Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Социальной психологии"

Работа содержит 1 файл

последние лекции по соц. психол.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

    61-62 Тема 1. Проблема личности в социальной психологии. Структура личности

    Личность  – это конкретный человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значение для него самого и окружающих.

    Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью.

    Человек – это совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного человека.

    Индивид принадлежность конкретного человека к человеческому роду, характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (обладает прямохождением, есть руки и ноги, значит уде индивид. Маугли – индивид, но не личность).

    Индивидуальность  – неповторимость и своеобразие конкретного человека (те свойства человека, которые отличают его от других: манера одеваться и говорить, реакция на какой-то поступок и т.д.).

    Существуют  3 вида активности личности:

  1. Физическая – естественная потребность живого организма в движении, в физической нагрузке и преодалевании препятствий.
  2. Психическая – потребность в познании окружающей деятельности, общественных отношений, потребность познать самого себя. На развитие психической активности влияет деятельность.
  3. Социальная – потребность личности в изменении и поддержании основ человеческой жизни, в соответствии со своим мировоззрением, ценностями.

    Черты личности – это обобщенные характеристики, представляющие ряд взаимосвязанных признаков (общительность, информированность).

    Ведущей характеристикой личности является ее направленность. Направленность личности – совокупность устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих развитие личности, задающих главные тенденции ее поведения. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся во:

    а) влечениях (психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Если эта потребность осознается, то превращается в желание),

    б) желаниях (осознанная потребность и  влечение к чему-то определенному),

    в) стремлениях (определенное побуждение к деятельности),

    г) интересах (форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. При удовлетворении интереса он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности), интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.

    д) склонностях (направленность индивида на определенную деятельность, интерес  к определенному виду деятельности),

    е) идеалах (конкретизируемый в образе или представлении того, к чему человек стремиться),

    ж) убеждениях (высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потребности),

    з) мировоззрении.

    Во  всех этих формах направленности личности лежат мотивы деятельности.

    Развитие  личности

    С мыслью о том, что личностью человек  не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Многие из них сделали попытку выделения основных стадий развития.

    В основе теории развития Шарлоты Бюлер  лежат 5 фаз жизненного цикла:

  1. 0 – 15 лет – отсутствие конкретных целей в жизни, ребенок живет настоящим, это период развития физических и умственных способностей;
  2. 15 – 20 лет – человек формирует свои потребности и способности, планирует выбор профессии и партнера;
  3. 25 – 40 (45) лет – фаза зрелости, характеризуется постановкой четких целей, позволяющих достичь стабильности на профессиональном поприще и личной жизни, принимаются решения по созданию и укреплению семьи, рождению детей. Согласно З. Фрейду приближение зрелости определяется у человека стремлением работать и способностью любить другого человека ради него самого.
  4. 45 –65 лет – солидный возраст, когда человек подводит итоги деятельности. Заглядывая в будущее человек вынужден рассматривать цели с учетом профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
  5. 65 (70) -… - многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили в юности, оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга; это период, когда человек пытается обозначить смысл своего существования, восприятия его как целого.

    Структура личности:

  1. Темперамент – включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Это динамическая характеристика психических процессов человека. Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
  2. Потребностно – мотивационная сфера. Она включает потребности (необходимость в определенных условиях) и мотивы (удовлетворение потребности, побуждение к деятельности).
  3. Эмоционально волевая сфера – личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению цели; переживания.
  4. Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Бывают природные способности (восприятие, память, способность к коммуникации, мышление) и специфически человеческие способности (мыслительные способности, музыкальные, литературные).
  5. Характер – совокупность устойчивых, в основном прижизненно сформированных свойств. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям, является прижизненным образованием
  6. Социальные установки – это убеждения людей.

                                      63                    Тема 2. Социализация.

    Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения, осуществляется путем усвоения личностью социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид: а) становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей ЗУН, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, б) усваивает нормы и ценности ориентации социальной среды; в) обучается тому, как вести себя, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; г) обучается каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности; д) формирует самосознание и активную жизненную позицию.

    Социализация  осуществляется через ряд факторов:

    - целенаправленное воспитание,

    - обучение,

    - случайные социальные воздействия  в деятельности и общении (напр., разговор взрослых о своих  проблемах может сильно повлиять  на ребенка).

    Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные  воздействия (напр. воспитательные), а  постепенно переходя к позиции активного субъекта (т.к. у него есть потребности). Если активность ребенка будет полностью подавлена, тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии сильного типа нервной системы и пр.) активность будет реализоваться через различные компенсаторные выходы (напр., то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

    В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения (взаимодействие с другими людьми) и благодаря этому может происходить изменение его психики (т.е от низших психич-х ф-ций: нагл-действ. мышл., непроизвольное внимание, эмоциональная память и др., которые есть и у животных переходит на более высокий уровень развития: речь, слов-логич. мышление, произвольное внимание и пр.).

    Стадии  и институты социализации

    Андреева  выделяет три основных стадии:

  1. Дотрудовая:
  • ранняя (0-7) – ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
  • стадия обучения (7-17) – желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения (в основном в подростковом возрасте)
  • ВУЗ/техникум (18-25) – появляется желание найти свое место в обществе, быть принятым группой.
  1. Трудовая (период зрелости, весь период его трудовой деятельности) – человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  1. Послетрудовая (пожилой возраст) – вносит существенный вклад в процесс передачи социального опыта новым поколениям.

    Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные ДОУ, школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.

64 Тема 3. Социальные установки

      Установка – это неосознаваемая готовность к действию. Деятельность человека определяется доминантой – устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает человеку или заставляет его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях. Доминанта – объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

      В соц. псих. под соц. установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте и выражающее готовность к реакции (другое название – «аттитюд»).

      Установка состоит из:

      - убеждения, которое м.б. как  обоснованным, так и необоснованным;

      - эмоционального отношения к этому  убеждению;

      - соответствующей реакции, которая  может отражаться в поведении.

      Соц. установка выполняет важные для субъекта функции:

      а) направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

      б) дает упрощенные указания о способе  поведения по отношению к конкретному  объекту;

      в) выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

      г) способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

      д) определяет целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся ситуациях;

      е) освобождает субъекта от необходимости  принимать решения и сознательно  контролировать деятельность в ранее встречавшихся ситуациях;

      Установка может быть направлена на различные  факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.

      Установки могут определять поведение: люди иногда отстаивают то, во что верят, но верно и то, что люди верят в то, что отстаивают (сильная установка – действуют автоматически, шаблонно, поэтому могут заниматься другим делом, а при новой ситуации шаблон исчезает – они думают, прежде чем совершить какой-то поступок). А могут и не определять поведение, т.к. помимо установок наше поведение подвержено другим влияниям (люди нередко выражают установки, которых сами не придерживаются; люди порой говорят то, что, как им кажется от них хотят услышать другие) – а) парадокс Ла-Пьера (отказали письменно в просьбе принять китайцев, а сами принимали => расхождение между соц. установкой (негативное отношение к китайцам) и реальным поведение хозяев отелей); б) в палате представителей США – при обще голосовании большинство – за повышение себе жалования, а при поименном – большинство против.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"