Кризисные состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Работа содержит 1 файл

О кризисных состояниях.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    Следовательно, только индивид, прошедший все стадии формирования идентичности, переживший кризисы идентичности, является зрелой (взрослой), здоровой (психологически) и адаптивной (социально-психологически) личности. Такую личность, согласно Эриксону, характеризуют следующие особенности:

    1.       Адекватное восприятие себя самого;

    2.       Адекватное восприятие других людей;

    3.       Адекватное восприятие окружающего мира, реальности;

    4.       Баланс между общительностью и склонностью к одиночеству;

    5.       Целостность личности во всех ее проявлениях;

    6.       Наличие «высших общественных» интересов;

    7.       Чувство внутреннего спокойствия и равновесия;

    8.       Постоянное стремление к совершенствованию

    Возрастной  кризис зрелого самоопределения  падет на возраст 28 – 33 лет. Обычно к  этому моменту завершается определенный этап развития (как психологического, так и социально-психологического плана). Данный этап в современном  обществе характеризуется следующими показателями:

    -          завершена психологическая и социальная сепарация от родителей (как правило, человек уже живет самостоятельно);

    -          построена собственная семья;

    -          завершено образование (или получено ремесло, профессия), т.е. произошло профессиональное самоопределение, начатое в период 15-25 лет;

    -          сформирован индивидуальный морально-нравственный кодекс.

    «Достигнув  тридцатилетнего возраста, мы начинаем испытывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый из нас хочет внести некоторые изменения в свою жизнь», «В тридцать лет мы начинаем расставаться с «внутренним сторожем» [113]. Основной психологической задачей в этот период становится поиск новых путей  самоопределения, а социально-психологической  – реадаптация в социуме с новой системой ценностей.

    Кризис  второй половины жизни (45 –55 лет) является, как и пубертатный кризис, узловой  точкой жизни человека. В этот момент актуализируются все базовые  экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд  специфических социально-психологических  проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). Совпадение в один момент возрастного и экзистенциального кризисов делают кризис второй половины жизни наиболее мощным. Результатом переживания подобного кризиса может скачок в духовном развитии и расширении личности или деградация (инволюция) личности, которая приводит к тяжелым переживаниям (вплоть до суицида). Оба данных кризиса представляют для нас интерес именно как узловые, «переходные» [121] моменты жизни, наиболее тяжело переживаемые личностью. Максимальная дезадаптация, в свою очередь, становится основным «симптомом» этих кризисных состояний. Экзистенциальная тревожность, сопровождающая оба этих кризисных состояния, переживается как депрессия, пустота, полная бессмысленность. Отсюда может быть только два выхода: регресс (бегство в примитивные состояния сознания, растворение индивидуальности в коллективной жизни, инфантильные уходы в алкоголь, игру, риск, работу, псевдодуховность, возвращение в «утробу» нерасчлененного сознания мира вообще, возвращение на более низкий уровень сознания («низшая нирвана») и второй путь, трансценденция сознания, прогресс, путь вверх, переход на более высокий уровень сознания, возвышение над обыденной жизнью, духовный рост («высшая нирвана») [62, 104, 105, 106, 119].   

    Терапия кризисных состояний.

    Под терапией кризисных состояний подразумевается  помощь личности или группе, переживающей в данный момент жизни какой-либо кризис. В медицинской парадигме  это кризисная интервенция, которая  заключается преимущественно в  медикаментозной (психофармакологической) помощи.

    Кризисная терапия (с точки зрения психологической  парадигмы) представляет собой следующие  основные положения [53, 64, 81, 99, 109]:

    -          не существует специальных кризисных технологий и практик,

    -          кризисная помощь исключает применение психофармакологии,

    -          основная стратегия помощи личности и группе в кризисном состоянии заключается в объяснении того факта, что то, что сейчас происходит – нормально, правильно и полезно,

    -          основная тактика при работе с экзистенциальными кризисными состояниями – поддержка и ничего более.

В настоящее  время существуют такие формы  кризисной помощи, как:

    -          телефоны доверия (для жертв насилия, подростков, суицидентов и пр.),

    -          психологические группы поддержки (анонимные алкоголики; жертвы сексуального насилия; игроки; бывшие наркоманы; жертвы терактов и катастроф; люди, пережившие инцест;  родители, потерявшие детей;  матери детей-инвалидов  и т.п.);

    -          группы поддержки для соматических больных (онкология, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания, инвалиды, спинальные больные и пр.)

    -          кризисная помощь терминальным больным (наиболее расространенная во всем мире форма – хосписы)

    -          кризисная помощь при потерях и патологической работе горя

    -          кризисная помощь суицидентам (социально-психологическая реабилитация)

    -          кризисная психотерапия               

 Как видим,  подавляющее количество видов  помощи носит групповой характер. Это не случайно и связано с тем фактом, что при кризисах максимально страдает именно социальная адаптированность, выражающаяся у личности или группы в виде социально-психологической фрустрации («Я ничего не могу делать», «Я никому не нужен», «То, что я делал всю жизнь, бессмысленно и не нужно никому», «Людям не дано понимать друг друга» и т.п.) и психологически в виде всепоглащающего чувства одиночества, непричастности к миру людей («Меня никто не понимает», «Я совершенно одинок  в этом мире», «Я никому не нужен и мне никто не нужен» и т.п.). Ситуация совместного (группового) переживания столь сильных эмоциональных состояний носит терапевтический, коррекционный характер вследствие того, что любая группа есть некоторое «маленькое общество», которое понимает, принимает состояние личности как естественное и преходящее.

    Кроме того, отсутствие специфических «кризисных технологий и техник» связано  с уникальностью переживания  каждым человеком экзистенциальных и возрастных кризисов. Сложность  заключается еще в том, что  необходимы психотехнологии, которые могут работать одновременно на когнитивном (осознаваемом) уровне и глубинном (неосознаваемом), где доступ возможен только через символику и метафоры. Не все современные психотехнологии дают такую возможность, тем более, когда очень усложнена диагностическая часть работы психолога или психотерапевта.   

 

                        ПСИХОТЕРАПИЯ  УТРАТЫ  

«Позвольте  мне успокоить вас на тот счет, что волноваться или бояться  нормально, естественно. Жутко чувствовать  себя или быть в чрезмерном напряжении, прятаться и плакать, хотеть ругаться или кричать, или накинуться на того, кто не может постоять за себя. Это  нормально, испытывать любые реальные чувства. У чувств нет моральности. Они не плохи, не хороши, они всегда этически нейральны.   Кавано, 1974.           

 Впервые  процесс нормальной работы горя  был описан Элизабет Кюблер Росс/ американским психиатром. Она выделила 6 стадий:           

 Шок.  Чувства : оцепенение, неверие. Реакции: плачь, дрожь. Это охранное торможение, оно дает время придти в себя.           

 Отрицание.  Непринятие факта смерти. Поведение  иррациональное. Кошмары, поиски  умершего, физическое истощение,  бессонница, апатия, потеря аппетита  и пр.           

 Злоба.  Поиск виноватого, агрессия на него.           

 Торг, или сделка. Вина, страх/ иррациональные  попытки  изменить ситуацию.           

 Депрессия.  Слабость, горе, отрицания уже нет.            

 Принятие. Смирился с утратой, можно продолжать  жить. Появление нового в жизни.    

Задачи  нормальной работы горя для горюющего:            

 Примите,  что горе есть тяжелая работа            

 Примите  реальность утраты           

 Примите  и переживите боль утраты           

 Адаптируйтесь  к среде, в которой больше  нет умершего           

 Заберите  эмоциональную энергию из этих  отношений и начните вкладывать  в новые отношения.             

 Нормальная  модель работы горя при утрате:

От смерти до 2 недель

     Шок: различные симптомы, слезы и всхлипывания, глубокие вздохи, сильная физическая и душевная боль, страдания, дрожь, стеснение  в груди и горле.           

 Оцепенение: чувство потери личности, феномен  деперсонализации, одиночество, нерешительность,  нерациональное поведение, отчуждение  или привязанность.           

 Отрицание:  ожидание возвращения, постоянные  напоминания, речь об умершем  в настоящем времени, галлюцинации  слуховые, зрительные, тактильные.

От 1 до 3 месяцев           

 Тоска: страдание, всхлипы, томление, острая эмцинальная боль, симптомы различных болезней, нарушения сна, ночные кошмары, предельная усталость, неспособность к концентрации, бесцельная деятельность, отсутствие интересов, идеализация умершего, чувство, что умерший рядом.           

 Поиски: беспокойство, попытки зполнить пространство, фрустрация, отсутствие удовольствия, птерянность, прогулки по магазинам, предельные траты, противостояние сонливости, отчуждение.            

 Тревога:  безнадежность, страхи, необычная  зависимость.           

 Злоба:  боль как несправедливость, зависть,  избегание людей, раздражительность  и агрессия на все, обида  на умершего.           

 Вина: самообвинение, вина, религиозные  сомнения,           

 Одиночество:  потеря пыта совместной деятельности, отверженность.  

От 3 до 9 месяцев           

 Депрессия: потеря, отчаяние, тревога, злоба, угрызения совести, вина, обострение личностных проблем.           

 Апатия: отсутствие воли, агрессии, бесцельность, нерешительность, отказ от помощи, отрицание чувств, игнрирование собственных потребностей, безразличие.           

 Потеря  личности: супружеского или социального  статуса, потеря сексуального  чувства, зависимость или независимость.            

 Смягчение:  обретение себя, выполнение работы  горя, нахождение смыслов, обретение  радости в воспминаниях, празднование годовщин.           

 Стигма: социальная изоляция, потеря друзей, избегание других семей.  

От года до двух лет.           

 Принятие: утрата не воспринимается как  тяжелая потеря, счастливые воспоминание  и разговоры об умершем, освоение новых условий, интерес к работе.           

 Заживание:  перестраивание образа жизни, приобретение нового статуса, новые увлечения, интересы, друзья. Продуктивное одиночество, равновесие.   

Показатели  патологического  горя:

Отсутствие  горя: игнорирование факта смерти, онемение чувств

Подавленное горе: стресс проявляется только в  физических симптомах

Отсроченное горе: возникает через месяцы или  даже годы

Искаженное  горе: крайнее чувство злобы или  вины при подавлении всех других чувств.

Хроническое горе: отрицание утраты.  

О патологическом горе могут говорить следующие факторы:

Говорит так, как будто смерть произошла  вчера

Отказывается  выбросить вещи умершего

Обнаруживает  физические симптомы, которые были у умершего

Перенимает  черты характера умершего

Предпринимает радикальные изменения сразу  после смерти

Непреходящее  чувство вины

Очень сильно реагирует на чужое горе  

Факторы, усложняющие нормальную работу горя:            

 Внезапность  смерти           

 Неестественная  смерть           

 Неуверенность  в смерти: отсутствие тела           

 Смешанные  чувства к умершему           

 Крайняя  зависимость от умершего           

 Тесная  эмоциональная связь с умершим           

 Незавершенные  отношения и дела с умершим           

 Дальнейшие  утраты           

 Многочисленные  утраты           

Информация о работе Кризисные состояния