Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 05:44, курс лекций

Описание работы

§1. Предмет, объект и методы психологии.
§2. Основные отрасли психологии.
§3. Место психологии в системе наук.
§4. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика Курс лекций.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Сущность процесса.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и  опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Классификация.

Речь  является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и  т. д.

  • Внешняя – средство общения;
  • Внутренняя – средство мышления;
  • Письменная – один из способов запоминания информации;
  • Диалог – двусторонний обмен информации;
  • Монолог – процесс рассуждения;

Развитие процесса.

Первое слово ребенка  по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил  бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые  изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые  совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

 

Литература.

        1. Немов Р.С. Психология: в 3 т. – т.1. – М., 2000
        2. Найссер У. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
        3. Словарь практического психолога – М., 2001.

 

 

 

Глава VI. психология личности.

§19. Общее представление  о личности.

§20. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

§21. Эмоции и  чувства.

Литература.

 

§19. Общее представление  о личности.

 

ЛИЧНОСТЬ - феномен  общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, Сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система  непрерывно взаимодействующих между  собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

* В широком, традиционном  смысле – индивид как субъект  социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.

* В узком смысле  — определяемое включенностью  в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Согласно Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществ Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возрасти. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают Прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает  с традиционной трактовкой — в  широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть с их точки зрения интересов и задач общества. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устойчивость и развитие. Но в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность коего определяется прежде всего собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства члена общества — воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг.

* Для психологической  конкретизации понятия личности  нужно ответить хотя бы на вопросы о том. в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как

представляется с точки зрения самого субъекта рост и функционирование его личности.

Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах  иерархии в одном определенном  смысле — как способности преодолевать  собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно божившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному  руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане  все свойства» отношения и  действия личности можно условно  объединить в четыре тесно связанные  функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного  развития человека системы регуляции  и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более  сложные психические свойства, отношения и действия направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.

Западная психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В психологии гормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, коей не оставалось места в механистической схеме "стимул — реакция". Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу» Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и пр. успехи западной эмпирической психологии весьма заметны.

В отечественной психологии проблема личности решалась с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве — но не тождестве

— чувственной сущности ее носителя — индивида и условий  социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения

преобразует и себя, становясь  личностью.

Личность характеризуется:

1) активностью — стремлением  субъекта выйти за собственные  пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписании,

2) направленностью ~ устойчивой  доминирующей системой мотивов -"' интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр.. в коих проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми  структурам (системами смысловыми  динамическими, по Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности  своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Развитая личность обладает разбитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о  себе, конструируемая индивидом в  процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то. каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект  отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  1. личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  2. личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое — как личностное;
  3. личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

Индивид  в  своем  развитии  испытывает  социально Детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально Сачимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности Сраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

 

§20. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.

Коренным, исходным понятием является понятие человек. Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своих потребностях, интересах и идеалах.

Человек вместе с тем  существо общественное, и это самый  существенный его признак. Он – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания человека как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль – это социальная функция личности. 

Если понятие "человек" включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие "индивид" характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие "индивид" входят такие качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность –  это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно  содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Информация о работе Лекции по "Психологии"