Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:15, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка

Работа содержит 1 файл

Психология развития.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

 

Семья осуществляет воспитание и развивает в ребенке умственные, физические, нравственные, моральные, этические стороны личности.

 

Недопустимым является применение в качестве воспитательной меры физического  наказания. Применение силы приводит к  развитию у ребенка психологических, физических, нравственных комплексов и травм, что может привести к осложнению общения ребенка как с наказывающими родителями, так и с другими людьми. Ребенок может стать замкнутым, резким, недоверчивым. Это явление выделяется в отдельный феномен называемый синдром опасного обращения с детьми.

 

В психологии традиционно выделяют несколько типов семей:

 

1) благополучная семья;

 

2) распадающаяся семья;

 

3) распавшаяся семья;

 

4) семья конфликтная;

 

5) семья неполная.

 

Благополучная семья – семья, реализующая  гиперопеку. Дети в таких семьях, как правило, привередливые, капризные, инфантильные, слабо усваивающие житейские принципы.

 

Распадающаяся семья также характеризуется  гиперопекой. Это порождает безнадзорность; не формируются социальные навыки у  детей. Из таких детей вырастают тунеядцы.

 

Распавшаяся семья характеризуется  эмоциональным отвержением (воспитание по типу Золушки.) Ребенка не любят  или никак не проявляют чувства  к нему. Дети становятся навязчивыми, некоторые дети озлобляются, мстят  взрослым. Такие дети уходят в мир сказочных фантазий, в котором они окружены любовью.

 

Конфликтная семья характеризуется  противоречивым воспитанием. Дети становятся двуличными, становятся на сторону  того родителя, чью точку зрения им поддерживать выгодно, и, в конечном счете, приобретают невроз.

 

Неполная семья характеризуется  сухим и строгим воспитанием. Дети становятся навязчивыми и ожесточаются.

 

Любой конфликт в семье, не говоря о ее деформации, пагубно сказывается  на психике ребенка. Выделяют два  вида деформации семьи: структурную и психологическую.

 

Структурная деформация – нарушение  целостности семьи, дробление и  разделение, вызванное смертью одного из родителей, уходом из дома одного из членов семьи, разводом родителей и  т. д.

 

Психологическая деформация – нарушение  целостности системы ценностей, наличие ненормативных установок, непонимание друг друга членами семьи, может быть вызвано пристрастием одного из членов семьи к наркотикам или алкоголю, вступление в религиозную секту, объявление бойкота родителями друг другу и т. д.

 

Влияние матери на развитие ребенка  является основополагающим. Выделяют следующие типы матерей:

 

1) мать «Снежная королева» –  мать холодная, неприступная, повелевающая, непреклонная;

 

2) «унтер Пришибеев» – мать, постоянно наказывающая, грубая, часто  прибегающая к физическим наказаниям;

 

3) мать-«наседка» – опекающая;

 

4) мать «Царевна Несмеяна» –  мать принципиальная, любящая читать  нотации, вечно чем-то обеспокоенная,  иронизирующая;

 

5) «суматошная мать» – мать  взбалмошная, делающая из мухи  слона, невротизирующая;

 

6) мать-«вечный ребенок» – постоянно  драматизирует ситуацию, несамостоятельная,  обидчивая. Отдает своего ребенка  на поруки более сильному, любому, кто готов взять на себя  ответственность.

 

В психологии выделяют пять стилей воспитания:

 

1) авторитарный – полное подавление  воли ребенка, полный контроль  его действий со стороны родителей,  ограничение самостоятельности,  применение физических наказаний.  В такой семье ребенок может вырасти морально подавленным, безынициативным, во всем полагающимся на других. В случае, когда ребенок пытается противостоять такому стилю воспитание – он рано уходит из дома, перестает поддерживать отношения с семьей, полностью от них независим;

 

2) демократический – родителями поддерживается любая инициатива ребенка (в разумных пределах), ему оказывается всевозможная посильная помощь. Ребенок выступает в качестве полноценного члена семьи, однако, в свою очередь, от него требуется ответственность за свои поступки, дисциплинированность, послушность;

 

3) попустительский– снисходительное  отношение к любым действиям  и инициативам ребенка. Предоставление  его самому себе. Отсутствие ограничений.  Нежелание принимать участие  в воспитании ребенка, поддерживать  и опекать его, разделять с ним его переживания. Ребенок воспринимает такое отношение как равнодушие, отдаляется от родителей, теряет уважение в ним. Возможно подпадание под влияние более сильного человека;

 

4) опекающий – принятие на  себя родителями всех решений за ребенка, чрезмерное оберегание и опека. У родителей жизнь ребенка вызывает излишнюю тревожность, они стараются всячески оградить ребенка, решая за него все возникающие трудности. В связи с чем он вырастает беспомощным, неспособным самостоятельно принимать решение, избалованным, неспособным полноценно общаться со сверстниками. Сильно развито чувство эгоцентризма;

 

5) хаотический – непредсказуемость  и разрозненность воспитательных  мер. Отсутствие единого направления,  разногласия в требованиях к  ребенку. В такой семье у ребенка повышается тревожность, неуверенность в себе, импульсивность, занижается самооценка, вяло осуществляется самоконтроль и слабо развито чувство ответственности.

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в  онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

 

Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и  являющихся неотъемлемой частью окружающего  мира. Развитие и формирование психики  человека выводит его из разряда животных в разряд разумно мыслящих. И передача историко-культурных знаний и опыта человечества, составляющих процесс формирования психики, коренным образом меняют структуру деятельности человека, его личностную составляющую.

 

Процесс развития психики подразумевает прохождение человеческим индивидом следующих этапов:

 

1) овладение способами изготовления  и применение предметов, увеличивающих  функциональность человеческого  организма (орудия труда);

 

2) обретение способности использовать  культурные достижения человечества;

 

3) изучение и применение знаково-речевых  средств для структуризации сознания  и рационального управления психическими  и эмоциональными процессами;

 

4) овладение способами личностной  организации, регуляции собственного  поведения;

 

5) овладение способами межличностного  и социального взаимодействия.

 

Уровень познавательного развития человека часто подразумевает под  собой умение человеком использовать приобретенный опыт для организации  межличностного и социального взаимодействия, примененят познанную информацию в виде знаково-симво-лических средств.

 

Личностно-совершенным человеком  можно назвать человека, умеющего ставить перед собой цели с  последующим их достижением, с использованием приобретенного широкого спектра знаний и развитого межличностного взаимодействия.

 

Овладение широким спектром умений и знаний у человека происходит в  процессе обучения и воспитания.

 

В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни  меняется место, которое он занимает в системе человеческих отношений. Как утверждает А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является порой жизни, когда перед ребенком открывается окружающий мир человеческой действительности. Именно теперь он проникает в окружающий мир, осваивает его в действенной форме. В данный период ребенок испытывает свою зависимость от окружающих людей, жизненные потребности удовлетворяются взрослыми, а он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению. В этот период жизни ребенка мир окружающих его людей как бы распадается для него на два круга. Первый круг составляют те близкие люди, отношение с которыми определяют его отношения со всем остальным миром. Второй круг составляют все другие люди, отношение к которым опосредствованы для ребенка его отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге. Так происходит не только в условиях воспитания ребенка в семье. Даже если дошкольника, который воспитывался дома, отдают в детский сад, и образ жизни ребенка меняется, психологически деятельность ребенка остается в своих основных чертах прежней. Отношения детей этого возраста к воспитательнице своеобразны, для ребенка необходимо ее внимание лично к нему, он часто прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками. Поэтому можно сказать, что отношения к воспитательнице входят в малый, интимный круг его общения.

 

Ребенок-дошкольник может хорошо уметь  читать, его знания могут быть относительно велики. Но это не стирает и не может стереть в нем детского, истинно дошкольного. Если основные отношения ребенка к жизни перестроятся, например, на его руках окажется маленькая сестренка, а мать обратится к нему как к своему помощнику, участнику взрослой жизни, то общий психический облик ребенка изменится. В нормальных случаях переход от дошкольного детства к следующей стадии развития психической жизни происходит в связи с поступлением ребенка в школу. Значение этого события очень велико, вся система жизненных отношений ребенка перестраивается. Теперь у него появляются обязанности не только перед родителями и воспитателями, но и обязанности и перед обществом. Это обязанности, от выполнения которых будут зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда и содержание всей его дальнейшей жизни. Обычно ребенок знает об этом еще задолго до начала учения. Однако действительный и психологически действенный смысл эти требования приобретают для него лишь тогда, когда он начинает учиться, причем первоначально они выступают еще в очень конкретной форме – в форме требований учителя. Когда ребенок садится за приготовление уроков, он чувствует себя занятым по-настоящему важным делом. Меняется реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни, окружающих его взрослых, в жизни своей семьи.

 

А. Н. Леонтьев указывал, что изменение  места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, – это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. Леонтьев считал, что в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает. Жизнь или деятельность в целом не складываются механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к деятельности. Признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития. Ведущая действительность – это вид деятельности, который характеризуется следующим признаком: это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Например, обучение, в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

 

Ведущая деятельность – это такая  деятельность, в которой формируются  или перестраиваются частные  психические процессы. Например, в  игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении – процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходят только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, а и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, а в рисовании, цветной аппликации и т. п., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

 

Ведущая деятельность – это деятельность, от которой ближайшим образом  зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Например, ребенок-дошкольник именно в игре отстаивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей, а это является важным моментом формирования его личности.

 

Таким образом, как указывает А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

 

Стадии развития психики ребенка  характеризуются не только определенным содержанием ведущей деятельности ребенка, но и определенной последовательностью во времени, т. е. определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности. Поэтому, хотя и можно отметить известную стадиальность в развитии психики ребенка, однако содержание стадий отнюдь не является не зависимым от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Оно зависит прежде всего именно от этих условий. Влияние конкретно-исторических условий сказывается как на конкретном содержании той или другой отдельной стадии развития, так и на всем протекании процесса психического развития в целом. Например, продолжительность и содержание того периода развития, который является подготовкой человека к его участию в общественно-трудовой жизни, – периода воспитания и обучения – исторически далеко не всегда были одинаковыми. Продолжительность эта менялась от эпохи к эпохе, удлиняясь по мере того, как возрастали требования общества, предъявляемые к этому периоду. Значит, хотя стадии развития и распределяются определенным образом во времени, но их возрастные границы зависят от их содержания, а оно в свою очередь определяется теми конкретно-историческими условиями, в которых протекает развитие ребенка. Таким образом, не возраст ребенка как таковой определяет содержание стадии развития, а сами возрастные границы стадии зависят от их содержания и изменяются вместе с изменением общественно-исторических условий. Эти условия определяют, какая именно деятельность ребенка становится ведущей на данной стадии развития его психики. Овладение непосредственно окружающей ребенка предметной деятельностью, игра, в которой ребенок овладевает более широким кругом явлений и человеческих отношений, систематическое учение в школе и далее специальная подготовительная или трудовая деятельность – такова последовательная смена ведущих деятельностей, ведущих отношений, которые можно констатировать.

Информация о работе Лекции по "Психологии"