Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 05:44, курс лекций
§1. Предмет, объект и методы психологии.
§2. Основные отрасли психологии.
§3. Место психологии в системе наук.
§4. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Сущность процесса.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Классификация.
Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:
внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Развитие процесса.
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Литература.
Глава VI. психология личности.
§19. Общее представление о личности.
§20. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
§21. Эмоции и чувства.
Литература.
§19. Общее представление о личности.
ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, Сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
* В широком, традиционном смысле – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.
* В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Согласно Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществ Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возрасти. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают Прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть с их точки зрения интересов и задач общества. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устойчивость и развитие. Но в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность коего определяется прежде всего собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства члена общества — воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг.
* Для психологической
конкретизации понятия
представляется с точки зрения самого субъекта рост и функционирование его личности.
Критерии сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах
иерархии в одном определенном
смысле — как способности
2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).
В дидактическом плане все свойства» отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.
В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия направляющие личность на решение жизненных задач.
Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.
Западная психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В психологии гормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, коей не оставалось места в механистической схеме "стимул — реакция". Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу» Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и пр. успехи западной эмпирической психологии весьма заметны.
В отечественной психологии проблема личности решалась с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве — но не тождестве
— чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения
преобразует и себя, становясь личностью.
Личность характеризуется:
1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписании,
2) направленностью ~ устойчивой доминирующей системой мотивов -"' интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр.. в коих проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурам (системами смысловыми динамическими, по Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
4) степенью осознанности
своих отношений к
Развитая личность обладает разбитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.
Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то. каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.
Личность как субъект
отношений межличностных
Индивид в своем развитии испытывает социально Детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально Сачимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности Сраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.
§20. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.
Коренным, исходным понятием является понятие человек. Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своих потребностях, интересах и идеалах.
Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный его признак. Он – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания человека как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль – это социальная функция личности.
Если понятие "человек" включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие "индивид" характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие "индивид" входят такие качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.