Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).

Содержание

Введение
1. Личность и социальная группа.
1.1. Личность и индивидуальность.
1.2. Периодизация развития личности
1.3. Роль личности в группе.
1.4. Личность и социальная группа
1.5. Социальная среда и личность

2. Общая характеристика понятий: «Социальная роль», «Социальная группа», «Социальный статус»»
2.1. Понятие и определение социального статуса
2.2. Понятие и определение социальной роли
2.3. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
2.4. Социальная группа

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР ПсЛично.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

           Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

     Наиболее  общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

       Существуют достоверные факты,  которые свидетельствуют о том,  что если дети с самого раннего  возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

     Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического  опыта: 1) общение ребенка со взрослыми  людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2) чтобы овладеть  теми предметами, которые являются  продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению  к ним не любую, а такую  адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

       Но, с другой стороны, не имея  биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих  человеку как биологическому  виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

     Жизнь и деятельность человека обусловлены  единством и взаимодействием  биологического и социального факторов, при ведущей роли социального  фактора.

     Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

     Психология  учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

     Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

     Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.  

2. Общая характеристика  понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа» 

2.1. Понятие и определение  социального статуса 

     Статус (от лат. – положение, состояние)

     Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.

     Наличие внутренне содержательной стороны  означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также  того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится  в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной  формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное  положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными  аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.

     Еще одной характеристикой статуса  является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая  социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали.

     Если  статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

     Статус, как статичная характеристика в  то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны  к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

     Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения  социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.

Таким образом, человек включен во множество  социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

     Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию.

Статусы могут  быть формализованными или неформализованными.

Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.

     Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет.

     Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.

Статусы могут  быть предписанными (аскриптивными) и  достигаемыми (приобретённые) статусы.

     Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён  обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи».

     То  есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.

     Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.

     Пример  эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек  эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает достигнутый статус эмигранта.

     Некоторые статусы сочетают предписанные и  достигнутые элементы. Например, получение  степени доктора математических наук является достижением. Но однажды  полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус.

     В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют  аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.

     В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место.

     Спектр и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого из статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

     Социальный  статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает  значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.

     Неравенство статусов подвержено изменению, так  в 90х годах в нашем обществе происходило изменение значимости – одних социальных статусов, таких  как, квалификация, образованность, мастерство, творческий потенциал, и увеличение значимости других, таких как, богатство, финансовые ресурсы, возможность «жить красиво».

Информация о работе Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»