Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 05:44, курс лекций

Описание работы

§1. Предмет, объект и методы психологии.
§2. Основные отрасли психологии.
§3. Место психологии в системе наук.
§4. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика Курс лекций.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

 

§21. Эмоции и  чувства.

 

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают  неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического. Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций.

 Представляется плодотворной  позиция по этому вопросу В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

 

Эмоциональные явления

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно  эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

  1. реакция тревоги;
  2. сопротивление;
  3. истощение.

По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной  стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

ЧУВСТВО — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению, они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей.

Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как И сама личность.

В онтогенезе чувства  появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту.

В процессе формирования личности чувства организуются в  иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

  1. особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом; б) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;
  2. к области чувств нравственных относится все то. что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;
  3. деятельность познавательная порождает чувства познавательные или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине;
  4. чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувствами нравственными и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства  подразделяют так:

  1. конкретные – например, чувства к ребенку, произведению искусства;
  2. обобщенные – чувства к детям вообще, к музыке;
  3. абстрактные – чувства справедливости, трагического.

Отсутствие исчерпывающей  классификации чувства объясняется  их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

 

Литература.

              1. Леонтьев А.И.
              2. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
              3. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. – М., 1988.
              4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991.
              5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

 

 

 

Глава VII. психология человеческих взаимоотношений.

§22 Общение.

§23 Межличностные  отношения в группах и коллективах.

§24 Психология малых групп.

§25 Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Литература.

 

§22 Общение.

 

ОБЩЕНИЕ – 1. Сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Осуществляемое знаковыми  средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. 

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

Ввиду сложности и  емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных  оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. 

Его социальный смысл  состоит в том, что оно выступает  средство передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности

Подлинно человеческое общение невозможно без участия  сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и  оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Близкая к этой классификация  выделяет стороны:

  1. информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
  2. регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
  3. аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

  1. как основную рабочую — инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
  2. синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших»
  3. трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  4. функций самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения  выделяется восемь функций общения:

  1. контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  2. информационная, цель которой — обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
  3. побудительная, цель коей — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  4. координационная, цель коей — взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
  5. функция понимания, цель коей — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
  6. амотивная, цель коей — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  7. функция установления отношений, цель коей — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
  8. функция оказания влияния, цель коей — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Информация о работе Лекции по "Психологии"