Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"

Содержание

1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания.
4. Основные направления психологи.

Работа содержит 1 файл

лекции для аспирантов.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

 

2. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, со­образителен, устойчив к стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настро­ения сангвиника изменчивы, но с преобладанием чувства душев­ного равновесия, благополучия.

Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности. Чаще неуравнове­шен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспыш­кам, а при недостаточной воспитанности — к вспыльчивости и резкости суждений, импульсивности действий. При высокой за­интересованности в деле способен к большой работоспособности и энергичности в действиях.

Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости, спо­койствию и уравновешенности, медлительности и неповоротли­вости. Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в исключительных случаях. Операции мыслительных действий за­медленны, переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая, включаемость в деятельность более длитель­ная, чем у людей с другими темпераментами.

Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с не­устойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реа­гирует на малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замк­нут, склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К. К. Платонова, меланхоликам противопоказана де­ятельность летчика. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный среди других людей.

Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «пло­хих» людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не несет в себе социального содержания, это всегда конкретное дина­мическое проявление личности.

Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка, например характера, раз­вития способностей и др.

 

 

3.Психологический анализ характера человека.

Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окру­жающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а инди­видуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, ин­дивидуальное своеобразие способов и качеств действии и поведе­ния личности в этих обстоятельствах.

Характер человека — это то, что определяет его типичные фор­мы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не слу­чайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Ха­рактер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направ­ленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгля­ды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические сте­реотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устой­чивых базовых основ характера.

В характере выделяются также и инструментальные, исполни­тельские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, на­выки, привычки, установки.

Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений:

а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сло­жившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности.

б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что дея­тельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустрем­ленно деятельными.

в) к другом людям: характеры бывают общительные и замкну­тые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.

г) к себе: различают альтруистические и эгоистические харак­теры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, се­бялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно вы­раженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоин­ства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с принижен­ным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытыва­ющие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;

д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, береж­ливость, мотовство и т. п.

Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устой­чивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характе­ром соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную на­правленность в своих действиях и поступках.

Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целост­ность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздей­ствий социальной и природной среды.

Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выде­ляют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профес­сиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием раз­вития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональ­ной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интел­лектуальным чертам характера относятся любознательность, за­интересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впе­чатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мни­тельность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решитель­ность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.

Направленно­сть личности:

Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, инте­ресы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, откры­тость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бы­вать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.

Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, соци­альной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других лю­дей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждени­ях, действиях и поступках.

Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним ти­пом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих дей­ствий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импуштивный тип — считают, что определяющую роль в резуль­татах их действий играют внешние объективные условия, обстоя­тельства, случай.

Одной из общих основ характера выступает темперамент, ко­торый определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей лич­ности относят:

впечатлительность — степень воздействия на личность различ­ных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;

эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реак­ции человека на те или иные события, степень придания им осо­бой значимости;

импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;

тревожность — частота возникновения беспокойства в свя­зи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.

Очевидно, что степень выраженности этих особенностей не­одинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холе­риков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и санг­виников, чертой характера становится импульсивность. У сангви­ников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональ­ность, тревожность.

Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биоло­гически обусловленные объяснения характерологических особен­ностей людей.

4. Акцентуации характера.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного типа являются изоляция от людей, вынужденное оездедъе, ида^ образие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощны­ми психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцен­туации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные кон­такты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринима­ет удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.

В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают от­носительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т.п.

Существуют разные подходы к классификации типов акцен­туации характера (К.Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).

Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие.акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.

Характер существенно влияет на жизнь и деятельность челове­ка, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизнедеятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.

В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.

Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как положительные, так и отрицательные черты, человек может со­ответствующим образом программировать саморазвитие и профес­сиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимо­действие с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие.

 

План:

1.      Психологическая характеристика ощущения.

2.      Психологическая характеристика восприятия.

3.      Психологическая характеристика внимания.

4.      Психологическая характеристика памяти.

 

Литература:

1.      Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие.  СПб., 2008.

2.      Психология мышления /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова – 2-е изд., переаб. и доп. –М.. 2008.

3.      Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4.      Денисова О.П. Психология и педагогика : учеб. пособие / О.П. Денисова. — М. : Флинта : МПСИ, 2007.

 

1. Психологическая характеристика ощущения.

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы вы­ступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эф­фективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая.

Ощущение – чувственное отображение объективной действительности. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"