Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Социологическая модель конфликта К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) является предшественником современной конфликтологии. Его основные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с принятием классовой борьбы, возникающей в обществе, в связи с тем, что оно разделено на враждующие классы, а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. По Марксу, конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и имеют свое начало в отношениях собственности и ее распределения.
Модель
социального конфликта Г8 Зиммеля.
Немецкий философ Георг Зиммель
(1858-1918) считается одним из основоположников
современной социологии в целом
и конфликтологии в частности. Он
выделил некоторые формы взаимодействия,
которые лежат в основе всех социальных
явлений. Такими формами, по его мнению,
были конкуренция, конфликт, договор, авторитет.
Центральной идеей Зиммеля было положение
о социализации конфликта, т.е. факторе,
содействующем сближению и объединению
людей. Таким образом, им впервые были
разделены понятия конфликта и борьбы
и обоснована идея о конструктивном разрешении
конфликтов. Вместе с тем, Зиммель выделял
в качестве основной причины конфликта
отношения враждебности между людьми,
которые противоположны отношениям симпатии.
Труды перечисленных ученых оказали существенное
воздействие на разработку основных научных
положений современной конфликтологии.
3.
Подробное
описание и становление современной
конфликтологии как науки
Оформление
конфликтологии как современной
отрасли научного знания произошло
под влиянием идей немецкого социолога
Ральфа Дарендорфа (род. 1929) и американского
ученого Людвига Козера. Ими была
предложена так называемая «конфликтная
модель» общества, используемая в качестве
концептуальной основы современных представлений
о конфликте. В качестве основной причины
социальных конфликтов они выделяли не
отношения собственности, а перераспределение
власти. Сформулированы более десяти позитивных
функций конфликта, включены в сферу рассмотрения
динамики конфликта организационные взаимодействия
между людьми. Таким образом, впервые была
сделана попытка «вписать» конфликт в
идею общественного порядка. Определение
конфликт, принадлежащее Л. Козеру, до
сих пор является одним из самых распространенных
в западной конфликтологии:
«Социальный
конфликт может быть определен, как
борьба из-за ценностей или претензий
на статус, власть или ограниченные
ресурсы, в которой целями конфликтующих
сторон является не только достижение
желаемого, но также и нейтрализация, нанесение
ущерба или устранение соперника» (Л. Козер,
1968). Это определение конфликта универсально
и может быть приложено к самым разнообразным
конфликтным явлениям – от межгосударственных
до межличностных.
Кроме
того, Л. Козер развивал в своих
трудах многоаспектный взгляд на конфликт,
он исследовал условия, факторы возникновения
конфликтов, их остроту, длительность
и функции. Разработанная им концепция
получила название «конфликтного функционализма».
В рамках этой концепции впервые была
сформулирована идея о позитивных функциях
конфликта.
Американские
психологи К. Боулдинг и Дж. Бернард
развивали концепцию
В результате
их трудов конфликтология начала складываться
как особая междисциплинарная область,
объединяющая теоретические, методологические
и методические подходы к описанию,
изучению и развитию практики работы
с конфликтными явлениями разного рода,
возникающими в различных областях человеческого
взаимодействия.
Ощутимый
вклад в развитие современной
конфликтологии внесли отечественные
ученые.
4.
Основные
этапы развития науки конфликтологии
в России
В развитии
отечественной конфликтологии можно выделить
три этапа:
а) Первый
этап (до 1924 г). Конфликт изучается в
рамках философии, правоведения, психологии,
но не выделяется, как самостоятельный
предмет исследования.
б) Второй
этап (1924-1989 гг.). Конфликт начинает изучаться
как самостоятельное явление. Появляются
первые работы по проблеме конфликта в
правоведении, социологии, психологии
и даже в математике. Затем исследование
конфликта продолжается в философии, педагогике,
истории и политологии. Однако, в силу
идеологических соображений, считается,
что проблема конфликта при социализме
неактуальна.
в) Третий
этап (1990-настоящее время). Конфликтология
начинает выделяться в самостоятельное
учение, наблюдается увеличение ежегодного
количества публикаций (от 165 до 290 у
год), диссертационных работ, создаются
научные центры и группы по исследованию
и регулированию конфликта, издаются научные
сборники, научные работы.
Исследования
отечественных конфликтологов сосредотачиваются
на следующих направления:
–
Обоснование
– Раскрытие роли конфликтологии в анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Донцов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);
–
Обоснование общих
–
Прояснение природы конфликтов и
основных механизмов их развертывания
(Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).
В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характеристики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтами. Конфликтология оформилась как отдельная научная отрасль, имеющая междисциплинарный характер. Этому способствовало развитие конфликтологических начал в смежных областях науки;
Современная конфликтология исходит из понимания конструктивной сущности конфликта, поэтому сосредотачивает внимание на исследовании разнообразных форм, причин и условий возникновения конфликтов, а также способов управления ими;
В отечественной
науке развитие конфликтологии было
затруднено из-за господствовавших длительное
время взглядов о бесконфликтном
развитии общества. Изменение ситуации
привело к резкому росту исследований
в области конфликтологии.
ЛЕКЦИЯ
3.
Лекция №3 - Характеристика конфликта как социального феномена
1 Понятие
конфликта, его сущность и
2 Классификация
конфликтов, их осн причины и
динамика протекания.
1.
Конфликт
– это такое отношение между субъектами
социального взаимодействия, которое
характеризуется их противоборством на
основе противоположно направленных мотивов
(потребностей, интересов, целей, идеалов,
убеждений) или суждений (мнений, взглядов,
оценок).
___________________________
Это мы не писали, но есть в нете:
Существуют
и другие определения понятия
«конфликт»:
1)
Конфликт – это осознанное
противоречие между
2)
Конфликт есть действие
3) Конфликт – это реакция людей на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям, а также реакция на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей (1977).
4) Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (П.И. Пидкасистый, 1998).
5)
Социальный конфликт – это
борьба из-за ценностей или
претензии на статус, власть или
ограниченные ресурсы, в
6)
Конфликт – это важнейшая
7)
Конфликт – это наиболее
8)
Конфликт – это трудно
9)
Социальный конфликт – это
предельный случай обострения
социальных противоречий, выражающихся
в столкновении различных
10)
Конфликт – это такая
11)
Конфликт – это любое
___________________________
Для того,
чтобы проникнуть в сущность конфликта,
как социального феномена (присущего
только людям и их объединениям),
выделим два необходимых и достаточных
условия его возникновения:
1. Конфликт
всегда содержательно
2. Конфликт
всегда (по форме) представляет противоборство
субъектов социального взаимодействия
(конфликтующих сторон), которое характеризуется
нанесением взаимного ущерба (морального,
материального, физического, психологического).
Структура
конфликта включает в себя участвующие
стороны, предмет противостояния, образ
конфликтной ситуации, мотивы конфликта
и позиции конфликтующих сторон.
1. Стороны
(участника) конфликта – это
субъекты социального
Важно
отметить, что поскольку стороны
конфликта – то всегда люди, постольку
сам конфликт представляет собой
сугубо социальное, «человеческое» явление.
При этом условимся понимать, что
субъектами конфликта являются не просто
человеческие индивиды, а личности, наделенные
сознанием, волей и способностью к активным
и осознанным действиям. Субъекты конфликта
должны обладать (или проявлять) активностью.
Если активность отсутствует, то конфликтные
действия не производятся. Активность
возникает, как следствие осознания наличия
противоречия и потребности в ее преодолении.
Даже если активность у личности присутствует,
то нет осознания противоречия, как проблемы,
требующей решения, то психологически
конфликта не существует.
Участники
конфликте обычно обозначаются в
терминах ролевых позиций, в рамках
которых осуществляется их взаимодействие
в данной ситуации (например: «начальник
– подчиненный», «муж – жена», «отцы
и дети»). Переход участников конфликта
непосредственно к конфликтному взаимодействию
начинается с действий одного из них. Поэтому
участник конфликта, проявляющий инициативу,
называется инициатором конфликта.