Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:42, курс лекций
Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.
Определение брака и семьи
Показатели характеризующую структуру семейных отношений
1. сплоченность (связь)-психологическое расстояние между членами семьи, которая появляется в эмоциональной близости и привязанности друг к дргу. Сплоченность может варьироваться от чрезмерной сплоченности(симбиоз) до полной разобщенности. В целом созависимые отношения-крепкие
2. гибкость – готовность к изменениям в семейном руководстве, семейных ролях и правилах регулирования взаимоотношения. Варьируются от чрезмерной гибкости(хаотичной) до абсолютно гибкой
3. иерархия – характеризует распределение власти, ролей, и обязанностей в семье. Выделяют 2 типа семей с т.з иерархии: 1. Авторитарные (один член семьи властвует) 2. Демократические(власть поровну).
4. подсистемы-внутри
семьи как семейной системы можно выделить
отдельные подсистемы: 1) подсистемы объединяющие
членов семьи принадлежащих к одному покалению(супружеская,детская)
5. Границы семьи. Выделяют 2 типа границ семьи: 1) внешние границы семьи; 2) внутренние границы семьи.
Внешние границы характеризуют отношения семьи с социумом. Границы задаются правилами жизни в семье. Внешние границы могут быть: 1. Жесткими; 2. Прозрачными; 3. Гибкими. Жесткие границы: требования и нормы социума не проникают в семью. Прозрачные – максимально полное соответствие социуму( легкое проникновение) [может принести больше, а хватит 500 рэ]; гибкие- границы при которых семья учитывает требования социума и свои интересы.
Внутренние границы – это границы между внутренними системами семей(супружескими и детскими, и т.д.) (жесткие прозрачные гибкие). Жесткие[ребенку что-то надо, родители говорят не мешай], прозрачные[нет границ, читают дневники ребенка, песочница и папа]; гибкие[все в норме, все в меру родители и дети знают друг о друге].
Внешние и внутренние границы закономерны между собой: если внешние границы в семье жесткие, то внутренние прозрачные и наоборот.
Под структурой семьи
понимают число ее членов, их состав,
а также характер взаимоотношений
между ними
Основные свойства семейной системы:
1. целостность (холизм)-все со всем взаимосвязано, единая психологическая система
Основными признаками целостности системы являются: 1. Семья как целое больше чем сумма его частей; 2. Факторы затрагивающие отдельных членов семьи влияют в целом; 3. Изменение системы в целом. Отражается на под системах и на каждом отдельном члене
2. открытость – семейная система нах-ся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Она обменивается инфо и энергией.
3. четкая самоорганизация – поведение семейной системы всегда целесообразно. А источник ее преобразований лежит внутри системы. Самоорганизация обеспечивается: 1. Стереотипами челенов семьи. 2.границами семейной системы 3. Семейными правилами 4. Семейными мифами 5. Стабилизаторами семейной системыю 6. Семейными историями
4.
Тотальность- семейная система является
первичной по отношению входящих в нее
элементов (семьья сильней чем желание
отдельного чл. семьи)
Законы функционирования семейной системы.
1. закон гомеостаза – всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Любое отклонение от привычного равновесия семьей фиксируется и семья предпринимает действия для возвращения системы в прежнее состояние. Механизм фиксации и возвращения называется механизмом обратной связи. Закон гомеостаза обладает большой силой. Если колебания становится слишком сильными, то в семье наступает кризис. Который приводит либо к новому уровню функционирования, либо к распаду семьи.
2.
закон развития
гласит, что всякая семейная система стремится
пройти полный жизненный цикл.
Жизненный цикл семьи
Одной из важнейшей
характеристики является ее динамика.
Динамика-изменение ее структуры и функций
в зависимости от ее ЖД. Впервые понятие
ж.ц семьи было введено американскими
социологами дюваль и хилл. В 1948-50 гг предложили
первую зарубежную периодизацию ж.ц семьи.
Первую отечественную периодизацию ж.ц
семьи разработала Васильева.
Периодизация ж.ц семьи Кортера и Макголдрик (1988).
Критерии периодизации:
1. жизненные цели семьи
2. задачи реализуемой семьей для достижения целей
3. состав семьи
4. Нормативные кризисы семьи.
Ж.ц включает в себя
6 стадий:
1. Добрачный период
2. заключение брака и образование новой семейной пары.
3. семья с маленькими детьми
4. с детьми подр возраста
5. период преобретения детьми взрослого статуса и их сипарация (отделение)
6. период жизни
семьи после отделения детей
Добрачный период (стадия монады).
Цель: достижение экономической и эмоциональной самостоятельности, принятие ответственности за себя и за свою судьбу
Основное содержание: поиск брачного партнера
Задачи: 1. формирование эгоидентичности (не сформировавшиеся цели, чего хотят, кто они);2. эмоциональная дифференциация от семьи родителей в приобретении независимости; 3. приобретение профессии и достижение финансовой независимости от родителей; 4. развитие навыков ухаживания и привлечение партнера
Заканчивается эта стадия встречей с будущем партнером и заключение брака с ним
Если задачи не решены их придется решать на следующих стадиях в дополнении к новым задачам.
Заключение брака и образование пары(диада, фаза без детей)
Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака
Основные задачи: заключение семейного договора. Семейный договор включает в себя:
1. выработку и
согласование семейных
Данная стадия является первым нормативным кризисом. На этой стадии 3-4% семей разводятся на 1ом году жизни. Частой причиной разводов и сильных кризисов являются неадекватные мотивации заключения брака:
1. мотив ухода из родительской семьи; 2.на зло обидевшего любимого, по причине низкой самооценки;
3. незапланированной беременности; 4. Реализация «плана замужества»;
5. легализация сексуальных отношений
На данной стадии являются установление внешних границ. Они вкл в себя решение следующих вопросов: «кто из знакомых М или Ж будет допущен и как часто»; «на сколько разрешено пребывание супругов без семьи партнера»; «на сколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей»
Семья с маленькими детьми до подр.возраста. стадия наступает когда преодолен кризис и появляется ребенок (триада).
Цель: расширение семейной системы, путем включения в нее новых членов. Начало реализации воспитательной функции семьи.
Кризис наступает когда надо снова передоговариваться.
Задачи: 1.изменение структурно-функционального строения семьи. 2. Адаптация семейной системы с включением детей. 3. Выработка стратегии тактики и методики воспитания детей. Установление новых отношений с расширенной семьей.
Трудности данной стадии: иногда рождение ребенка переживается семьей как утрата собственного детства . появлению ребенка часто приводит к рутинным и монотонным будням. 3. Дефицит самореализации у женщин. 4. Возникновение ревности у отца к ребенку. 5. Вновь актуальными могут стать вопросы не решенные на предыдущих стадиях.
На данной стадии активно начинает работать стабилизаторы семейной системы , все что скрепляет семью-любовь дети, хозяйство в т.ч и симптоматическое поведение в семье.
Внутри этой стадии можно выделить подстадии: 1. семья с младенцами, 2. С дошкольниками, 3. С мл.шк
На этой стадии может появится 2ой ребенок.
Трудности: 1.ревность старшего ребенка к младшему, 2. Построение границ 2ой подсистемы (детской)
Усиление семейного кризиса наблюдается когда и 1й ребенок идет в шк. Семья вплотную сталкивается с нормами и правилами социума, и впервые семья получает оценку своих воспитательных стараний. На этой стадии семья решает какую цену она готова платить в целях социума. На этом основании выделяют семьи:
1) гиперсоциализирующая (внеш границы прозрачные, внутр жесткие)- семья готова на все
2. дисседенская – семья стоящая в оппозиции к социуму (внеш жесткие, внутр прозрачные)
3. гибкая семья-семья без фанатизма ко всему относится
Трудности этого периода:
1. родители впервые принимают факт ухода ребенка из семьи
2. проблемы шк фобии и дезадаптации у детей
Если мать не работала до поступления ребенка в шк, то трудностью является уровень тревожности (выход мамы на работу)
Семья с детьми подросткового возраста.
Особенность: на стадии наблюдается совпадение или незначительное пересечение взрослых кризисов каждого поколения в системе семьи. Это кризис подросткового возраста ребенка. Кризис середины жизни родителей и кризис пожилого возраста у стариков.
Цель: развитие С.С с учетом растущей независимости детей и необходимость заботы о старших поколениях.
Задачи: 1. Подготовка подростка к сепарации т.е 1. Необходимо пересмотреть всю систему детско-родительских отношений, признать права подростка на взрослость, предоставить ему необходимую и независимую самостоятельность. 2.забота о старшем поколении 3.перераспределение ролей в семье. Главенствующую роль должны занять родители а прародители ее отдать. 4 успешное разрешение возрастных кризисов всеми поколениями
Ведущую роль в семейной подсистемы играет супружеская подсистема
В дисфункциональных семьях подведение итогов половины жизни сопровождаются чувством разочарования в семейной жизни, утратой любви, обесценивание партнера.
В кризисе половины жизни наблюдается возрастание измен причинами которых является нестабилизация. А поиск нового партнера, смена профессии, смена местожительства
На этой стадии чаще всего инициаторами развода являются женщины.
На этой стадии обостряются супружеские отношения в дисфункц семьях, накопленные вопросы на предыдущих стадиях. В дисфункц семьях возникает угроза реального распада. Если семья распадается. Родители по-прежнему выполняют родительские функции. В качестве стабилизатора часто выступает симптоматическое поведение членов семьи. Также симптоматическое поведение характерно ребенку на этой стадии.
Период отделения детей, приобретение взрослого статуса
Особенность: прекращение выполнения функции воспитания детей, при сохранении профессиональной и социальной активности.
Цель: формирование гибкой С.С с открытыми границами. Это самая кризисная стадия
Задачи: 1. Деконструкция С.С как диады;2.формирование новых совместных отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослыый».; 3. расширение С.С путем включения новых;4.всеобъемлющая забота о старшем поколении. Принятие не диспособности или возможной смерти прародителя.
В дисфункциональных семьях при нарушении супружеских отношений , детей семья не отпускает, т.к дети являются стабилизаторами семьи. Чтоб не распался брак.
Одним из способов сохранить семью является препятствие сепарации детей: 1. сепарация м.б позволена ребенку формально; 2. симптом. поведение у родителей; 3. пси расстройства родителей и детей.
В некоторых случаях дети из д.с для сепарации приходят к разрыву отношений с родителями. Разрыв не является сепарацией.
Семья после отделения детей.Стадия начинается когда один или оба супруга входят в период старения.
Цель: перестройка системы отношений поколей в рамках расширенной семьи с учетом возрастных изменений.
Задачи: 1. Сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности в период утраты и ввзможностей;
2. изменение ролевой структуры семьи (роль бабушек и дедушек); 3. переживание фактов смерти супругов. Симплингов, друзей и т.д; 4. построение модели жизни после смерти супругов; 5. подведение итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти; 6. поддержка