Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 02:25, реферат
Задача данной работы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм и законов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земных способностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна из многих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы и законы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а не иные.
Введение
В психологии
выделяется несколько понятий, характеризующих
духовный мир человека, его самосознание
и ценности, особенности стремлений
и отношения к внешнему миру. Каждое
из них имеет специфическое
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, которые выполняются ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех
проблем, с которыми сталкивались люди
в ходе истории человечества, вероятно,
наиболее запутанной является загадка
самой человеческой природы. В каких
только направлениях не велись поиски,
какое множество различных
Существенная
трудность состоит в том, что
между нами очень много различий.
Люди разнятся не только своим внешним
видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно
сложными и непредсказуемыми. Среди
населения нашей планете не встретишь
двух в точности похожих друг на
друга людей. Астрология, теология,
философия, литература и социальные
науки - вот лишь некоторые из течений,
в русле которых
Задача данной работы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм и законов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земных способностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна из многих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы и законы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а не иные.
1. Человек как субъект
Исследование
универсальности человека как субъекта,
способного не только к практически
духовному воспроизведению
Человек является универсальным «мыслящим телом», которое в своих действиях отражает формы множества любых других тел.
Иными словами, универсальность - это свойство мыслящего тела как субъекта орудийно опосредствуемого формообразования, которое согласуется с логикой универсальной связи вещей. Универсальность - не прирожденная, а исторически формирующаяся в обществе и онтогенетически приобретаемая способность человека.
Сущность
человека - это ансамбль всех общественных
отношений. Следовательно, человек
относится к своим общественным
отношениям как к собственной
сущности, а тем самым и к
самому себе как к родовому существу.
Наличествует удвоение отношений. Человек
удваивает себя не только интеллектуально,
как это имеет место в
Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, это три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).
Внешний мир - это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: я знаю, ответом будет требование докажи, приведи факты. Нельзя просто сказать я умею - ответом будет сделай, покажи. На заключение что это полезно - в ответ человек услышит, как это использовать. Это мир, где особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть представлены людям в доступном для понимания и повторения виде, и переданы другим. Они теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики. Это мир, где нет «моего» или «его» восприятия, а есть «истинное» или «ложное», где высказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл - «эта вещь мне полезна». Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.
Человек
на свет рождается уже человеком.
Это утверждение только на первый
взгляд кажется истиной. Дело в том,
что у человеческого зародыша
в генах заложены природные предпосылки
для развития человеческих признаков
и качеств. Конфигурация тела новорожденного
предполагает возможность ходить на
двух ногах, структура мозга обеспечивает
возможность интеллекта, строение рук
перспективу использования
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве он включается в исторически сложившуюся готовую систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром - это становление и развитие человека как субъекта предметной деятельности.
Социальный
мир - это мир, в который включается
человек таким основным способом
как предметная деятельность. Основная
единица предметной деятельности -
целесообразное действие, основанное
на истинных представлениях, осуществимое
и полезное с точки зрения цели
и результата. В процессе этого
развития складываются основные операционные
механизмы психики. С содержательной
точки зрения эта линия развития
связана, прежде всего, с овладением
человеком способами и
Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психической деятельности, посредством которой предметные действия и деятельность регулируются.
Психические
качества формируются в деятельности,
но сама деятельность этими качествами
не обладает, они принадлежат субъекту.
Когда же мы пытаемся постичь деятельность
субъекта не со стороны способов ее
осуществления, а с точки зрения
того, что определяет для человека
саму необходимость деятельности и
ее освоения, ее ценность, направленность,
деятельность выступает как реализация
определенного отношения
Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.
Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения с взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая деятельностью, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например, обучаясь, ребенок в свою очередь становится субъектом этих взаимоотношений.
Общественные отношения это не нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона личности, являясь социальным качеством индивида.
Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается, включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном быте, и поэтому безличны, объективны. Вместе с тем они внутри, в нем самом, как личности, и поэтому субъективны.
Утверждение
единства, но не тождества между
понятиями «индивид» и «
Психические процессы, определяющие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития. Таким образом, необходимо выделить некоторое начало, которое определяет психическое развитие человека и тенденции этого развития.
Каждое
поколение людей застает
2. Индивидуальность, личность
В психологии
выделяется несколько понятий
Понятие
«индивид» рассматривает
Индивидуальность
определяется теми особыми чертами,
которые присущи каждому