Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
2.2. Противоречия
между участниками (обычно
2.3. Аффективные
проявления участников (выражаются
в понятиях «переживают», «страдают»).
3. Начало
открытого конфликтного
Конфликтоген
– это слово, действие или бездействие,
способствующее возникновению и
развитию конфликта на этапе перехода
к конфликтному взаимодействию.
___________________________
Причем
важно отметить, что одиночный
конфликтоген, как правило, не способен
непосредственно привести к конфликту.
Для этого нужна цепочка
___________________________
Выделяют три основных типа конфликтогенов:
– стремление к превосходству;
– проявление агрессивности;
–
проявление эгоизма.
Инцидент
– это стечение обстоятельств, являющихся
поводом для конфликта. Другими
словами, инцидент представляет собой
внешние условия проявления конфликтогенов.
4. Развитие
открытого конфликта. На этом этапе
участники конфликта открыто заявляют
о своих позициях и выдвигают требования.
Вместе с тем они могут не осознавать собственных
интересов и не понимать сути и предмета
конфликта. Эти действия участников конфликта
называют конфликтным поведением. Конфликтное
поведение может развиваться в трех направлениях:
4.1. Открытая
борьба – наиболее острая
4.2. Отказ
от конфликтного
4.3. Компромисс
или ведение переговоров на
основе взаимных уступок.
Более
подробно конфликтное поведение
будет рассмотрено нами в лекции
«Теория поведения личности в конфликте»
(тема 5).
5. Разрешение
конфликта представляет собой
предуготовленный характером
5.1. По
типу исходов различают:
– взаимный выигрыш;
–
односторонний выигрыш
5.2. По
методам разрешения конфликтов
различают:
– педагогические (беседа, убеждение, просьба, разъяснение);
–
административные (увольнение, наказание,
принуждение).
Фазы
конфликта непосредственно
1. Начальная фаза; возможность разрешения – 92%
2. Фаза подъема – 46%
3. Пик конфликта – 5%
4.
Фаза спада – прибл. 20%
Фазы конфликта могут повторяться циклически. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.