Лекции "Психология семьи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:42, курс лекций

Описание работы

Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.
Определение брака и семьи

Работа содержит 1 файл

лекции пси семьи.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Характер эмоциональных  отношений в диаде «род-реб».

Эмоц общение между супругами и между родителями идеттьми имеет различие в построении эмоц отношения между супругами участвуют оба партнера; в дет-род отношениях вклад детей и родителей , со стороны род эмоц отношения к ребенку проявления в виде род любви, со стороны реенка-в виде привязанности и только в более позднем возрасте возникает любовь к родителю. (человек со способностью любить не рождается, этому учаться при жизни).

Родительская любовь имеет социально культурно-историческую припроду. По данным Кона  тольько  во 2п 18 века в европе матер любовь становится обязательной нормативной установкой, а во 2.19вв появляется детоцентрический тип семьи. Любовь к ребенку не является врожденной способностью матери и отца, она формируется в практике родительства в процессе совместной деятельности и общения с ребенком.

Типы эмоционального отношения родителя к ребенку: 1. Безусловность в момоциональном принятии ребенка- способность родителей деференцировать личность ребенка и его поведение.; 2. Условное эмоциональное принятие- любовь обусловлена достижениями ребенка, успехами. Достоинствами, хорошим поведением.( вырастают дети  с депрессивными патологиями; созависимые отношения; очень порочная форма воспитания); 3. Амвивалентное эмоциональное отношение к ребенку; 4. Индеферентные отношения – эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия,равнодушие. Причины: незрелость родителя, неспособность любить; 5. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка; 6. Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

Причины нарушений  родительской любви: 
1. Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием реенка; 2. Мистификация и искажение образа ребенка идентификация ребенка с аверсивной (вызывающий отвращение) личностью. Мистификация – навязывание родителями и детям неадекватной системы представленной о себе (все из-за теб,. «глупка»). Все что связано с виной и стыдом это манипуляция; 3. Негативное эмоциональное отношение  к ребенку , как проявление  посттавматического стресса; 4  личностные особенности родителей (инфатильность, акцентуация характера, неадекватный тип привязанности самого родителя.); 5. Индивидуально-личностные особенности ребенка; 6. Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.
 

 Материнская  любовь.

Существует два  подхода к природе материнской  любви: 1. Эволюционно-биологический(дж.боулби, винникот); 2. Культурно-исторический(лисина филиппова). Эволюционно-биологический - материнская любовь имеет биологическую природу. Родительское поведение является  запрограммированным в виде материнского инстинкта, и у человека и у животного. Мать является уникальным воспитателем, потому что ее репродуктивная функция реализуется в тесной связи: мать полностью уверена в родительстве; 2. У женщины значительно короче, чем у мужчин репродуктивный период; 3.у женщины более длительный интервал между рождением, чем у мужчин; 4.у женщин большие энергетические затраты в период вынашивания и в период рождения.

В запуске материнского инстинкта играют гормоны в связи  с беременностью и локализацией.

Культурно-исторический – материнство это социальный инстинкт, развивается на протяжении истории человечества. Материнство одна из соц ролей женщины и ее формирование определяют ценности установки традиции общество. 

Отцовская любовь в отличии от материнской является обусловленной(любит за что-то). Функции отцовской любви происходит в становлении отцовства(принятие роли отца). В исследованиях выделяют следущие параметрымучастие отца в воспитании ребонка: 1. Доступность 2.включаемость в совместную деятельность 3.ответственность(финанс, матер и т.д) 4. Мониторинг (информированность о ребенке. 

Характер моциональног отношения ребенка к родителю. Теории привязанности.

 Изучением эмоционального  отношения ребенка к родителям  занимались: фрейд эриксон хорни адлер боулби йнсворд валлон лисина эконин авдеева и другие. Наиболее полным вопрос изложен в концепции дж.боулби: привязанность – модель поведения направленное на установление и сохранение с близкими взрослыми, удовлетворяющие потребность ребенка в безопасности. В эволюции у детей д.б сформированы привязывающие модели поведения, (жесты и сигналы): плачь улыбка лепетание цепляние следование. Гештальт младенчество включает: 1. Физ свойства младенца, 2. Поведенческие особенности (неловкость, некоординированные движения). 3. Инфантильная результативность(сопение, кряхтение и т.д.)

Дж.боулби считал сенситивным периодом для формирования привязанности считается первый год жизни младенца. (он должен уметь удовлетворять свои потребности за счет окружающих его людей)

Фазы развития привязанности  по Боулби: 1) от рождения до 3х мес – неразборчивая реакция на людей (ребенок улыбается любому, даже фотографии но лицо должно быть именно в анфаз а не в профиль. Позволяет любому человеку успокаивать себя). 2. 3-6 мес.- формирование внимания на на знакомых людей(м-ц улыбается знакомым, при чужого пристально см на него; с 4-5 мес.гулят и лепечат в присутствии людей которых знают, с5мес начинают хвататься за лицо и т.д к преподчитаемому лицу). 3. 6 мес-3года.- интенсивная привязанность и активный поиск близости (привязанность к определенному человеку становится более интенсивной и исключительной; у м-ца возникает тревога разлучения; в 7-8мес возникает боязнь незнакомцев; с 8 мес ребенок начинает активно следовать за родителями. Если ребенок уверен что родитель рядом он начинает его использовать в качестве отправной точки для исследования окр мира) к концу первого года у ребка фрмируется рабочая модель объекта привязанности у ребенка формируется внутреннее представление о человеке к которому он привязан. 4. 3 года- окончаниен детства- портнерское поведение ()

До2х-3х лет ребенка  беспокоят лишь собств потребности нах-ся ближе к взрослому, с 3х лет ребенок может понять планы др, мысленно представить поведение др человека пока он отсутствует, т.е становится способным к партнерским отношениям.

 

Информация о работе Лекции "Психология семьи"