Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 05:44, курс лекций
§1. Предмет, объект и методы психологии.
§2. Основные отрасли психологии.
§3. Место психологии в системе наук.
§4. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных, симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи положило начало исследованию функциональной асимметрии мозга.
Левое
полушарие управляет правой
Клеточные механизмы нервной системы.
Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток двух типов: нейронов и глиальных клеток.
Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает другим.
Сигнал приходит на дендрит через особого рода контакт, называемый синапсом, а затем по аксону и одному из его отростков передается другим нейронам. Каждая нервная клетка связана с многими другими. В коре головного мозга некоторые нейроны имеют до 6 тысяч контактов с другими, но чаще нейрон связан лишь с небольшим количеством нейронов, вместе с которыми он образуют локальную цепь. Сверху нейрон покрыт миелиновой оболочкой, играющей роль изоляции и не допускающей рассеивания сигнала.
Функции глии до конца не изучены. Известно, что глиальных клеток в 5-10 раз больше, чем нейронов и что они могут делиться. Миелиновая оболочка нейронов ЦНС представляет собой слой глиальных клеток - олигодендроцитов, аналогичные клетки в ПНС называются шванновскими и выполняют сходные функции. Особую роль отводят глиальным клеткам, названным астроцитами за их звездчатую форму. Они, видимо, поддерживают нейрон в статичном состоянии, подносят питательные вещества и кислород. возможно как-то участвуют в передаче информации и утилизируют (перерабатывают) отмершие участки нейронов, превращая массу нервной ткани в желеобразную неэлектропроводную среду.
Вообще,
работа нервной системы
§8. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.
Давно замечено, что психические
явления тесно связаны с работо
Особое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни - «отражение») в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит нашим соотечественникам И.М. Сеченову (1829-1905) и И.П. Павлову (1849-1936). На ней зиждется материалистическая психология.
И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863), первоначально названной им «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы», показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Он выделил в рефлексах три звена:
По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением». Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, поскольку все психические явления - это неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира.
Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки принадлежит И.П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.
Высшая нервная деятельность - это понятие, обобщающее и физиологию высшей нервной деятельности и психологию, что отнюдь не означает тождество последних. В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление.
И.П. Павлов в результате своих опытов пришел к заключению, помогающему лучше представить процессы корковой нейродинамики, лежащие в основе психической деятельности. Он выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов высшей нервной деятельности (ВНД): сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Основываясь на многочисленных экспериментальных данных, И.П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД:
I тип - сильный, уравновешенный, подвижный;
II тип - сильный, неуравновешенный, подвижный;
III тип - сильный, уравновешенный, инертный;
IV тип - слабый (неуравновешенный, инертный).
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем заметить, что в начале XX века из двух разных областей знаний - физиологии и психологии - оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследование анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическим явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е.Н. Соколов).
По мысли И.М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал И.М. Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.
Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала ХХ в. до наших дней претерпели идеи И.П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей.
Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта - импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но тем не менее идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова.
Наряду с этим наметились
новые, более перспективные направлени
Результаты исследования условнорефлекторных физиологических еханизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).
Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную - органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами)
Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы.
Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, то есть нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение.
Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.
Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы - специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, поступают сигналы-стимулы. Рецепторы, в свою очередь, связаны с селективными детекторами - нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов.
От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.
В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, отмечает Е.Н, Соколов, явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.
Н.А. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность... Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, Способность реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности... Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».
Наивысший уровень регуляции
вновь осваиваемых сложных