Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"

Содержание

1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания.
4. Основные направления психологи.

Работа содержит 1 файл

лекции для аспирантов.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следую­щие:

макросоциосреда — общественный строй, государственное ус­тройство, особенности идео­логического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;

микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллек­тив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

воспитание — специально организованный процесс формиро­вания и развития человека, прежде всего его духовной сферы;

деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, на­учная.

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновид­ностей, и прежде всего общение с другими людьми.

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, совре­менная техника, технологии ее производства и эксплуатации, ис­пользования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современ­ными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физио­логические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состо­яние организма в целом. Связи между психическим развитием че­ловека и состоянием его организма неоднозначны.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, кос­мических и других условий жизни и деятельности человека.

Одним из наименее изученных и все более привлекающих вни­мание исследователей факторов формирования и развития лич­ности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдель­ных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воз­действий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потреб­ности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирова­ния и развития.

Таким образом, определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

3. Развитие личности в процессе социализации.

Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социа­лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — про­является индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием сово­купности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельно­сти, а также при ее непосредственном участии в этом. Именно в процессе социализации у личности возникают соот­ветствующие отношения к социальным фактам и в целом к окру­жающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе, социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой дей­ствительности. Предметы и явления объективной реальности, связанные с по­требностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, при­обретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей лично­сти, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические струк­туры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детермини­рованные позиции. При этом те или иные внешние события, об­стоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно, либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полез­но—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и становится субъектом деятельности.

При этом, чем боль­ше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности. Другой атрибутивной характеристикой личности выступает ак­тивность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях че­ловека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизнен­ной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких со­циальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего прояв­ления своей сущности, своих возможностей в конкретных услови­ях жизни и деятельности.

4. Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности представляет собой цело­стное системное образование, совокупность социально значи­мых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов дей­ствий и поступков человека, сложившихся прижизненно и оп­ределяющих его поведение и деятельность.

В личности также выделяют следу­ющие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмо­циональную, волевую, потребностно-мотивацирнную, психомо­торную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.

В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психолотов (К, К. Пла­тонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А.Маслоу, К. Роджерс и др.), Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.

Заслуживает внимания разработанная К.К. Платоновым струк­тура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Пла­тонов выделил следующие основные подструктуры личности:

• направленности личности;   

• опыта (профессионального, художественного, поведенче­ского и т. д.);

• индивидуальных особенностей психических процессов (по­знавательных, эмоциональных, волевых);

• биологически обусловленную (темперамент и патологиче­ские изменения личности).

 

 

Лекция 4. Темперамент. Характер. Способности.

План:

1. Исторический анализ развития учения о темпераменте.

2. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

3. Психологический анализ характера человека.

4. Акцентуации характера.

 

Литература:

1.      Сластенин В.А. Каширин В.П.  Психология и педагогика. –М., 2011.

2.      Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М., 2006

3.      Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2011.

4.      Петровский А.В. Общая психология. –М., 2009.

 

1.Исторический анализ развития учения о темпераменте.

В пятом  веке  до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Гиппократ (V—IV века до нашей эры) считал, что темпераменты людей объясняются различным соотношением видов жидкости в организме, тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. Научную классификацию темпераментов дал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуж­дения и торможения. «Греческий гений  Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал он.

Темперамент – качество  биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он  проявляется в  мышлении,  речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

И. П. Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, от соот­ношения характеристик ее основных процессов — возбуждения и торможения. При этом сила, подвижность и уравновешенность процессов нервной системы человека не всегда соответствуют ди­намическим особенностям его личности.

Темперамент — это психическое свойство личности, характе­ризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.

И.П. Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

Безудержный. Процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Сильный. Процессы возбуждения и торможения сильные, однако, между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л.Рубинштейн, по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. И действительно, используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно определить различные типы темперамента:

 

Тип темперамента

Показатель впечатлительности (В) и импульсивности (И)

Холерик

В    И

Меланхолик

В    И  

Сангвиник

В    И

Флегматик

В    И

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"