Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социальной психологии"

Работа содержит 1 файл

последние лекции по соц. психол.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

    Существует  ряд эффектов в процессе действия механизма стереотипизации:

 * хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в черно-белых красках;

  • эффект снисхождения, то есть слишком положительная оценка наблюдаемых событий, поступков;
  • эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов и явлений;

эффект  ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Его суть в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. (например, высокий научный интеллект, в представлении большинства людей, ассоциируется с высоким благородством или хорошо развитым чувством общественного долга. Внешне привлекательным людям часто приписывают благородные черты характера);

  • эффект контраста, то есть склонность подчеркивать противоположные своим положительным чертам черты окружающих;
  • эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.
  • эффект проекции, то есть склонность приписывать негативные свойства своего характера, а также мотивы своего поведения другим. Так человек, который часто говорит неправду, чаще всего не верит и другим.

    Стереотипы  представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время.

    К механизмам «тонкой настройки» относятся идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

    Идентификация (позднелат. identifico — отождествляю) представляет собой способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

    Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

    Аттракция (фр. attraction, буквально — привлечение, притяжение) — это умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.

    Рефлексия (позднелат. reflexio — обращение назад) — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.

    Каузальная  атрибуция (от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта. У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения (склонность находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, обстоятельствам или  самому себе, причем, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам; или одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей).

    Как «читать» внутренний мир человека

    Руководителю  важно иметь высокий уровень визуально психодиагностических способностей, то есть умений и навыков, позволяющих по внешним признакам людей «читать» их актуальное психическое состояние.

    Для нас источниками информации о  собеседнике являются, прежде всего, лицо, мимика, жесты, позы, походка человека и др.

Первое  и главное, что отражается на лице человека, в его мимике — это эмоции

      Глаза. Важную информацию могут дать изменяющиеся размеры зрачков. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При возбуждении, приподнятом настроении зрачки расширяются в четыре раза больше, чем при обычном настроении. При сердитом, мрачном настроении зрачки значительно сужаются.

    Долгота взгляда. Нормальным принято считать ситуацию, когда глаза собеседников встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встречаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены).

    Необходимо  помнить, что долгота взгляда  национально обусловлена. Например, жители юга так часто смотрят на собеседника, что для других это кажется даже оскорбительным.

    Направление взгляда. Установлено, что когда человек (если только он не левша) смотрит вверх и налево, он обращается к визуальной (зрительной) памяти; когда глаза направлены вверх и направо, то это свидетельствует о возникновении нового зрительного представления, конструировании нового образа; если глаза находится по преимуществу в горизонтальном положении — значит происходит аудиальный (слуховой) контролирующий процесс; перемещение глаз вниз и налево означает, что процесс кинестетического (чувственного) ввода информации является ведущим; наконец, движение глаз вниз и направо сигнализирует о внутреннем диалоге и как следствие — контроле речи человеке.

    Разделение  внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения) называется разделением соответственно на визуальную, аудиальную и кинестетическую модальности внутреннего опыта.

    Жесты и позы общения. Руководителю любого уровня важно знать потенциально возможную информацию, которую жесты и позы могут передать.

    1) Жесты и позы открытости:

  • развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней. Часто сопровождается поднятием плеч;
  • расстегнутый пиджак (куртка).

    2) Жесты и позы закрытости:

* скрещенные на груди руки либо попытка как-то зарыть корпус тела руками. Закрытость усиливается, ели пальцы сжаты в кулаки;

  • посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом;
  • скрещенные ноги.

    3) Оценочные жесты и позы:

  • жест «рука у щеки» означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет;
  • подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и расположены над подбородком. Этот жест свидетельствует о критической оценке;
  • если это же сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то оценка, скорее всего, негативная;
  • наклон головы набок — заинтересованность; почесывание, поглаживание подбородка — жест размышления и оценки, идет процесс принятия решения.

    4) Жесты и позы подозрительности, скрытности и отрицания:

  • сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, голова наклонена вперед, взгляд исподлобья;
  • ступни и корпус тела повернуты по направлению к выходу;
  • касание мочки уха или почесывание глаз.

    5)  Жесты и позы уверенности:

  • гордая прямая поза;
  • пальцы соединены наподобие купола. Означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость;
  • руки соединены теснее, чем купол;
  • руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — поза абсолютного превосходства.

    6) Жесты и позы нервозности:

  • покашливание, прочищение горла;
  • курение сигарет. Сигарету зажигают лишь тогда, когда напряжение спадает;
  • рука прикрывает рот (этот жест передает эмоции, варьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи);
  • локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой (кисти рук) расположена прямо перед ртом.

    7) Жесты и позы готовности:

  • руки на бедрах, стоя или сидя;
  • человек сидит на краю стула;
  • опора на стол широко расставленными руками. Это сильный призыв слушать, так как у этого человека есть что сказать.

    8) Жесты и позы неуверенности:

  • переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются;
  • человек грызет или сосет конец авторучки, карандаша;
  • пощипывание, потирание ладоней.

    9) Жесты и позы напряженности:

* короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — звуковой фон напряженности;

  • крепко сцепленные руки. Кроме того, это еще жест подозрения и недоверия;
  • защитное поглаживание шеи ладонью;
  • отворачивание лица в сторону. Означает также недовольство, отрицание. В общении с людьми, демонстрирующими такие жесты, перед началом разговора надо снять напряженность: склониться к человеку, сесть с ним рядом и др.

    10) Жесты самоконтроля:

  • руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает другую;
  • скрещенные лодыжки ног;
  • руки, вцепившиеся в подлокотники кресла.

    11) Жесты скуки:

  • постукивание по столу рукой или по полу ногой, пощелкивание колпачком ручки;
  • голова лежит на раскрытой ладони, глаза полуприкрыты;
  • отсутствующий взгляд;
  • машинальное рисование на бумаге.

    12) Жесты расположения:

  • руки, прикладываемые к груди;
  • приближение к другому человеку. Надо вовремя замечать, когда партнер начинает отодвигаться.

    То, как человек сидит при разговоре, показывает его отношение к другому, так же как и к теме разговора. Люди обычно подаются вперед, когда они эмоционально вовлечены или заинтересованы. Они, как правило, отклоняются назад или отодвигаются, когда этого нет. Сидение на кончике стула и наклон вперед указывают на готовность к движению и установку на кооперацию, принятие, признание, указывают на физическое приближение к собеседнику. Сидение прямо, но без напряжения, указывает на доверие; сутулая поза предполагает внутреннюю установку на самозащиту; когда человек отворачивается от собеседника и склоняет голову вперед, то, скорее всего, он испытывает подозрение.

    Дистанция в общении.

    а) интимная зона (от 15 до 45 см от тела человека). Из всех зон эта самая главная. Разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном 
эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, близкие друзья и родственники и др.). В этой зоне имеется еще сверхинтимная подзона (до 15 см), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Вторжение в интимную вызывает неуместные физиологические реакции и способствует стрессу (сердце начинает биться чаще, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности к бою, к отпору);

    б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;

    в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ролью, когда в общении желают подчеркнуть социальный статус общающихся. В этой зоне мы также общаемся с незнакомыми людьми и с теми, кого мы не очень хорошо знаем;

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"