Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социальной психологии"

Работа содержит 1 файл

последние лекции по соц. психол.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      Психологические эксперименты показывают, что установки  не могут определять поведение, если внешние воздействия сильнее внутренней убежденностТема 4. Социальные стереотипы

65 Социальные стереотипы

      Социальный  стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления. Стереотипы – это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей (напр. уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин; политики – лгуны; итальянцы эмоциональные).

      Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами.

      Социальный  стереотип далеко не всегда точен. Наличие  сильного стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания.

      Основные  свойства стереотипов:

      - они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

      - в зависимости от характера  установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически  «подсказывают» одни доводы в  отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым (увидели по телевизору теракт – теперь опасаемся, видя лежащий нечейный пакет, хотя раньше такой реакции на пакет не было, т.е. стереотип безопасности лежащего пакета стерся и образовался новый – пакеты могут быть опасны);

      - стереотип обладает выраженной  конкретностью.

      Стереотипы  бывают:

      - позитивные

      - негативные

      - нейтральные

      - чрезмерно обобщенные

      - чрезмерно упрощенные

      - точные

      - приблизительные.

    Как можно выявить  стереотипы, присущие конкретному человеку:

    - обнаружение устойчивых тем разговоров (напр. среди знакомых)

    - проведение опросов, интервью, анкетирования

    - метод неоконченных предложений,  когда человек продолжает фразу,  начатую экспериментатором, о том или ином явлении

    - метод выявления ассоциаций, когда  группе опрашиваемых предлагается за 30 сек. Написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

    Иногда  стереотипы помогают. Особенно легко  люди полагаются на стереотипы при:

    - дефиците времени

    - чрезмерной занятости

    - усталости

    - эмоциональном возбуждении

    - в слишком молодом возрасте, когда  человек еще не научился различать  многообразие бытия.

    66 и суеверия

    Предрассудок, или предубеждение – это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. Обычно предрассудок – это неоправданно негативная установка, он м.б. следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Часто предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков.

    Почву для предрассудков создают следующие факторы:

    1) неравный статус людей (экономические  отношения неравенства между  группами)

    2) религия (религиозность способствует  внушаемости людей любых убеждений,  в том числе и предрассудков  – происходит это в силу  фактора веры, а не фактора  знания)

    3) фаворитизм: это пристрастность  к своей группе, противопоставление  «мы» и «они». «Мы» – хорошие, «они» – плохие.

    4) конформизм – он облегчает  возможность индивидам идти по  линии наименьшего сопротивления и думать автоматически «как все», тогда однажды возникший предрассудок сохраняется по инерции

    5) распространения предрассудков  усилиями СМИ, политических партий, движений.

    Как и стереотипы, предрассудки весьма устойчивы.

    Суеверие – это предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Особое место занимают приметы – благодаря им определенным событиям приписывается прогностическое значение. Суеверие, как правило, проявляется на поведенческом уровне, обычно в обрядовых формах – ношении талисманов, татуировок, магических жестах или действиях.

    Тема 1. Стороны общения. Механизмы взаимовосприятия.

    Общение, - общение между собеседниками, занимающими социальные позиции, направленное на оптимизацию процесса взаимодействия и разрешение проблем совместной деятельности.

    Выделяют  три взаимосвязанные стороны общения:

  • перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);
  • коммуникативную (то есть взаимообмен информацией);
  • интерактивную (то есть взаимодействие партнеров по общению).

    Коммуникативная сторона общения

    Такое общение реализуется  с учетом отношений  между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к получению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения:

    Монологическая – преобладание высказывания одной личности – субъекта и слушание другой личности – субъекта общения.

    Диалогическая – субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

    Полилогическая  – многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

    В ходе коммуникации инициатива общения  может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.

    Интерактивная сторона общения

    Это те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием и взаимопониманием. В совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность. Существует множество типов взаимодействия людей например, кооперация (виды взаимодействия, способствующие организации позитивной совместной деятельности), конкуренция (взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, препятствуют ей)Перцептивная сторона общения

    Заключается в восприятии внешних признаков  собеседника, в соотнесении их с  его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании  на этой основе его поступков. На основе восприятия внешности и поведения собеседника мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому (выражение лица собеседника; способы выражения чувств; жесты; позы, положение тела и походку; внешний вид; особенности голоса и речи).

    Основная  задача восприятия — формирование первого впечатления о человеке. На основе многочисленных исследований психологи пришли к выводу, что первое впечатление формируется под воздействием трех факторов — фактора превосходства, фактора привлекательности и фактора отношения к наблюдателю.

    Суть  ФАКТОРА ПРЕВОСХОДСТВА в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнерами, которых они, по их мнению, в чем-то превосходят, то первые вторых недооценивают (если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать его психологические характеристики).

Американский  психолог А. Миллер, отобрав фотографии людей красивых, «обыкновенных» и  некрасивых, показал их группе мужчин и женщин и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен. Наиболее красивые были оценены и как более уверенные в себе, счастливые и искренние, уравновешенные, энергичные, любезные, то есть более богатые духовно, чем некрасивые и даже «обыкновенные».

    Для действия фактора превосходства важны одежда человека и весь его антураж (ее дефицитность и модность), силуэт одежды (высоко статусным считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику, с подчеркнутыми углами (особенно плечевыми), а низко статусным — силуэт, приближающийся к шару, не содержащий выраженных углов (свитер, куртка). Для практики управленческого общения вывод очевиден: воздействие руководителя будет действеннее, если он будет общаться с подчиненными, будучи одетым в строгую форму одежды, строгий деловой костюм), цвет одежды (высоко статусными считаются цвета ахроматической окраски черно-белой гаммы (даже некоторые оттенки серого), а низко статусными — яркие, насыщенные и чистые цвета (кроме белого и черного), манера поведения.

    ФАКТОР  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ обеспечивает реализацию следующей схемы: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются Для нас привлекателен тот партнер по общению, который стремится приблизиться к типу внешности, максимально одобряемому социальной группой, к которой мы принадлежим. Но еще более привлекательны для нас замеченные усилия, затраченные собеседником на получение социально одобряемой внешности. Таким образом, знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым в какой-либо группе.

    ФАКТОР  ОТНОШЕНИЯ К НАБЛЮДАТЕЛЮ  регулирует включение восприятия по следующей схеме: положительное отношение к нам вызывает тенденцию к приписыванию партнеру положительных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных. И наоборот, явное недоброжелательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительного и выпячивать отрицательное (чем ближе мнение другого человека к собственному, тем выше оценка этого человека, и наоборот: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали).

    Различают прямые и косвенные признаки согласия, формирующие рассматриваемый фактор. К прямым признакам относят мнение собеседника, сходное с нашим: чем оно ближе к нашему, тем выше оценка собеседника в наших глазах. Косвенными признаками служат ободряющие и одобряющие кивки, время от времени появляющаяся в нужных местах естественная улыбка, возгласы «Да», «Вот именно», «Конечно», «Естественно» и др.

    Механизмы взаимовосприятия.

а) механизм стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека (например, когда мы слышим неправильное с точки зрения русского языка выражение «лицо кавказской национальности», мы это «лицо» не видим, но представить его можем во всей его неповторимой индивидуальности. Для ситуаций управленческого общения такими расхожими стереотипами будут выражения «грубый начальник», «ленивый подчиненный» и др.)

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"