Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
2. Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт. Предмет конфликта отличается многообразием, он охватывает все сферы человеческой деятельности: экономику, семью, идеологи, образование, быть. Сам по себе предмет конфликта может иметь четкое представление (форму) или нечеткое (размытое) представление или отсутствие представления. Таким образом, предметом конфликта может быть конкретный объект, конкретная возможность, или некоторое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, а также соблюдение или несоблюдение каких-то правил.
3. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Конфликтная
ситуация – это накопившиеся противоречия,
связанные с деятельностью
3.1. Социокультурные факторы включают культурные формы протекания и разрешения конфликтов;
3.2. Ситуационные
факторы определяют
4. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, суждений).
5. Позиции
конфликтующих сторон – это
то, о чем заявляют участники
конфликта друг другу в ходе
конфликтного взаимодействия.
2.
Конфликты
представляют собой сложное социально-
2.1. По
признаку сферы проявления конфликты
могут быть:
– экономическими;
– идеологическими;
– политическими;
– социально-бытовыми;
–
семейно-бытовыми;
2.2.
По признаку степени
– бурными быстро текущими;
– острыми длительными;
– слабовыраженными вялотекущими;
–
слабовыраженными быстротекущими.
2.3.
По признаку субъектов
– внутриличностные;
–
межличностные;
– конфликты типа «личность – группа»;
–
межгрупповые.
2.4.
По признаку социальных
– конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);
–
деструктивные (дисфункциональные, т.е.
препятствующие эффективному взаимодействию
и принятию решений).
2.5.
По признаку предмета
– реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);
–
нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие
своей целью открытое выражение накопившихся
отрицательных эмоций, обид, враждебности,
когда острое конфликтное взаимодействие
становится не средством достижения результата,
а самоцелью).
2.6. По
признаку источника
– объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);
–
субъективно обусловленные (т.е. связанные
с личностными особенностями
конфликтующих сторон или с ситуациями,
создающими преграды на пути удовлетворения
их стремлений, желаний, интересов).
2.7. По
признаку сталкивающихся
– «плюс – плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);
– «минус – минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив);
–
«плюс – минус» (столкновение благоприятного
и нежелательного выборов).
2.8. По
признаку возникновения все
– стихийные;
–
запланированные, которые объединяют
спровоцированные и инициативные.
2.9. По
признаку эмоциональности
– высокоэмоциональные;
– умеренно эмоциональные;
–
безэмоциональные.
2.10. По
признаку управления конфликты
разделяются на:
– управляемые;
– слабо управляемые;
–
неуправляемые (стихийные).
2.11. По
признаку затухания конфликты
бывают:
– спонтанно прекращающиеся;
– прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;
–
прекращающиеся при вмешательстве
внешних сил.
Таким образом, классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях, а следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Причины
конфликтов – это явления, события,
факты, ситуации, которые предшествуют
конфликту и, при определенных условиях
деятельности субъектов социального взаимодействия,
вызывают его.
Причины
конфликтов раскрывают источники их
возникновения, определяют динамику протекания.
Все причины
конфликтов условно можно разделить
на две группы – общие и частные.
1. Общие
причины проявляются так или
иначе практически во всех
возникающих конфликтах. К ним
относятся следующие:
1.1.
Социально-политические и
1.2.
Социально-демографические
1.3.
Социально-психологические
1.4.
Индивидуально-психологические причины
отражают несходство индивидуальных психологических
характеристик личности (противоречия
между способными и неспособными людьми,
между темпераментными и заторможенными
личностями).
2.
Частные причины
2.1.
Производственные причины
– Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству;
– Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;
– Противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве;
– Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников;
– Порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации вообще не распределены;
– Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;
– Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики);
–
Неудовлетворительные коммуникации сводятся
к искажению информации, а в
отдельных случаях и
2.2.
Личные причины обычно связаны
с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми
условиями, семейными
Динамика
конфликта представляет собой последовательную
смену определенных стадий, характеризующих
процесс развертывания
Этапы
конфликта отражают существенные моменты,
характеризующие развитие конфликта
от его возникновения и до разрешения.
Знание основного содержания каждого
из этапов конфликта необходимо для
его прогнозирования, оценки и выбора
технологии управления этим конфликтом.
Всего различают пять основных этапов
конфликта.
1. Возникновение
и развитие конфликтной
Характер конфликтной ситуации | Проявления |
Недобросовестное исполнение обязанностей | –
нарушение трудовой дисциплины
– брак в работе |
Неудовлетворительный стиль управления | –
ошибки в подборе и расстановке
кадров
– ошибки в организации контроля – просчеты в планировании – нарушение этики делового общения |
Неадекватное представление о конкретных ситуациях | –
неправильные оценки, суждения о действиях
других субъектов
– ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций |
Индивидуально- |
–
нарушение принятых корпоративных
правил взаимоотношений
– нарушение этики делового общения |
Низкая профессиональная подготовка | –
брак в работе
–
неспособность принять |
2. Осознание
конфликтной ситуации хотя бы
одним из участников
Осознание
происходит на базе выявления признаков
конфликта. Исследования позволили
установить три основных признака конфликта,
позволяющих квалифицировать
2.1. Поведенческие проявления участников (они выражаются в следующих представлениях: «борются друг с другом»; «стремятся доказать свою правоту»; «хотят добиться своего»);