Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).

Содержание

Введение
1. Личность и социальная группа.
1.1. Личность и индивидуальность.
1.2. Периодизация развития личности
1.3. Роль личности в группе.
1.4. Личность и социальная группа
1.5. Социальная среда и личность

2. Общая характеристика понятий: «Социальная роль», «Социальная группа», «Социальный статус»»
2.1. Понятие и определение социального статуса
2.2. Понятие и определение социальной роли
2.3. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
2.4. Социальная группа

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР ПсЛично.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия  образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.

     Вместе  с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью  недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей.

     Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в  результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.

     Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе –  главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и облике человека, так и во внутренней позиции.

Трудной задачей  является определения главного статуса  человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).

     В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут  иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.

     Следовательно, следует различать основную, общую  иерархию статусов личности, которая  срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

     Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.

     Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место  в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.

     Высокооплачиваемый  чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем такого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

     Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

     Зачастую  имущественное положение образованного  человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.

Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет  более многосторонне, комплексно оценивать  социальную позицию.

     Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной  социальные статусы.

     Естественный  социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)

     Профессионально-должностной  социальный статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений.

     Одинаковые  по форме и содержанию решения  могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости  от авторитета и социального статуса  субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписаниям.

     Люди  обладают множеством социальных статусов, но понятие «социальный статус»  применяется, также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса» выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий.

     Социальный  статус профессии характеризует  официальное и (или) неофициальное  признание ее необходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.

     Экономическая составляющая социального статуса  профессии (экономический статус) зависит, прежде всего, от уровня материального  вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении).

     Престижная  составляющая социального статуса  профессии (престижный статус, престиж профессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческим характером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успеха, карьеры). В социально-психологическом плане определенное значение (иногда значительное) в утверждении престижности профессии играет мода на "новые профессии".

     Статусы, вступая в социальные отношения  не прямо, а только косвенно (через  их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.  

2.1. Понятие и определение социальной роли 

     Роль  (франц. role) – образ воплощенный актёром

    Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное  статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).

     Социальная  роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, её желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

     Другими словами: социальна роль – это  ожидаемая модель поведения соответствующая  определенному социальному статусу  и не зависящая от личности.

     Для каждой социальной роли поведенческие  особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса  есть процесс творческий. Статус детей  обычно подчинен взрослым, которые  от детей ожидают роли подчиненных. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.

     Каждый  социальный статус обычно включает ряд  социальных ролей.

     Совокупность  ролей, соответствующих данному  статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.

     Не  менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число  постоянно увеличивается.

     Социализация  – достаточно широкий процесс, который  включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

     В раннем детстве человек выполняет  одну роль – ребенка, которому прививают  определенные правила игры. Затем  к нему добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

     Вернувшись  к тому, что каждый индивид может  иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны  одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

     Социальная  роль состоит из:

- ролевого ожидания  и 

- ролевого исполнения (игры).

     Отметим, что между ролевым ожиданием  и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.

Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные – например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.

     Наши  роли определяются тем, что ожидают  от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о  своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания и исполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух) вызывает появление ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

     Когда поступки человека соответствуют ролевым  ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым  ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и др.). Вместе взятые поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).

     Социальные  роли могут быть институционализированными  и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

     Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается  к обычаям, нравственным нормам и  законам, характерным для статуса  данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.

     То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как  процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

     Виды  социальных ролей определяются разнообразием  социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

     Социальные  роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это  стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Информация о работе Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»