Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:15, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка

Работа содержит 1 файл

Психология развития.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

 

Уже в антропологических особенностях расы кроются те основы, которые  определяют развитие личности. Внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности, – фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма. Здесь, как указывает В. М. Бехтерев, нельзя не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин эти условия ни зависели – от неблагоприятной психо– или невропатической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, алкоголизма родителей, тяжелых физических и психических моментов в течение беременности – последствием их являются дегенеративные особенности потомства, которые, в конце концов, сводятся к разложению личности и к ее упадку. Вполне понятно, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий. Нельзя не принимать во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, то полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан. Если затем в зрелом возрасте продолжаются физические невзгоды, то упадок личности обнаруживается уже вполне ясно.

 

Пагубно на развитие личности влияют общие неврозы, в особенности  истерия и эпилепсия, развивающиеся  главным образом на почве неблагоприятных  физических и психических моментов. Некоторые авторы не без основания  рассматривают истерию как явление, суживающее сферу сознания (Ф. Джанет) или как выражение упадка личности (доктор Л. Н. Радин). Что касается эпилепсии, то влияние этого невроза на развитие личности представляется очевидным уже из того, что более тяжелые формы эпилепсии обязательно сопровождаются так называемым дегенеративным эпилептическим характером и более или менее очевидным ослаблением умственных сил и даже состоянием ясно выраженного слабоумия, приводящего к постепенному угасанию и перерождению личности.

 

На развитие личности оказывают  существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма. На почве этого развивается ряд истощающих физических болезней, подрывающих в корне питание организма и нарушающих правильное развитие мозга, а следовательно, и личности. Да и помимо этих болезней недостаточное питание населения, подрывающее физические его силы и приводящее к развитию физического истощения и малокровия, – это условие, содействующее ослаблению питания мозга, быстрой истощае-мости умственных сил и, вместе с тем, препятствующее полному расцвету личности.

 

Другими важными факторами, влияющими  на развитие личности, являются все  хронические отравления, в особенности  те из них, которые поражают в первую очередь мозг. Алкоголь, достигший такого гигантского развития в современном обществе, по мнению В. М. Бехтерева, есть то зло, которое несет в себе зародыш упадка личности. Алкоголь, парализуя сферу чувства, интеллекта и воли, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождению и преступности.

 

Немаловажную роль в развитии личности играют и иные моменты. Здесь, прежде всего, имеются в виду воспитание и образование. На воспитание вообще, по-видимому, мало обращают внимание в смысле развития личности, а между тем можно ли сомневаться в том, что воспитанием впервые устанавливаются основные особенности будущей личности? Между прочим, воспитанием, играющим столь видную роль в дошкольном возрасте, закладываются основы большей или меньшей самодеятельности будущей личности, что имеет существенное значение для ее дальнейшей судьбы. Что касается образования, по словам В. М. Бехтерева, в этом отношении, по-видимому, более заботятся о загромождении головы знаниями, подчас совершенно ненужными, при более или менее пассивном отношении к этим знаниям, нежели о развитии критики и самостоятельного мышления, которые составляют истинный залог самодеятельности будущей личности. (По материалам В. М. Бехтерева.)

 

На психологическое и физическое здоровье детей влияет семья. Она играет важную, чуть ли не главенствующую роль. Она является социально-культурной средой воспитания и развития личности. Воспитание в семье должно основываться на некоторых принципах, прежде всего, на принципе гуманного отношения между ее членами. Ведь семья – это важнейший институт социализации общества, так как первый опыт общения с окружающим миром ребенок получает в семье. И если он не был благополучным, то это повлияет на дальнейшее психическое развитие. И только гораздо позднее в жизни ребенка появляется школа, улица, в более взрослом возрасте – какие-либо группировки.

 

Семьи различаются не только по составу (полные, неполные, многодетные, бездетные  и т. д.), но и по характеру взаимоотношений между членами семьи.

 

Исследователи выделяют разные типы семей. Например, М. И. Буянов выделяет следующие типы семей: гармоничную, распадающуюся, распавшуюся и неполную.

 

Другой исследователь Ю. П. Азаров выделяет 3 типа семей: идеальную, среднюю  и негативную.

 

Но чаще всего психологи делят  семьи не по признаку благополучности  – неблагополучности, а по признаку воспитательного потенциала. Г. М. Миньковский  выделяет 10 типов семей:

 

1) воспитательно-сильные;

 

2) воспитательно-устойчивые;

 

3) воспитательно-неустойчивые;

 

4) воспитательно-слабые. Наблюдается  утрата контакта с детьми;

 

5) семьи с постоянной конфликтной  атмосферой;

 

6) семьи с агрессивно-негативной  атмосферой;

 

7) семьи с алкогольной, сексуальной  деморализацией;

 

8) преступные;

 

9) правонарушительные;

 

10) психически нездоровые.

 

Естественно, что все неблагоприятные  факторы влияют на развитие личности ребенка. В критических случаях  развитие затормаживается, и ребенок  не развивается совсем. И все это  в своей совокупности влияет на успехи детей в школе, на положение в обществе, среди сверстников.

 

Существует ряд причин неправильного  воспитания детей в семье. Э. Г. Эйдемиллер выделяет 2 наиболее важные:

 

1) психические отклонения у родителей  чаще приводят к неправильном  воспитанию и развитию ребенка в семье. При таком отклонении наблюдаются пониженные требования к ребенку либо доминирующая роль родителей, где главным фактором является жестокое обращение с ребенком. Иногда наблюдается противоречивый стиль воспитания. В обществе, в присутствии людей родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, а в их отсутствии – полное игнорирование. Психологу в таких случаях необходимо выяснить причину и характер таких отклонений родителей и проследить их взаимосвязь с отклонениями в воспитании и развитии ребенка;

 

2) проблемы родителей личного  характера, решаемые за счет  ребенка.

 

Это является наиболее трудным для  психолога. Нужно выявить прежде всего личную проблему родителя. Расспросы  и уговоры, как правило, являются безрезультатными. В таких случаях  психолог должен призвать на помощь весь свой профессионализм. Среди вышеназванных проблем можно назвать следующие:

 

1) страх потери ребенка. Это  может быть вызвано трудными  родами, долгим ожиданием ребенка,  болезненностью. При этом родители  проявляют излишнюю опеку,  что чаще всего является раздражающим фактором для ребенка;

 

2) отсутствие взаимопонимания между  супругами тоже является причиной  негативного отношения к ребенку.  Ответственность за конфликты,  ссоры между матерью и отцом  перекладываются на детей, что,  несомненно, травмирует его психику. Сюда же можно отнести и недовольство одного супруга методами воспитания другого;

 

3) проекцию на подростка собственных  качеств. При этом нужно оговориться,  что качества могут быть как  желаемые, так и нежелаемые. Так,  один из родителей может бороться с реальными или мнимыми качествами у ребенка, которые он не признает сам в себе. Такими качествами можно признать лень, алкоголизм, агрессивность и т. д. На подсознательном уровне такой человек борется с этими качествами у себя самого. Также проецироваться могут и желаемые качества, чаще не реализованные самим родителем мечты детства. Это проявляется в том, что родитель навязывает ребенку свою точку зрения, пытается принимать за него решения;

 

4) расширение родительских чувств  наблюдается в семьях, где отношения между супругами по каким-либо причинам нарушены: развод, смерть одного из супругов и т. д. Тогда родитель хочет, чтобы ребенок стал чем-то большим. Это проявляется в усиленном внимании, отказе ради ребенка от повторного брака, ревности к друзьям или каким-либо другим увлечениям сына или дочери, предпочтении в подростке детских качеств, поддержка инфантильности. В этом случае родители значительно снижают требования к ребенку, считая его еще маленьким. Это приводит к тому, что он старается не взрослеть, выглядеть по-детски, потворствуя капризам родителей;

 

5) воспитательная неуверенность  родителей. В этом случае речь  идет о доминирующей роли ребенка  в семье. Это может быть связано  с тем, что когда родители  были детьми, то в их семье была похожая картина воспитания. Как правило, ребенок в таких семьях очень быстро понимает, что власть в его руках, находит слабые места родителей и пользуется этим для достижения своих целей. Родитель на фоне ребенка выглядит слабым и безвольным, а тот, в свою очередь, – самоуверенным и порой даже деспотичным.

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного  воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие 

 

При полном отсутствии контроля при  воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

 

Иногда с детства родители внушают  ребенку, что он должен оправдать  их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

 

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникла в семейную жизнь в XVII в. Внимание родителей начали привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни приняла на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.

 

Всего выделяют 7 типов неправильного  воспитания:

 

1) безнадзорность. Со стороны родителей:  полное или частичное отсутствие  внимания к ребенку, отсутствие  ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного  воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

 

2) гиперопека. Со стороны родителей:  постоянный неусыпный контроль  и чрезмерная забота о ребенке.  Несколько вариантов развития:

 

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;

 

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы  неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

 

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности  и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка  – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

 

3) потворствующая опека. Со стороны  родителей: потворство желаниям  ребенка, безнаказанность любого  проступка. Переложение ответственности  на других, отрицание любой возможности  виновности ребенка. Со стороны  ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

 

4) воспитание Золушки. Со стороны  родителей: безразличие, отсутствие  внимания, постоянные упреки и  замечания. Со стороны ребенка:  ревность к более любимым детям,  озлобленность, обидчивость;

 

5) жесткое воспитание. Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;

 

6) повышенная моральная ответственность. Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

Информация о работе Лекции по "Психологии"