъективным и объективным, он подчеркивает значение активной деятельности человека не столько познающего, сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение, тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, в том числе и на других людей.

Таким образом, преодолевается противоречие между бытием и сознанием, внешним  и внутренним в человеке. Так, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный  путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя человек, лучше  реализует себя в деятельности, в  своем бытии, которое полнее отражает его сущность.

Характеристики  личности как широта связей с миром, степень структурированности иерархии мотивов и отношение к реальности выделил А.Н Леонтьев. Важным моментом его исследования является анализ образующей личность иерархии мотивов, позволивший показать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразных ситуационных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижении поставленной цели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личности человека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель, реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, не относящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления. Леонтьев доказывал ведущее значение культуры межличностного общения на сложный процесс восхождения от индивида к личности.

Анализ  разнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими к  психоаналитическому направлению, были исследованы и описаны структура  и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы  личностного развития. Не смотря на то, что некоторые факты и положения  этой школы устарели, основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.

Оценивая  гуманистические теории личности, необходимо отметить, что в них впервые  было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны  человека, но и на позитивные стороны  личностного развития. В работах  ученых этой школы исследовались  позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.

Появление новых тенденций в развитии психологии в конце 20 века нашли отражение  и в содержании теории личности. В современно науке наметилась тенденция  к сближению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.

3. Личность и индивидуальность

Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия «индивид» и  «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику его личности. Они могут быть, и не представлены в формах деятельности и общения, важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени  «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Индивидуальные  особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они  не станут необходимыми в системе  меж личностных отношений, субъектом  которых выступит данный человек  как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Быт личности в социальном и внешнем мире - это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и  осуществляется. Когда мы рассматриваем  деятельность со стороны того, какие  отношения личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мы рассматриваем  деятельность со стороны способов реализации отношений личности, мы говорим о  способностях личности. Когда мы рассматриваем  интеграцию, единство и взаимосвязь  направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения  и предметной деятельности - мы говорим  о характере. Таким образом, структура  личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

Когда мы говорим об отношениях личности человека к миру и связанных с  этим переживаниях, то мы обращаемся к  следующему миру, в котором живет  человек, - это «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением  личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности» существования  с другими людьми. Это мир, в  который может войти предметная деятельность как «моя личная» деятельность, как творчество, а не просто утилитарно - полезная деятельность. Обезличенное предметное действие, социальное поведение  входит в «мой» мир как межличностное  общение, как соприкосновение с  внутренними мирами других людей, как  способ открыть себя другим людям, как  самовыражение. В «моем» мире появляется и специфические для него виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновение  внутренних миров.

Личная  отнесенность индивидуума к внешнему и социальному миру проявляются  в той мере, в какой они становятся частью мира внутреннего, в той мере, в какой их быт становится для  человека «событийным» или событием. В основе этого мира лежат не объект - объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект - объектные отношения, как в мире социальном, а субъект - субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Поэтому главный  критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, - не полезность, не правильность, а искренность, правдивость и открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в личном опыте.

Человек является личностью, лишь, поскольку  он выделяет себя из природы, и отношение  его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование его сознания и самосознания: это есть процесс  развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может  быть только механической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект  осознает не только окружающее, но и  себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий  вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании, о личности «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает  себе все, что делает человек, относит  к себе все исходящие от него дела и поступки. Проблема психологического изучения личности не заканчивается  на изучении психических свойств  личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается  раскрытием самосознания личности.

Единство  личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный  по отношению к ним субъект. Осознание  себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается  в самом процессе становления  и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство  организма и самостоятельность  его органической жизни является первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей  органической чувствительности, связанные  с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания. Элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения личности или распада личности бывают связаны с нарушениями органической чувствительности.

Информация о работе Личность, индивид, индивидуальность