Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:15, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Положительным воздействием на всех
детей является добросовестное, требовательное
отношение родителей и
В семье, где растут и развиваются несколько детей, должны быть предоставлены одинаковые условия развития. Такие условия будут способствовать приближению часто более низкого интеллектуального уровня позже родившихся детей к более высокому уровню первенцев. Более низкий коэффициент интеллектуальности объясняется тем, что внимание взрослых к каждому следующему ребенку обычно существенно ниже. Чем больше детей, тем меньше внимания достается каждому в отдельности. Однако разница в степени интеллектуальности компенсируется, если старшие дети участвуют в развитии младших, делясь своим практическим опытом. Кроме того, у родителей и других постоянно окружающих взрослых накапливается большой опыт в общении с детьми и их обучении и развитии. Для эффективного воспитания в семье должны царить дружеская атмосфера, поддержка и взаимовыручка.
Большую роль в воспитании и развитии ребенка играют дошкольные учреждения и школа.
Уже в яслях родителям и
Развитию речи способствует медленное и внятное проговарива-ние слов, напевная манера разговора, пение, называние окружающих предметов и обозначение используемых видов деятельности. Для стимулирования познавательной деятельности ребенка нужно стараться не ограничивать его свободное перемещение в пространстве и привлекать к участию в различного рода хозяйственной деятельности. Это способствует восприятию все более сложных явлений и постижению их при помощи разнообразных органов чувств. Главное, чтобы развитие ребенка сопровождалось вниманием и любовью со стороны взрослых, а воздействие на его умственные и физические способности было максимально, но не чрезмерно (т. е. не препятствовало усвоению), разнообразным.
Детский сад ребенок также посещает по желанию родителей. В детском саду есть младшие, средние и старшие группы. Воспитание базируется на результатах работы, проделанной в яслях. Кроме этого, учитывается, что не все дети посещали ясли.
Воспитатель знакомит малышей с явлениями и предметами окружающего мира с помощью наблюдения, поиска, отбора, собирания, приведения в систему. При помощи сравнения дети учатся обобщать, понимать простые взаимосвязи.
В средних группах велика роль манипуляций с предметами. Дети начинают считать предметы, сравнивать их по длине, ширине и высоте. Их опыт постоянно пополняется. Они учатся понимать качественные и количественные соотношения между предметами, их свойствами и массами. При этом развиваются дифференцированное мироощущение, умственная активность и сообразительность детей, удовольствие, получаемое от игр.
В старшей группе дети занимаются сравнением множества предметов, которые различны по многим признакам: от 1 до 4. С ними проводят разнообразные содержательные виды деятельности. Конечно, все обычно происходит в игровой форме. В этом возрасте дети участвуют во всех событиях повседневной жизни. Они хотят знать все. Они охотно играют, но при монотонной деятельности быстро устают и теряют желание заниматься этим дальше. В этом возрасте они уже хорошо говорят, легко понимают устные объяснения, особенно если они сопровождаются наглядными иллюстрациями. Они очень активны, стремятся все делать самостоятельно.
Важно поддерживать стремление ребенка к деятельности. На каждой прогулке ребенок узнает что-то новое, если взрослые обращают его внимание на это и отвечают на его вопросы. Главное, чтобы объяснения давались в понятной ребенку форме. Многое зависит и от целенаправленности и систематичности в деятельности ребенка. Готовность ребенка заниматься чем-либо зависит от позитивной оценки его действий, от успешности выполнения этой деятельности, от радостного чувства в процессе конкретных действий, от поощрений взрослыми. В стимулировании ребенка к конкретному виду деятельности нужно учитывать эти факторы. Кроме того, важно научить ребенка побеждать и проигрывать.
Решающим фактором в развитии личности является обучение в общеобразовательной школе. Здесь закладывается потенциал для реализации творческих задач, стремления к совершенству. Поэтому помощь опытных наставников во время перехода к интенсивному самовоспитанию просто необходима. Решающим значением для достижения высокого уровня развития интеллекта имеет качество обучения.
Даже самые одаренные дети не всегда проявляют свои способности, если не заниматься их развитием. Современные психологи дают множество советов по поводу воспитания способностей ребенка. Конечно, их советам следует прибегать с учетом конкретной ситуации, индивидуальных особенностей и возраста ребенка. Однако в психологии существуют общие положения, которых следовало бы придерживаться при развитии как ребенка, так и взрослого. В целом они сводятся к следующим моментам:
1) прежде всего следует исходить из уже проявленных ребенком способностей. Выделить их можно из тех видов деятельности, которые не только получаются у него наиболее хорошо, но и вызывают искренний интерес. Этим направлением ребенок будет заниматься с особым удовольствием;
2) максимально использовать и
поддерживать
3) чтобы достичь высоких
4) нужно ориентировать ребенка на общественную значимость деятельности. Осознание внесения собственного вклада в развитие своего общества и даже человечества стимулирует занятия выбранным направлением, облегчает преодоление многих трудностей;
5) направлять процесс развития
способностей нужно очень остор
6) развивать способности нужно
организованно и
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
ЛЕКЦИЯ № 6. Формирование внутреннего плана умственных действий
ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
ЛЕКЦИЯ № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте
ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников
ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет
ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
ЛЕКЦИЯ № 12. Изучение развития процессов запоминания
ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
ЛЕКЦИЯ № 15. Проблемы детского возраста
ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
ЛЕКЦИЯ № 17. Страхи детей
ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
ЛЕКЦИЯ № 20. Смена ведущей деятельности
ЛЕКЦИЯ № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций
ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
ЛЕКЦИЯ № 24. Роль питания, окружающей среды и общества в развитии ребенка