Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:42, курс лекций
Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.
Определение брака и семьи
Характер эмоциональных отношений в диаде «род-реб».
Эмоц общение между супругами и между родителями идеттьми имеет различие в построении эмоц отношения между супругами участвуют оба партнера; в дет-род отношениях вклад детей и родителей , со стороны род эмоц отношения к ребенку проявления в виде род любви, со стороны реенка-в виде привязанности и только в более позднем возрасте возникает любовь к родителю. (человек со способностью любить не рождается, этому учаться при жизни).
Родительская любовь
имеет социально культурно-
Типы эмоционального отношения родителя к ребенку: 1. Безусловность в момоциональном принятии ребенка- способность родителей деференцировать личность ребенка и его поведение.; 2. Условное эмоциональное принятие- любовь обусловлена достижениями ребенка, успехами. Достоинствами, хорошим поведением.( вырастают дети с депрессивными патологиями; созависимые отношения; очень порочная форма воспитания); 3. Амвивалентное эмоциональное отношение к ребенку; 4. Индеферентные отношения – эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия,равнодушие. Причины: незрелость родителя, неспособность любить; 5. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка; 6. Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
Причины нарушений
родительской любви:
1. Фрустрация жизненно важных потребностей
родителя в связи с воспитанием реенка;
2. Мистификация и искажение образа ребенка
идентификация ребенка с аверсивной (вызывающий
отвращение) личностью. Мистификация –
навязывание родителями и детям неадекватной
системы представленной о себе (все из-за
теб,. «глупка»). Все что связано с виной
и стыдом это манипуляция; 3. Негативное
эмоциональное отношение к ребенку
, как проявление посттавматического
стресса; 4 личностные особенности
родителей (инфатильность, акцентуация
характера, неадекватный тип привязанности
самого родителя.); 5. Индивидуально-личностные
особенности ребенка; 6. Низкая степень
удовлетворенности браком и конфликтность
в супружеских отношениях.
Материнская любовь.
Существует два
подхода к природе материнской
любви: 1. Эволюционно-биологический(дж.
В запуске материнского
инстинкта играют гормоны в связи
с беременностью и
Культурно-исторический
– материнство это социальный инстинкт,
развивается на протяжении истории человечества.
Материнство одна из соц ролей женщины
и ее формирование определяют ценности
установки традиции общество.
Отцовская любовь в
отличии от материнской является обусловленной(любит
за что-то). Функции отцовской любви происходит
в становлении отцовства(принятие роли
отца). В исследованиях выделяют следущие
параметрымучастие отца в воспитании
ребонка: 1. Доступность 2.включаемость
в совместную деятельность 3.ответственность(финанс,
матер и т.д) 4. Мониторинг (информированность
о ребенке.
Характер моциональног отношения ребенка к родителю. Теории привязанности.
Изучением эмоционального отношения ребенка к родителям занимались: фрейд эриксон хорни адлер боулби йнсворд валлон лисина эконин авдеева и другие. Наиболее полным вопрос изложен в концепции дж.боулби: привязанность – модель поведения направленное на установление и сохранение с близкими взрослыми, удовлетворяющие потребность ребенка в безопасности. В эволюции у детей д.б сформированы привязывающие модели поведения, (жесты и сигналы): плачь улыбка лепетание цепляние следование. Гештальт младенчество включает: 1. Физ свойства младенца, 2. Поведенческие особенности (неловкость, некоординированные движения). 3. Инфантильная результативность(сопение, кряхтение и т.д.)
Дж.боулби считал сенситивным периодом для формирования привязанности считается первый год жизни младенца. (он должен уметь удовлетворять свои потребности за счет окружающих его людей)
Фазы развития привязанности по Боулби: 1) от рождения до 3х мес – неразборчивая реакция на людей (ребенок улыбается любому, даже фотографии но лицо должно быть именно в анфаз а не в профиль. Позволяет любому человеку успокаивать себя). 2. 3-6 мес.- формирование внимания на на знакомых людей(м-ц улыбается знакомым, при чужого пристально см на него; с 4-5 мес.гулят и лепечат в присутствии людей которых знают, с5мес начинают хвататься за лицо и т.д к преподчитаемому лицу). 3. 6 мес-3года.- интенсивная привязанность и активный поиск близости (привязанность к определенному человеку становится более интенсивной и исключительной; у м-ца возникает тревога разлучения; в 7-8мес возникает боязнь незнакомцев; с 8 мес ребенок начинает активно следовать за родителями. Если ребенок уверен что родитель рядом он начинает его использовать в качестве отправной точки для исследования окр мира) к концу первого года у ребка фрмируется рабочая модель объекта привязанности у ребенка формируется внутреннее представление о человеке к которому он привязан. 4. 3 года- окончаниен детства- портнерское поведение ()
До2х-3х лет ребенка беспокоят лишь собств потребности нах-ся ближе к взрослому, с 3х лет ребенок может понять планы др, мысленно представить поведение др человека пока он отсутствует, т.е становится способным к партнерским отношениям.