Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).

Содержание

Введение
1. Личность и социальная группа.
1.1. Личность и индивидуальность.
1.2. Периодизация развития личности
1.3. Роль личности в группе.
1.4. Личность и социальная группа
1.5. Социальная среда и личность

2. Общая характеристика понятий: «Социальная роль», «Социальная группа», «Социальный статус»»
2.1. Понятие и определение социального статуса
2.2. Понятие и определение социальной роли
2.3. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
2.4. Социальная группа

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР ПсЛично.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном  уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

     В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для  окружающих. Изменить привычный образ  крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

     Характеристика  ролей

     Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом  и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана  с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность.

2. Способ получения.

3. Масштаб.

4. Формализация.

5. Мотивация

     1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача  или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности  в ситуациях, обычно сопровождающихся  бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

     2. Способ получения. Некоторые роли  обусловлены предписанными статусами  - например, ребенка, юноши или  взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

     3. Масштаб. Некоторые роли ограничены  строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

     4. Формализация. Некоторые роли предусматривают  взаимодействие с людьми в  соответствии с установленными  правилами. Например, библиотекарь  обязан выдать книги на определенный  срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

     5. Мотивация. Разные роли обусловлены  различными мотивами. Ожидается,  скажем, что предприимчивый человек  поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением  получить максимальную прибыль.  Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

     Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами - за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.

     Выполняя  роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

     Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.

     Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении  первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

     Одним из таких путей является метод  рационализации ролевых ожиданий, создающий  иллюзорные, но кажущиеся рациональными  оправдания неудач.

     Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления  ролевых напряжений, - осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

     Принцип иерархизации ролей также может  сыграть огромную роль в преодолении  серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых  предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

       Регулирование ролей – это  сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

Одна из форм регулирования ролей, связанная  с утверждением (пропагандой) властными  органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).

 

2.3. Ролевые теории  личности. Понятие  о структуре личности 

как совокупности социальных ролей 

     Ролевая теория личности – это подход к  изучению личности, согласно которому личность описывается посредством  усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения  – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

     Второй  обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

     Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

     Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

     Роль  чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность.

     Существуют  различные теории ролевого поведения  личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением  американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

     Выполнение  социальной роли связано как с  интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т. п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль.

     Принятие  индивидом социальной роли зависит  от множества условий, в числе  которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

     Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т. п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

     Американские  социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному  трактуют социальную роль – как  единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного  взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.

     В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме  того, человек часто попадает в  ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

     Человеческая  деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами  социальной роли остаются разнообразные  виды отклоняющегося (девиантного) и  спонтанного поведения, в том  числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью. 

     2.4. Социальная группа

     Социальная  группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

      1) внутренней организацией, которая  состоит из органов управления, социального контроля и санкций;

     2) групповыми ценностями, сформированным  общественным мнением;

     3) собственным принципом обособления,  отличиями от других групп;

     4) воздействием на поведение членов группы;

     5) общими целями и задачами деятельности;

     6) стремлением к устойчивости благодаря  механизмам отношений, возникающим  между людьми в ходе решения  групповых задач;

     7) закреплением традиций, символики  (знаки, одежда, флаги и т. д.).

     Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех китах: статусно – ролевые отношения, профессиональные характеристики и половозрастной состав.

     Чтобы понять суть статусно-ролевых отношений, нужно рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную психологом Г. Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Без понимания ее и основных функций очень трудно справиться со своей ролью.

Информация о работе Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»