Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:52, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"
1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания.
4. Основные направления психологи.
Заключительный этап. Его содержанием является анализ и оценка волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего напряжения, появляется чувство удовлетворения или неудовлетворения в зависимости от результатов действия и их оценки.
Воля — это прижизненно сформированная характеристика психики человека. Воля имеет условно-рефлекторную природу и выступает результатом суммарной деятельности всей коры головного мозга.
Воля человека проявляется в разнообразных личностных качествах, волевых чертах.
Целеустремленность — способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям.
Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их.
Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энергичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии.
Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению.
Исполнительность — волевое качество, заключающееся в активности, старательном, систематическом и своевременном выполнении распоряжений и решений начальников. Исполнительность тесно связана с инициативностью.
Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противоположна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу.
Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бороться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опасности и проявляется в различных обстоятельствах не только военного времени.
Самостоятельность личности проявляется в действиях, совершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые действия.
Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.
В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:
1) формирование мотивов волевого поведения;
2) накопление опыта волевых действий, поведения.
Воспитание воли — это длительный, целенаправленный процесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовоспитание личности.
3. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
действия, которые имеют определенный смысл;
поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Лекция 9. Психология малых групп и коллективов
План:
1. Понятие малой группы в психологии.
2. Социально-психологические процессы в малых группах.
3. Социальный феномен власти в коллективе.
4. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Литература:
1. Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 2010.
2. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2008.
1. Понятие малой группы в психологии.
Исследование психологических проблем в малых группах начиналось в 20-х годах.
Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).
Известный отечественный социальный психолог Б.Ф. Поршнев главной психологической характеристикой социальной группы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.
Основными характеристиками группы являются: ее композиция (состав), структура, групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), групповые нормы и ценности, систему санкций в группе.
Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.
Малые социальные группы различаются:
а) по способу существования: как условные и реальные, лабораторные и естественные;
б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач;
в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;
г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;
д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;
е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы;
ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы.
Для социальной психологии малая группа представляет интерес как носитель групповой, массовой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.
Психика группы — это реальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретным содержанием (нравственным, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.
2. Социально-психологические процессы в малых группах.
Социально-психологические процессы и явления в малых группах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).
Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.
Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации.
По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).
По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления.
По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.
По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают:
а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.);
б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);
в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).
г) социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе.
Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразующими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).
Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности;
2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства;
4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.