Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социальной психологии"
Существует ряд эффектов в процессе действия механизма стереотипизации:
* хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в черно-белых красках;
эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Его суть в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. (например, высокий научный интеллект, в представлении большинства людей, ассоциируется с высоким благородством или хорошо развитым чувством общественного долга. Внешне привлекательным людям часто приписывают благородные черты характера);
Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время.
К механизмам «тонкой настройки» относятся идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.
Идентификация (позднелат. identifico — отождествляю) представляет собой способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция (фр. attraction, буквально — привлечение, притяжение) — это умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.
Рефлексия (позднелат. reflexio — обращение назад) — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция (от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта. У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения (склонность находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, обстоятельствам или самому себе, причем, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам; или одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей).
Как «читать» внутренний мир человека
Руководителю важно иметь высокий уровень визуально психодиагностических способностей, то есть умений и навыков, позволяющих по внешним признакам людей «читать» их актуальное психическое состояние.
Для нас источниками информации о собеседнике являются, прежде всего, лицо, мимика, жесты, позы, походка человека и др.
Первое и главное, что отражается на лице человека, в его мимике — это эмоции
Глаза. Важную информацию могут дать изменяющиеся размеры зрачков. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При возбуждении, приподнятом настроении зрачки расширяются в четыре раза больше, чем при обычном настроении. При сердитом, мрачном настроении зрачки значительно сужаются.
Долгота взгляда. Нормальным принято считать ситуацию, когда глаза собеседников встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встречаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены).
Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители юга так часто смотрят на собеседника, что для других это кажется даже оскорбительным.
Направление взгляда. Установлено, что когда человек (если только он не левша) смотрит вверх и налево, он обращается к визуальной (зрительной) памяти; когда глаза направлены вверх и направо, то это свидетельствует о возникновении нового зрительного представления, конструировании нового образа; если глаза находится по преимуществу в горизонтальном положении — значит происходит аудиальный (слуховой) контролирующий процесс; перемещение глаз вниз и налево означает, что процесс кинестетического (чувственного) ввода информации является ведущим; наконец, движение глаз вниз и направо сигнализирует о внутреннем диалоге и как следствие — контроле речи человеке.
Разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения) называется разделением соответственно на визуальную, аудиальную и кинестетическую модальности внутреннего опыта.
Жесты и позы общения. Руководителю любого уровня важно знать потенциально возможную информацию, которую жесты и позы могут передать.
1) Жесты и позы открытости:
2) Жесты и позы закрытости:
* скрещенные на груди руки либо попытка как-то зарыть корпус тела руками. Закрытость усиливается, ели пальцы сжаты в кулаки;
3) Оценочные жесты и позы:
4) Жесты и позы подозрительности, скрытности и отрицания:
5) Жесты и позы уверенности:
6) Жесты и позы нервозности:
7) Жесты и позы готовности:
8) Жесты и позы неуверенности:
9) Жесты и позы напряженности:
* короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — звуковой фон напряженности;
10) Жесты самоконтроля:
11) Жесты скуки:
12) Жесты расположения:
То,
как человек сидит при
Дистанция в общении.
а)
интимная зона (от 15
до 45 см от тела человека).
Из всех зон эта самая главная. Разрешается
в нее проникать только тем, с кем человек
находится в тесном
эмоциональном контакте (супруги, дети,
родители, близкие друзья и родственники
и др.). В этой зоне имеется еще сверхинтимная
подзона (до 15 см), в которую можно проникнуть
только посредством физического контакта.
Вторжение в интимную вызывает неуместные
физиологические реакции и способствует
стрессу (сердце начинает биться чаще,
происходит выброс адреналина в кровь,
она приливает к мозгу и мышцам как сигнал
физической готовности к бою, к отпору);
б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;
в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ролью, когда в общении желают подчеркнуть социальный статус общающихся. В этой зоне мы также общаемся с незнакомыми людьми и с теми, кого мы не очень хорошо знаем;