Лекции "Психология семьи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:42, курс лекций

Описание работы

Семья как культурно исторический феномен. Историческое происхождение брака и семьи.
Определение брака и семьи

Работа содержит 1 файл

лекции пси семьи.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Показатели характеризующую структуру семейных отношений

1. сплоченность (связь)-психологическое расстояние между членами семьи, которая появляется в эмоциональной близости и привязанности друг к дргу. Сплоченность может варьироваться от чрезмерной сплоченности(симбиоз) до полной разобщенности. В целом созависимые отношения-крепкие

2. гибкость –  готовность к изменениям в семейном руководстве, семейных ролях и правилах регулирования взаимоотношения. Варьируются от чрезмерной гибкости(хаотичной) до абсолютно гибкой

3. иерархия – характеризует распределение власти, ролей, и обязанностей в семье. Выделяют 2 типа семей с т.з иерархии: 1. Авторитарные (один член семьи властвует) 2. Демократические(власть поровну).

4. подсистемы-внутри семьи как семейной системы можно выделить отдельные подсистемы: 1) подсистемы объединяющие членов семьи принадлежащих к одному покалению(супружеская,детская); 2) подсистемы  объединяющие  разные покаления (мужская,женская). Основными подсистемами  являются: 1. Супружеская; 2. Родительская; 3.симблинговая(детская).

5. Границы семьи.  Выделяют 2 типа границ семьи: 1) внешние границы семьи; 2) внутренние границы семьи.

Внешние границы характеризуют  отношения семьи с  социумом. Границы задаются правилами жизни в семье. Внешние  границы могут быть: 1. Жесткими; 2. Прозрачными; 3. Гибкими. Жесткие границы: требования и нормы социума  не проникают в семью. Прозрачные – максимально полное соответствие социуму( легкое проникновение) [может принести больше, а хватит  500 рэ]; гибкие- границы при которых семья учитывает требования социума и свои интересы.

Внутренние  границы – это границы между внутренними системами семей(супружескими и детскими, и т.д.)  (жесткие прозрачные гибкие). Жесткие[ребенку что-то надо, родители говорят не мешай], прозрачные[нет границ, читают дневники ребенка, песочница и папа]; гибкие[все в норме, все в меру родители и дети знают друг о друге].

Внешние и внутренние границы  закономерны между собой: если внешние границы в семье  жесткие, то внутренние прозрачные и  наоборот.

Под  структурой семьи  понимают число ее членов, их состав, а также характер взаимоотношений  между ними 
 

Основные  свойства семейной системы:

1. целостность (холизм)-все со всем взаимосвязано, единая психологическая система

Основными признаками целостности системы являются: 1. Семья как целое больше чем  сумма его частей; 2. Факторы затрагивающие отдельных членов семьи влияют в целом; 3. Изменение системы в целом. Отражается на под системах и на каждом отдельном члене

2. открытость – семейная система нах-ся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Она обменивается инфо и энергией.

3. четкая самоорганизация – поведение семейной системы всегда целесообразно. А источник ее  преобразований лежит внутри системы. Самоорганизация обеспечивается: 1. Стереотипами          челенов семьи. 2.границами семейной системы 3. Семейными правилами 4. Семейными мифами 5. Стабилизаторами семейной системыю 6. Семейными историями

4. Тотальность- семейная система является первичной по отношению входящих в нее элементов (семьья сильней чем желание отдельного чл. семьи) 
 

Законы  функционирования семейной системы.

1. закон  гомеостаза – всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Любое отклонение  от привычного равновесия  семьей фиксируется и семья предпринимает действия для возвращения системы в прежнее состояние. Механизм фиксации и возвращения называется  механизмом обратной связи. Закон гомеостаза  обладает большой силой. Если колебания становится слишком сильными, то в семье наступает кризис. Который приводит либо к новому уровню функционирования, либо к распаду семьи.

2. закон развития  гласит, что всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. 

Жизненный цикл семьи 

Одной из важнейшей  характеристики является ее динамика. Динамика-изменение ее структуры и функций в зависимости от ее ЖД. Впервые понятие ж.ц семьи было введено американскими социологами дюваль и хилл. В 1948-50 гг предложили первую зарубежную периодизацию ж.ц семьи. Первую отечественную периодизацию ж.ц семьи разработала Васильева. 

Периодизация ж.ц семьи Кортера и Макголдрик (1988).

Критерии периодизации:

1. жизненные цели  семьи

2. задачи реализуемой  семьей для достижения целей

3. состав семьи

4. Нормативные кризисы  семьи.

Ж.ц включает в себя 6 стадий: 
1. Добрачный период

2. заключение брака  и образование новой семейной  пары.

3. семья с маленькими  детьми

4. с детьми подр возраста

5. период преобретения детьми взрослого статуса и их сипарация (отделение)

6. период жизни  семьи после отделения детей 

Добрачный период (стадия монады).

Цель: достижение экономической и эмоциональной самостоятельности, принятие ответственности за себя и за свою судьбу

Основное  содержание: поиск брачного партнера

Задачи: 1. формирование эгоидентичности (не сформировавшиеся цели, чего хотят, кто они);2. эмоциональная дифференциация от семьи родителей в приобретении независимости; 3. приобретение профессии и достижение финансовой независимости от родителей; 4. развитие навыков ухаживания и привлечение партнера

Заканчивается эта  стадия встречей с будущем партнером и заключение брака с ним

Если задачи не решены их придется решать на следующих стадиях в дополнении к новым задачам.

Заключение  брака и образование  пары(диада, фаза без детей)

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака

Основные  задачи: заключение семейного договора. Семейный договор включает в себя:

1. выработку и  согласование семейных ценностей; 2.определение семейной иерархии; 3.распределение ролей и функции в семье; 4.определение финансово-экономического статуса семьи; 5.решение территориальной проблемы семьи;6 организация досуга; 7. определение баланса «близости - отдаленности»; 8. установление отношений с расширенной семьей и т.д

Данная стадия является первым нормативным кризисом. На этой стадии 3-4% семей разводятся на 1ом году жизни. Частой причиной разводов и сильных  кризисов являются неадекватные мотивации  заключения брака:

1. мотив ухода  из родительской семьи; 2.на зло обидевшего любимого, по причине низкой самооценки;

3. незапланированной  беременности; 4. Реализация «плана замужества»;

5. легализация сексуальных отношений

На данной стадии являются установление внешних границ. Они вкл в себя решение следующих вопросов: «кто из знакомых М или Ж будет допущен и как часто»; «на сколько разрешено пребывание супругов без семьи партнера»; «на сколько  допустимо вмешательство в брак со стороны родителей»

Семья с маленькими детьми до подр.возраста. стадия наступает когда преодолен кризис и появляется ребенок (триада).

Цель: расширение семейной системы, путем включения в нее новых членов. Начало реализации воспитательной функции семьи.

Кризис наступает когда надо снова передоговариваться.

Задачи: 1.изменение структурно-функционального строения семьи. 2. Адаптация семейной системы с включением детей. 3. Выработка стратегии тактики и методики воспитания детей. Установление новых отношений с расширенной семьей.

Трудности данной стадии: иногда рождение ребенка переживается семьей как утрата собственного детства . появлению ребенка часто приводит к рутинным и монотонным будням. 3. Дефицит самореализации у женщин. 4. Возникновение ревности у отца к ребенку. 5. Вновь актуальными могут стать вопросы не решенные на предыдущих стадиях.

На данной стадии активно начинает работать стабилизаторы  семейной системы , все что скрепляет семью-любовь дети, хозяйство в т.ч и симптоматическое поведение в семье.

Внутри этой стадии можно выделить подстадии: 1. семья с младенцами, 2. С дошкольниками, 3. С мл.шк

На этой стадии может  появится 2ой ребенок.

Трудности: 1.ревность старшего ребенка к младшему, 2. Построение границ 2ой подсистемы (детской)

Усиление семейного  кризиса наблюдается когда и 1й ребенок идет в шк. Семья вплотную сталкивается с нормами и правилами социума, и впервые семья получает оценку своих воспитательных стараний. На этой стадии семья решает какую цену она готова платить в целях социума. На этом основании выделяют семьи:

1) гиперсоциализирующая (внеш границы прозрачные, внутр жесткие)- семья готова на все

2. дисседенская – семья стоящая в оппозиции к социуму (внеш жесткие, внутр прозрачные)

3. гибкая семья-семья  без фанатизма ко всему относится

Трудности этого  периода:

1. родители впервые  принимают факт ухода ребенка из семьи

2. проблемы шк фобии и дезадаптации у детей

Если мать не работала до поступления ребенка в шк, то трудностью является уровень тревожности (выход мамы на работу)

Семья с детьми подросткового  возраста.

Особенность: на стадии наблюдается совпадение или незначительное пересечение взрослых кризисов каждого поколения в системе семьи. Это кризис подросткового возраста ребенка. Кризис середины жизни родителей и кризис пожилого возраста у стариков.

Цель: развитие С.С с учетом  растущей независимости детей и необходимость заботы о старших поколениях.

Задачи: 1. Подготовка подростка к сепарации т.е  1. Необходимо пересмотреть всю систему детско-родительских отношений, признать права подростка на взрослость, предоставить ему необходимую и независимую самостоятельность. 2.забота о старшем поколении 3.перераспределение ролей в семье. Главенствующую роль должны занять родители а прародители ее отдать. 4 успешное разрешение возрастных кризисов всеми поколениями

 Ведущую роль в семейной подсистемы играет супружеская подсистема

В дисфункциональных семьях подведение итогов половины жизни сопровождаются чувством разочарования в семейной жизни, утратой любви, обесценивание партнера.

В кризисе половины жизни наблюдается возрастание измен причинами которых является нестабилизация. А поиск нового партнера, смена профессии, смена местожительства

На этой стадии чаще всего инициаторами развода являются женщины.

На этой стадии обостряются супружеские отношения в дисфункц семьях, накопленные вопросы на предыдущих стадиях. В дисфункц семьях возникает угроза реального распада. Если семья распадается. Родители по-прежнему выполняют родительские функции. В качестве стабилизатора часто выступает симптоматическое поведение членов семьи. Также симптоматическое поведение характерно ребенку на этой стадии.

Период  отделения детей, приобретение взрослого  статуса 

Особенность: прекращение выполнения функции воспитания детей, при сохранении профессиональной и социальной активности.

Цель: формирование гибкой С.С с открытыми границами. Это самая кризисная стадия

Задачи: 1. Деконструкция С.С как диады;2.формирование новых совместных отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослыый».; 3. расширение С.С путем включения новых;4.всеобъемлющая забота о старшем поколении. Принятие не диспособности или возможной смерти  прародителя.

 В дисфункциональных семьях при нарушении супружеских отношений , детей семья не отпускает, т.к дети являются стабилизаторами семьи. Чтоб не распался брак.

Одним из способов сохранить  семью является препятствие сепарации детей: 1. сепарация м.б позволена ребенку формально; 2. симптом. поведение у родителей; 3. пси расстройства родителей и детей.

В некоторых случаях  дети из д.с для сепарации приходят к разрыву отношений с родителями. Разрыв не является сепарацией.

Семья после отделения  детей.Стадия начинается когда один или оба супруга входят  в период старения.

Цель: перестройка системы отношений поколей в рамках расширенной семьи с учетом возрастных изменений.

Задачи: 1. Сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности в период утраты           и ввзможностей;

2. изменение ролевой  структуры семьи (роль бабушек  и дедушек); 3. переживание фактов смерти супругов. Симплингов, друзей и т.д; 4. построение модели жизни после смерти супругов; 5. подведение итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти; 6. поддержка

Информация о работе Лекции "Психология семьи"