Лекции "Психология семьи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:42, курс лекций

Описание работы

Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.
Определение брака и семьи

Работа содержит 1 файл

лекции пси семьи.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Выделяют  несколько типичных моделей после  утраты

1. «жизнь в прошлом», уход в воспоминание и идеализирование прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего. Сознательное одиночество

2. «жизнь как ожидание  смерти», подготовка к «воссоединению»  с супругом. Ожидание завершения  жизненного пути. Уход в религию  или поиск философского обоснования  завершение жизни.

3. доминирующий эгоцентризм,  полная концентрация на собственном  здоровье, благополучии, удовлетворение  собственных потребностей и интересов

4. интеграция в  семью детей, поиск новых ролей,  реализация себя в роли будущей Б/Д

5. самореализация  в проф или общественной деятельности

6. повторный брак 

Психологические кризисы семьи

Типы психологических кризисов семьи: нормативные, ненормативные.

Нормативные кризисы  которые возникают при переходе семьи с одной стадии Ж.Ц семьи на другую. Они напрвлены на разрешение противоречий между новыми задачами встающих перед семье и причем характером общения и взаимодействия между членами семьи.

С.Кратохвилл выделяет стандартное наступление нормативных кризисов семьи:

1. 3-7 лет совместной жизни; 2. 17-28 лет совместной жизни

Ненормативные - индивидуальные кризисы семьи связанные с возмещающими в ней стрессорами. Стрессоры вызывающие ненормативные кризисы разделяются на: 1. Сверхсильные- смерть близких, измена, изменение социальной ситуации в семье, заболевание и т.д; 2. Хронические неблагоприятные жилищные и материальные условия. Хронические перегрузки в проф деятельности, высокие бытовые нагрузки. Нарушение общении я, длительное хроническое заболевание 
 

Параметры функционирования семейной системы

Самоорганизация семьи  осуществляется с помощью параметров

Стандартные (стереотипы)- взаимодействия – устойчивые  способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются

Все стандарты взаимодействия могут рассматривать как     (обмен сообщениями)

П. вацлавик считает, что всякое поведение в присутствии другого человека является коммуникацией 

Изучением семейной коммуникации занимались представители  коммуникативного подхода Сатир, Вацлавик, хейли, Рассел

 На основании

Принято выделять 2 логических уровня: 1. Содержательный ( уровень коммуникации, обмен сообщениями)2. Контекстуальный (метакоммуникация)-средства понимания истинного сообщения

В реальном общении  сообщения разных логических уровней  могут совпадать конструктивные, могут не совпадать -неконструктивные. Если сообщения разных уровней противоречат друг другу, такая коммуникаи называется парадоксальной или двойным посланием.(флирт)

Изучением парадоксальной коммуникацией занимается Бейц.

Рассогласование может  наблюдаться между вербальным и невербальным  уровнем, или внутри  самого вербального послания.

Большое количество парадоксальных коммуникаций  являются те, где статус участников  взаимодействия неравный или положен запрет на  обсуждение коммуникации. Крайний вариант  парадоксальной коммуникации – ситуация «двойного зажима» Г. Бейц (выполнить не может и уйти не может).

1. человек включен  в тесные отношения с другим  человеком поэтому важно точно понимать смысл полученного сообщения, чтобы адекватно на него реагировать. 2. Передает сообщение, одно из которых отрицает другое                          3. Человек не может уточнить на какое из них реагировать

4.человек не может  покинуть ситуацию  взаимодействия, т.к данное общение для него жизненно важно

Г. Б считает что  если такая ситуация повторяется  очень часто одним из способов выхода из не е является шизофреническая симптоматика. Шизофреники не могут различить значение второго уровня; они просто перестают слышать контекст.

«двойной зажим» является  одним из патологических стандартов воздействия. К патолог. Стандартам также относятся: критика, унижение, устранение, неверие в члена семьи. 

Семейные  правила- соглашение членов семьи о том как будут строится  их взаимоотношения.

Основная задача  правил контролировать  взаимодействия в семье. Правила придают в  семье  устойчивость а членам семьи ощущение уверенности.

 Дефицит правил является источником семейных обид и конфликтов

Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила  предъявляются открыто их можно  обсуждать и изменять

Негласные правила  регулируют взаимоотношения сильнее, они не открыты.

Правила могут быть  культурно-заданными и уникальными. К-з.- правила которые задаются всеми семьями данной культуры.

Уникальные правила  разделяются только в конкретной семье. (ребенка в семье только хвалят) на каждой стадии ж.ц  должна происходить ревизия правил(правила д.изменятся.) нарушают семейное функционирование негласные и ригидные правила. Когда старые правила приходят в противоречия с новой ситуацией, происходит кризис. Это очень важный механизм функционирования семьи. 

Семейные  мифы.

Семейный образ  отвечает на вопрос кто мы и отвечает «мы это..». функции с.о является  регуляция                    о.с может быть адекватным и неадекватным. Адекватный образ- реалистическое, согласованное, динамический, эффективно регулирует жизнь в целом.

Неадекватный образ - имеет образ семейного мифа. С.м.- это объединяющая всех членов семьи образ, идея, история. Основная функция- скрыть от сознания отвергаемую инфо о семье и о каждом ее члене. Семейный миф- это защитная функция семьи.

Первыми семейные мифы описали представители миканской школы пратта , чеккин, л.босколо,м.с. палаццоли.

Наиболее известными мифами являются: «мы дружная семья» «спасатель» «мы семья героев».

Семейный миф формируется  в течении 3х поколений в жизни семьи. В 1м поколении является мифом, в 3м он становится семейной дисфункцией. 

Стабилизаторы семейной системы.

С.С.С-это то, что скрепляет семью, помогает членам семьи держаться вместе. Стабилизаторы могут быть функциональными и дисфункциональными. К функ-м относятся: любовь, дети, общие дела, хобби, страх одиночества, общественное мнение. К дисф-м относятся симптоматическое поведение членов семьи.

Под симптоматическим поведением понимают широкий  класс  нарушений , от нарушения поведения и заканчивая пси расстроиствами, которые:

1. оказывают значительное  влияние на людей, 2.непроизвольный, 3. Не поддаются контролю их носителя.

С.п всегда является коммуникативным посланием,. Но не в открытом виде, а в виде метафоры. При анализе с.п  целесообразно задать вопрос: 1. Что сообщает этим человек. 2. К чему приводит  такое поведение в межличностных отношениях. 3. В чем его вторичная выгода. 

Истории семьи складываются из прошлого опыта жизни членов семьи, в своей родительской семье, в прошлых браках, и не в брачных отношениях

1.прошлого приносят  в свою семью правила и мифы  из род. семьи, либо в неизменном виде, либо в противоположности 2. Ожидание и потребности которые сформировались в род. семье.

При анализе  семейной ис тории следует выделить следующие компоненты: 1. Порядок рождения детей, пол разницу в возрасте между детьми в семье 2. Совпадение жизненных событий 3. Повторение партнеров (моделей)  функционирования в следующих поколениях.

Дети с одинаковым порядком имеют близкие черты  характера.

Старшим свойственна  ответственность, добросовестность, честолюбие, повышенная невротизация, стремление заботится о других. Младшие - беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство, не высокая ответственность.

Средний ребенок  обладает х-ми и старшего и младшего.

Единственный ребенок  одновременно является и старшим и младшим, больше чем другие.

«особый»- любо кто то страдающий болезнями либо выполняющие особые ф-ии.

Порядок рождения ребенка  в семье  влияет на построение собственного брака. Выделяют браки:

1. комплиментарный брак - в котором один из супругов старший ребенок в семье, а другой младший.

2.некомплиментарный  – брак партнеров  с одинаковыми порядковыми позициями рождения в родительской семье.

3. частично комплиментарнный- брак при котором 1 или оба супруга являются средними детьми в семье.

Совпадение  жизненных событий  в семье.

Под ключевыми жизненными событиями понимают: рождение-смерть, заключение брака - развод, временное разделение, переезды, смена местожительства учебы, работы, серьезные успехи и неудачи. В семье часто несвязанными событиями происходят в одно и тоже время. Черников выделил ряд особенностей  совпадение ж.с:

1. группировка важных жизненных ситуаций чаще всего наблюдаются в переходный период жизненного цикла

2. совпадение ж.с в семье часто сочетаются  с возникновением или обострением  симптомов у ее членов 3. Совпадение событий м.б реакцией      (депрессия , смерть матери в августе)

4. совпадение важных  событий с рождением ребенка  могут сделать его особенным 

Повторение моделей, дисфункция в следущих поколениях.

Передача моделей  дисфункционального поведения получили название  семейных программ или сценарий. Наиболее эффективный метод анализа сем. сценариев является метод генограммы предложенный Мюрейем боуэном. Одним из механизмов передачи дисфункциональных патерков является создание устойчивых вертикальных коалиций.( матери и дочери, сыновья и отцы и т.д). функциональными являются только горизонтальные коалиции.

Любая диада в  т.ч и супружеская пара является минимально устойчивой социальной системой. Более устойчивой является триада. В благоприятной ситуации диада может существовать  норм, но при возникновении внеш или внутр  стресса взаимоотношения легко становятся конфликтными. Это может привести  к разводу, если отношения чем нибудь не стабилизировать. В качестве стабилизатора становится 3й участник: ребенок, друг, сосед, родитель, болезни. Вовлечение 3го в диаду называется триамбуляцией. Образуется семейный треугольник, в котором формируется устойчивые каналы эмоц разрядки. 

Родительство как социокультурный феномен.

Важнейшими функциями  семьи являются: 1. Репродуктивная (биол.продолжение рода); 2. Воспитательная (соц продолжение рода).

Социализация –  двусторонний процесс включающий с  себя с одной стороны- усвоение индивидом соц.опята, путем вхождения в соц. Среду, систему соц. Связей,  а с др стороны – процесс активного воспроизводства индивида, соц.связей за счет  его активной деятельсти, активного включения в соц.среду.

Семья является институтом первичной социализации ребенка. Кроме общественной функции соц-ия воспит детей, выполняет индивидуальные потребности: 1. П-ть в род-ве; 2. П-ть в общении с детьми; 3. Самореализация в детях.

Родительство(карабанова)- система предписанных обществом и культурой норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми, их воспитания в семье и определяющих содержание ролей и модели ролевого поведения.

Родительство(овчарова)- соц-псих феномен, п.с эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя. Реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Дет-род.отношения – непрерывные и длительные отношения между ре и род-ем, опосредованные возрастными особенностями реб и является важнейшими детернинантами его психического развития и процесса социализации. Характеризуется сл параметрами: 1. Характер эмоц связи в диаде «род-реб»; 2. Мотивы воспитания и род-ва; 3. Степень вовлеченности род и реб в дет-род отношения; 4. Удовлетворение потребностей ребенка; 5. Стиль общения и взаимодействия с ребеном; 6. Способы разрешения пробдемных и конфликтных ситуаций; 7. Особенности социального контроля; 8. Степень устоичивости и последовательности семейного воспитнаия.

Интегративные показатели дет-род отношений:

1.Род.позиция; 2. Тип семейного воспитания; 3. Образ родителя как воспитателя и образ системы семейного восприятия у ребенка.

Информация о работе Лекции "Психология семьи"