Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"

Содержание

1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания.
4. Основные направления психологи.

Работа содержит 1 файл

лекции для аспирантов.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Заключительный этап. Его содержанием является ана­лиз и оценка волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего напряжения, появляется чувство удов­летворения или неудовлетворения в зависимости от результатов действия и их оценки.

Воля — это прижизненно сформированная характеристика пси­хики человека. Воля имеет условно-рефлекторную природу и вы­ступает результатом суммарной деятельности всей коры головно­го мозга.

Воля человека проявляется в разнообразных личностных каче­ствах, волевых чертах.

Целеустремленность — способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям.

Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их.

Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энер­гичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии.

Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению.

Исполнительность — волевое качество, заключающееся в ак­тивности, старательном, систематическом и своевременном вы­полнении распоряжений и решений начальников. Исполнитель­ность тесно связана с инициативностью.

Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противопо­ложна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу.

Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бо­роться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опас­ности и проявляется в различных обстоятельствах не только во­енного времени.

Самостоятельность личности проявляется в действиях, со­вершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в сво­их силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые дей­ствия.

Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспе­чивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:

1) формирование мотивов волевого поведения;

2) накопление опыта волевых действий, поведения.

Воспитание воли — это длительный, целенаправленный про­цесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовос­питание личности.

3. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

      отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

      внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

      действия, которые имеют определенный смысл;

      поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Деятельность — это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

 

 

Лекция 9. Психология малых групп и коллективов

План:

1.      Понятие малой группы в психологии.

2.      Социально-психологические процессы в малых группах.

3.      Социальный феномен власти в коллективе.

4.      Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Литература:

1.      Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 2010.

2.      Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.

3.      Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2008.

 

1. Понятие малой группы в психологии.

Исследование психологических проблем в малых группах на­чиналось в 20-х годах.

Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).

Известный отечественный социальный психолог Б.Ф. Поршнев главной психологической характеристикой социальной груп­пы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.

Основными характеристиками группы являются: ее композиция (состав), структура, групповые проблемы (динамические соци­ально-психологические процессы), групповые нормы и ценно­сти, систему санкций в группе.

Под малой социальной группой целесообразно понимать кон­тактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.

Малые социальные группы различаются:

а) по способу существования: как условные и реальные, лабораторные и естественные;

б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (не­формальные) и специально создающиеся (формальные) для ре­шения определенных задач;

в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;

г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;

д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;

е) по уровню развития: диффузные группы, группы-коопера­ции, корпорации, коллективы;

ж) по степени принятия личностью групповых норм и вклю­ченности ее в групповые отношения: группы членства и референт­ные группы.

Для социальной психологии малая группа представляет инте­рес как носитель групповой, массовой психики, как система пси­хологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.

Психика группы — это реальное сознание людей данной общ­ности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен­ным, эстетическим, политическим, профессиональным, право­вым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это слож­ная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.

2. Социально-психологические процессы в малых группах.

Социально-психологические процессы и явления в малых груп­пах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного созна­ния (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).

Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, инте­ресы, установки), другие — главным образом выполняют функ­цию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преиму­щественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполня­ют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.

Существуют разные подходы к выделению феноменов группо­вой психики и их классификации.

По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде­ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мне­ния, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).

По степени устойчивости различают статические, динамиче­ские и статико-динамические социально-психологические процес­сы и явления.

По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.

По тому, кто выступает носителем групповых процессов и яв­лений, различают:

а) массовидные социально-психологические процессы и явле­ния, характеризующие группу в целом (общие для группы по­требности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, мо­рально-психологическая атмосфера и др.);

б) процессы и явления, характеризующие социально-психо­логические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, кон­формизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);

в) социально-психологические процессы и явления, характе­ризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).

г) социально-психологические процессы и яв­ления, выступающие формой существования группового созна­ния, психики, и социально-психологические процессы и явле­ния, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, пси­хическое заражение, подражание, принуждение, групповое мыш­ление и др. Все это социально-психологические механизмы взаи­мовлияния людей в группе.

Что же касается специфики психики социальной группы, кол­лектива, то она определяется в первую очередь ее группообразующими признаками: для группы подростков — подростковый воз­раст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этниче­ской группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воин­ского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (воен­но-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).

Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.

Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:

1) общественно полезная цель деятельности людей данной общ­ности;

2) контактность (как непосредственная, так и опосредован­ная);

3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства;

4) определенный уровень развития коллективистической пси­хологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, по­мощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.

Во многих видах современной профессиональной деятельно­сти коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"