Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 05:44, курс лекций

Описание работы

§1. Предмет, объект и методы психологии.
§2. Основные отрасли психологии.
§3. Место психологии в системе наук.
§4. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика Курс лекций.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и   Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

 Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (cognito - знание, лат.). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной  психологией были выявлены важнейшие  свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

Ее виднейшие представители  Г. Олпорт, Г., Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического, благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно  также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад  в развитии психологии XX в. внесли наши ученые Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.            А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П. Я. Гальперин  рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Литература

1. Ждан А.  Н. История психологии. От античности  до наших дней. М., 1999.

2. Немов Р.  С. Психология: в 2 т. - т. 1. М., 2000.

3. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М., 1999.

4. Рубинштейен  С. Л. Проблемыобщей психологии: в 2т. – М., 1989.

5. Введение  в психологию / под общ. ред.  проф. А.В. Петровского. – М., 1996.

6. Годфруа Ж.  Что такое психология: В 2 т.  – М., 1992.

 

Глава ii. сущность и генезис психики.

§5. Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

§6. Структура и функции психики.

Литература.

 

§5. Понятие о психике. Развитие психики  в процессе онтогенеза и филогенеза.

 

Психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В общем смысле психика - функция особым образом организованной материи, нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция - происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

     В развитии  психики выделяют ряд этапов.

     Первый  этап называется стадией элементарной сенсорной психики ("сенсус" - ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов, имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только тогда, когда улавливает вибрацию.

     Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция -восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт. Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из окружающего мира.

     Третий этап называется стадией интеллекта. На этой стадии находятся приматы (человекообразные обезьяны) и, возможно, дельфины. Развитие нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления мысленных связей между различными объектами действительности и, как следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс, на две фазы - фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию, чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые предоставляет им природа)  и фазу осуществления (получение желаемого). Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о том, что обезьяна вначале совершает это действие "в уме", а потом уже - в действительности.  

    Четвертый этап развития психики - сознание человека.

 

 

§6. Структура и  функции психики.

Основными функциями  психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и  взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Тесная взаимосвязь указанных  функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики  человека в общенаучных категориях выглядит так:


 

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

 

Литература.

1. Немов Р.  С. Психология: в 2 т. - т. 1. М., 2000.

2. Физиология высшей нервной  деятельности: хрестоматия. – М., 1999.

3. Физиология человека: избранные  лекции. – М., 1998.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1987.

 

Глава iIi. естественнонаучные основы психики.

§7. Строение нервной системы человека.

§8. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

Литература.

 

§7. Строение нервной системы человека.

 

Для того, чтобы  перейти к изучению психических процессов, нам нужно в первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е. со строением и клеточными механизмами нервной системы.

Строение  нервной системы

_     Нервная система человека делится  на два больших отдела - центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела - соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы.

 

* ЦНС регулирует  и обеспечивает функциональное  единство всех органов и систем  человека и осуществляет двустороннюю  связь организма со средой.                                                                   

* Головной мозг обеспечивает высшие психические функции.

* Спинной мозг  осуществляет непосредственную  связь головного мозга с периферическими нервами.

* Соматическая  НС ("сома" - тело) преимущественно  осуществляет связь организма со средой, обусловливая чувствительность и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

* Вегетативная  НС ответственна за регуляцию  внутренней среды: она управляет  работой сердца, легких, кровеносных  сосудов и других органов. В  отличие от соматической НС  вегетативная НС действует относительно самостоятельно, независимо от ЦНС. Но при некоторой тренировке становится возможным более активно влиять на работу внутренних органов (аутогенная тренировка, хатха-йога).

* Симпатический  отдел усиливает и учащает  сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет зрачки, бронхи, понижает активность желудочно-кишечного тракта.

  • Парасимпатический отдел оказывает прямо противоположное воздействие на функционирование внутренних органов.

 

Головной  мозг.

 

     Немного  подробнее познакомимся с устройством и функциями головного мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до 2,1 кг. Головной мозг представляет собой расширенный конец спинного мозга. В нем выделяют обычно ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий. Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Так, например, продолговатый мозг обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения; мозжечок - обеспечивает координацию движений; мозолистое тело связывает правое и левое полушария мозга. Особое значение в функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших полушарий. За считанные доли секунды в ретикулярной формации осуществляется анализ раздражителя, степень его новизны. Затем информация "пропускается" в мозг, вызывая реакцию необходимой силы.

     Большие  полушария головного мозга покрыты  сверху корой, в которой выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится 0,6 % всей поверхности коры; старая кора (архикортекс), которая составляет 2,2 % всей поверхности коры; промежуточная кора (мезокортекс), составляющая 1,6 % всей коры и новая кора (неокортекс), которая составляет 95,6 % всей поверхности коры. Каждая зона коры головного мозга обеспечивает ту или иную функцию сознания. Также каждый орган или система организма имеют свое представительство в коре. Архитектоника (т.е. функции той или иной зоны) достаточно хорошо изучена, но "белых пятен" все же предостаточно.

 

Асимметрия  мозга.

 

Информация о работе Лекции по "Психологии"