Лекции по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций

Описание работы

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Работа содержит 1 файл

Конфликтология.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

   Социологическая модель конфликта К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) является предшественником современной  конфликтологии. Его основные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной»  модели общества, связаны с принятием классовой борьбы, возникающей в обществе, в связи с тем, что оно разделено на враждующие классы, а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. По Марксу, конфликты  связаны с противоположными интересами социальных групп и имеют свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

   Модель  социального конфликта Г8 Зиммеля. Немецкий философ Георг Зиммель (1858-1918) считается одним из основоположников современной социологии в целом  и конфликтологии в частности. Он выделил некоторые формы взаимодействия, которые лежат в основе всех социальных явлений. Такими формами, по его мнению, были конкуренция, конфликт, договор, авторитет. Центральной идеей Зиммеля было по­ложение о социализации конфликта, т.е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. Таким образом, им впервые были  разделены понятия конфликта и борьбы и обоснована идея о конструктивном разрешении конфликтов. Вместе с тем, Зиммель выделял в качестве основной причины конфликта отношения враждебности между людьми, которые противоположны отношениям симпатии. Труды перечисленных ученых оказали существенное воздействие на разработку основных научных положений современной конфликтологии. 

   3.

   Подробное описание и становление современной  конфликтологии как науки 

   Оформление  конфликтологии как современной  отрасли научного знания произошло  под влиянием идей немецкого социолога  Ральфа Дарендорфа (род. 1929) и американского  ученого Людвига Козера. Ими была предложена так называемая «конфликтная модель» общества,  используемая в качестве концептуальной основы современных представлений о конфликте. В качестве основной причины социальных конфликтов они выделяли не отношения собственности, а перераспределение власти. Сформулированы более десяти позитивных функций конфликта, включены в сферу рассмотрения динамики конфликта организационные взаимодействия между людьми. Таким образом, впервые была сделана попытка «вписать» конфликт в идею общественного порядка. Определение конфликт, принадлежащее Л. Козеру, до сих пор является одним из самых распространенных в западной конфликтологии: 

   «Социальный конфликт может быть определен, как  борьба из-за ценностей или претензий  на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих  сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (Л. Козер, 1968). Это определение конфликта универсально и может быть приложено к самым разнообразным конфликтным явлениям – от межгосударственных до межличностных. 

   Кроме того, Л. Козер развивал в своих  трудах многоаспектный взгляд  на конфликт, он исследовал условия, факторы возникновения  конфликтов, их остроту, длительность и функции. Разработанная им концепция  получила название «конфликтного функционализма». В рамках этой концепции впервые была сформулирована идея о позитивных функциях конфликта. 

   Американские  психологи К. Боулдинг и Дж. Бернард  развивали концепцию конфликтного функционализма и обогатили ее методологическими  подходами к изучению и описанию конфликтных явлений разного рода. 

   В результате их трудов конфликтология начала складываться как особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.  

   Ощутимый  вклад в развитие современной  конфликтологии внесли отечественные  ученые. 

   4.

   Основные  этапы развития науки конфликтологии в России 

   В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа: 

   а) Первый этап (до 1924 г). Конфликт изучается в  рамках философии, правоведения, психологии, но не выделяется, как самостоятельный  предмет исследования. 

   б) Второй этап (1924-1989 гг.). Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии и даже в математике. Затем исследование конфликта продолжается в философии, педагогике, истории и по­литологии. Однако, в силу идеологических соображений, считается, что проблема конфликта при социализме неактуальна. 

   в) Третий этап (1990-настоящее время). Конфликтология начинает выделяться в самостоятельное  учение, наблюдается увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 у  год), диссертационных работ, создаются научные центры и группы по исследованию и регулированию конфликта, издаются научные сборники, научные работы. 

   Исследования  отечественных конфликтологов сосредотачиваются  на следующих направления: 

   –       Обоснование конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание позитивной роли конфликта (Л.А. Петровская, А.А. Гостев, Я.Л. Коломинский);

   –       Раскрытие роли конфликтологии в  анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Донцов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);

   –       Обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозирования  и регулирования социальных конфликтов (Б.И. Хасан, В.С. Мерлин, С.М. Емельянов, Т.А. Полозова);

   –       Прояснение природы конфликтов и  основных механизмов их развертывания (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).  

   В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

   Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характеристики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтами. Конфликтология оформилась как отдельная научная отрасль, имеющая междисциплинарный характер. Этому способствовало развитие конфликтологических начал в смежных областях науки;

   Современная конфликтология исходит из понимания  конструктивной сущности конфликта, поэтому  сосредотачивает внимание  на исследовании разнообразных форм, причин и условий  возникновения конфликтов, а также способов управления ими;

   В отечественной  науке развитие конфликтологии было затруднено из-за господствовавших длительное время взглядов о бесконфликтном развитии общества. Изменение ситуации привело к резкому росту исследований в области конфликтологии. 
 
 
 

   ЛЕКЦИЯ

   3.

   Лекция  №3 - Характеристика конфликта как  социального феномена

   1 Понятие  конфликта, его сущность и структура

   2 Классификация  конфликтов, их осн причины и  динамика протекания. 

   1. 

   Конфликт  – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).  

   _____________________________________________________________________________

   Это мы не писали, но есть в нете:

   Существуют  и другие определения понятия  «конфликт»: 

   1)    Конфликт – это осознанное  противоречие между общающимися  личностями при наличии попыток  разрешения противоречия на фоне эмоциональных состояний (К.К. Платонов, 1977).

   2)    Конфликт есть действие противоположных,  несовместимых в данной ситуации  тенденций, мотивов, интересов,  типов поведения (А.А. Ершов, 1980).

   3)    Конфликт – это реакция людей  на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям, а также реакция на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей (1977).

   4)    Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (П.И. Пидкасистый, 1998).

   5)    Социальный конфликт – это  борьба из-за ценностей или  претензии на статус, власть или  ограниченные ресурсы, в которой  целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника (Л. Козер, 1968).

   6)    Конфликт – это важнейшая сторона  взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального  бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и потребностями (А.Г. Здравомыслов, 1995).

   7)    Конфликт – это наиболее острый  способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1999)

   8)    Конфликт – это трудно разрешимое  противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (Психологический словарь, 1983).

   9)    Социальный конфликт – это  предельный случай обострения  социальных противоречий, выражающихся  в столкновении различных социальных  групп, социальных институтов, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития (Социологический словарь, 1991)

   10)           Конфликт – это такая характеристика  взаимодействия, в которой не  могущие сосуществовать в неизменном  виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют  друг друга, требуя для этого специальной  организации (Б.И. Хасан, 1996).

   11)           Конфликт – это любое отношение  между элементами, которое можно  охарактеризовать через объективные  (латентные) или субъективные (явные) противоположности (Р. Дарендорф, 1988).

   _____________________________________________________________________________ 
 

   Для того, чтобы проникнуть в сущность конфликта, как социального феномена (присущего  только людям и их объединениям), выделим два необходимых и достаточных условия его возникновения: 

   1. Конфликт  всегда содержательно возникает  на основе противоположно направленных  мотивов или суждений. Наличие  таких мотивов и суждений является  необходимым условием возникновения  конфликта;

   2. Конфликт  всегда (по форме) представляет противоборство субъектов социального взаимодействия (конфликтующих сторон), которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического). 

   Структура конфликта включает в себя участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон.  

   1. Стороны  (участника) конфликта – это  субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта  или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Иногда их называют субъектами конфликта.  

   Важно отметить, что поскольку стороны  конфликта – то всегда люди, постольку  сам конфликт представляет собой  сугубо социальное, «человеческое» явление. При этом условимся понимать, что субъектами конфликта являются не просто человеческие индивиды, а личности, наделенные сознанием, волей и способностью к активным и осознанным действиям. Субъекты конфликта должны обладать (или проявлять) активностью. Если активность отсутствует, то конфликтные действия не производятся. Активность возникает, как следствие осознания наличия противоречия и потребности в ее преодолении. Даже если активность у личности присутствует, то нет осознания противоречия, как проблемы, требующей решения, то психологически конфликта не существует. 

   Участники конфликте обычно обозначаются в  терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации (например: «начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы  и дети»). Переход участников конфликта непосредственно к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них. Поэтому участник конфликта, проявляющий инициативу, называется инициатором конфликта.  

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"