Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:18, курс лекций

Описание работы

Психоанализ является одним из методов лечения нервнобольных. При аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах.

Работа содержит 1 файл

Сделанный большой конспект!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

СЕДЬМАЯ ЛЕКЦИЯ.

Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

"недоступное  сознанию видевшего сон, или  бессознательное".

Под этим мы подразумеваем не что иное, как бессознательное в данный момент. В противоположность этому мы можем назвать сами элементы сновидения и вновь полученные благодаря ассоциациям замещающие представления сознательными. Если мы распространим наше понимание отдельного элемента на все сновидение, то получится, что сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это бессознательное. Отсюда сразу выводятся три важных правила, которых мы должны придерживаться во время работы над толкованием сновидения:

1) не нужно  обращать внимания на то, что  являет собой сновидение, будь  оно понятным или абсурдным,  ясным или спутанным, так как  оно все равно ни в коем  случае не является искомым  бессознательным (естественное ограничение этого правила напрашивается само собой);

2) работу ограничивать  тем, что к каждому элементу  вызывать замещающие представления,  не задумываясь о них, не  проверяя, содержат ли они что-то  подходящее, не обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения;

3) нужно выждать,  пока скрытое искомое бессознательное  возникнет само.

Восстановленное в памяти сновидение не является собственным содержанием, но только искаженным заместителем того, что должно помочь путем вызывания других замещающих представлений приблизиться к собственному содержанию, сделать бессознательное сознательным. Если воспоминание было неточным, то просто в заместителе произошло дальнейшее искажение, которое, однако, не может быть немотивированным.

Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и на сновидениях других. Работа по толкованию сновидения происходит вопреки сопротивлению, которое поднимается против него и выражением которого являются те критические возражения. Это сопротивление независимо от теоретических убеждений видевшего сон. Мысли, которые хотелось бы подавить, оказываются все без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного.   Это сопротивление является каким-то совершенно новым феноменом, который мы нашли исходя из наших предположений, хотя он как будто и не содержится в них. Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Это сопротивление может количественно изменяться. Оно может быть большим и меньшим. Иногда необходима одна-единственная или всего несколько мыслей, чтобы перейти от элемента сновидения к его бессознательному, в то время как в других случаях для этого требуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих критических возражений.  Если сопротивление незначительно, то и заместитель не столь отличен от бессознательного; но большое сопротивление приводит к большим искажениям бессознательного, а с ними удлиняется обратный путь от заместителя к бессознательному.

То, что рассказывается в сновидении - явное содержание сновидения, а скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями - скрытые мысли сновидения. Из всей большой и сложной психической структуры бессознательных мыслей в явное сновидение проникает лишь частица как их фрагмент или в других случаях как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфном стиле. Толкование должно восстановить целое по этой части или намеку. Один из видов искажения, в котором заключается работа сновидения, есть, таким образом, замещение обрывком или намеком.  
 

Восьмая лекция.

Детские сновидения

Сновидения у детей кратки, ясны, не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять, и все-таки это сновидения. Но не все сновидения детей такого рода. Используя детские сновидения, с легкостью можно сделать выводы о сущности сновидения, которые будут существенными и общими [для всех сновидений]. Для понимания этих сновидений не требуется анализ и расспрашивание ребенка, рассказывающего свое сновидение. Достаточно немного дополнить сновидение сведениями из жизни ребенка. Всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня, объясняющее нам сновидение. Сновидение является реакцией душевной жизни во сне на это впечатление дня. Детские сновидения не бессмысленны; это понятные, полноценные душевные акты. Сон ребенка лучше и глубже. Детские сновидения лишены искажения, поэтому они не нуждаются в толковании. Явное и скрытое сновидение совпадают. Искажение сновидения не есть проявление его сущности.  Детское сновидение является реакцией на переживание дня, которое оставило сожаление, тоску, неисполненное желание. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания. Сновидение, будучи реакцией на психическое раздражение, должно быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться. Сновидение является не нарушителем сна, а оберегает его, устраняет нарушения сна. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Различие между скрытым и явным сновидением, искажение скрытой мысли сновидения остается и в этих простых детских сновидениях, и это - превращение мысли в переживание.   Только многочисленные исследования могут установить, что возбудителем сновидения должно быть всегда желание, а не опасение, намерение или упрек, но другая характерная черта, которая заключается в том, что сновидение не просто передает это раздражение, а прекращает, устраняет, уничтожает его при помощи особого рода переживания, остается непоколебимой.   Есть также намек на то, что исполнение желания является основной характерной чертой сновидения. Между прочим, если переживание в сновидении является только превращенным представлением, т. е. "ночным сном наяву", возможным благодаря состоянию сна, то процесс образования сновидения может устранить ночное раздражение и принести удовлетворение, потому что и сны наяву являются деятельностью, связанной с удовлетворением.  Функция сновидения как стража сна, его возникновение из двух конкурирующих тенденций, из которых одна остается постоянной - желание сна, а другая стремится удовлетворить психическое раздражение; доказательство, что сновидение является осмысленным психическим актом; обе его характерные черты: исполнение желания и галлюцинаторное переживание.

Имеется еще один класс неискаженных сновидений, в которых, как и в детских, легко узнать исполнение желания. Это те, которые вызываются в течение всей жизни императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т. е. являются исполнением желаний как реакции на внутренние соматические раздражения.   Тому, кто за ужином ест острую пищу, вызывающую жажду, легко может присниться, что он пьет. Разумеется, невозможно удовлетворить сильную потребность в еде или питье при помощи сновидения; от таких сновидений просыпаешься с чувством жажды и напиваешься воды по-настоящему. Достижение сновидения в этом случае практически незначительно, но не менее очевидно, что оно возникло с целью не допустить раздражение, заставляющее проснуться и действовать. При незначительной силе этих потребностей сны, приносящие удовлетворение, часто вполне помогают. Точно так же сновидение дает удовлетворение сексуальных раздражений. Вследствие особого свойства сексуального влечения в меньшей степени зависеть от объекта, чем при голоде и жажде, удовлетворение в сновидении с поллюциями может быть реальным, а из-за определенных трудностей в отношениях с объектом очень часто реальное удовлетворение связано с неясным или искаженным содержанием сновидения.

Нам известны также  короткие и ясные сновидения такого типа под воздействием определенных доминирующих ситуаций, источниками  которых являются психические раздражения. Таковы, например, сновидения, [выражающие] нетерпение, когда кто-то готовится к путешествию, важной для него выставке, докладу, визиту и видит заранее во сне исполнение ожидаемого, т. е. ночью еще до настоящего события достигает цели, видит себя в театре, беседует в гостях. Или так называемые "удобные" сновидения, когда кто-то, желая продлить сон, видит, что он уже встал, умывается или находится в школе, в то время как в действительности продолжает спать, т. е. предпочитает вставать во сне, а не в действительности.   Желание спать проявляется в этих сновидениях как существенный фактор образования сновидения. Потребность во сне с полным правом занимает место в ряду других физических потребностей.

 
 
 
 
 
 
 

ДЕВЯТАЯ ЛЕКЦИЯ.

Цензура сновидения

Сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения. Всякий раз, когда сновидение нам абсолютно понятно, оно является галлюцинаторным исполнением желания. Сновидение другого рода является искаженным заместителем для неизвестного содержания и только им должно объясняться.   Искажение сновидения - это то, что нам кажется в нем странным и непонятным.   Везде, где в явном сновидении есть пропуски, в них виновата цензура сновидения. Цензура редко проявляется так откровенно, так, хотелось бы сказать. Гораздо чаще цензура проявляется, подставляя на место того, что должно быть, смягченное, приблизительное, намекающее.  Благодаря смещению акцента, перегруппировке элементов содержания явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли сновидения. Это смещение акцента является главным средством искажения сновидения и придает сновидению ту странность, из-за которой видевший сон сам не хотел бы признать его за собственный продукт. Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Сама цензура сновидения является причиной или одной из причин искажения сновидения. Модификацию и перегруппировку принято называть "смещением".  Сопротивление толкованию - это только объективация цензуры сновидения. Оно доказывает, что сила цензуры не исчерпывается внесением в сновидение искажения и после этого не угасает, но что она как постоянно действующая сила продолжает существовать, стремясь сохранить искажение. Как сопротивление при толковании каждого элемента меняется по своей силе, так и внесенное цензурой искажение в одном и том же сновидении различно для каждого элемента. Если сравнить явное и скрытое сновидения, то обнаружится, что отдельные скрытые элементы полностью отсутствуют, другие более или менее модифицированы, а третьи остались без изменений и даже, может быть, усилены в явном содержании сновидения.

Тенденции, осуществляющие цензуру, - те, которые признаются видевшим сон в бодрствующем состоянии, с которыми он согласен.   Однако тенденции, против которых направлена цензура сновидения, следует сначала описать по отношению к этой последней. Тогда можно только сказать, что они по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают только с отвращением. Эти отвергнутые цензурой и нашедшие в сновидении искаженное выражение желания являются прежде всего проявлением безграничного и беспощадного эгоизма. И действительно, собственное Я появляется в любом сновидении и играет в нем главную роль, даже если это умело скрыто в явном содержании. Этот "sacro egoismo" сновидения, конечно, связан с установкой на сон, которая состоит в падении интереса ко всему внешнему миру.

Свободное от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям сексуального влечения, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию - либидо (Libido), как мы говорим, - беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. Вожделения, которые кажутся нам чуждыми человеческой природе, оказываются достаточно сильными, чтобы вызвать сновидения. Безудержно может проявляться также ненависть. Желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни - родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям - не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой.  Это страшное содержание сновидения имеет безобидную, даже полезную функцию оградить сон от нарушения.  Но искажение сновидения зависит и от двух факторов: с одной стороны, оно тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание, но с другой - чем строже в это время требования цензуры.

Возможно, что  в душевной жизни есть место для  противоположных тенденций, для  противоречий, которые существуют рядом  друг с другом; возможно даже, что как раз преобладание одного побуждения является условием бессознательного существования его противоположности. Искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ.

Символика сновидения

Искажение, которое мешает понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но цензура является не единственным фактором, вызывающим искажение сновидения.   Постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом называется символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения.

.

Символы имеют устоявшиеся переводы, они в известной мере реализуют идеал античного и популярного толкования сновидений. Они позволяют нам иногда толковать сновидения, не расспрашивая видевшего сон, ведь он все равно ничего не сможет сказать по поводу символа. Если знать принятые символы сновидений и к тому же личность видевшего сон, условия, в которых он живет, и полученные им до сновидения впечатления, то можно без затруднений истолковать сновидение.   Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой.

Сущностью символического отношения является сравнение, но не любое. Это сравнение особым образом обусловлено, но эта обусловленность не совсем ясна. Не все то, с чем мы можем сравнить какой-то предмет или процесс, выступает в сновидении как символ. С другой стороны, сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения. Понятие символа нельзя строго определить, оно сливается с замещением, изображением и т. п., приближается к намеку. Лежащее в основе сравнения в ряде символов осмысленно. Наряду с этими символами есть другие, при которых возникает вопрос, где искать общее этого предполагаемого сравнения.   Если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации, что видевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем. Даже больше того, видевший сон не желает признавать это сравнение, когда ему на него указывают.

Число предметов, изображаемых в сновидении символически, невелико.   Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальными символами. Человеческое тело по Шернеру часто изображается в сновидении символом дома. Дерево: материал, из которого что-либо состоит, является как бы материнской частью. Рождение в сновидении постоянно выражается отношением к воде.

 

В распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования. Знание символики не осознается видевшим сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются.   Область символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малой частью. Многие употребительные в других областях символы в сновидениях не встречаются или встречаются лишь очень редко, некоторые из символов сновидений встречаются не во всех других областях, а только в той или иной.  Символика в других областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.   Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых можно разрешить или, по крайней мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Информация о работе Лекции по "Психологии"