Кризисные состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Работа содержит 1 файл

О кризисных состояниях.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    Острые  реакции развиваются  сразу же после  травмы и проходят в течение нескольких часов или дней. Посттравматическое расстройство (ПТСР) возникает после  латентного периода (не следует сразу  за травмой) от нескольких недель до месяцев (обычно не более 6 месяцев).

    Термин  ПТСР все чаще используется применительно к  последствиям катастроф  мирного времени, так как получены данные, свидетельствующие  о клинико - патогенетическом единстве этих состояний. Классификация наиболее частых причин в мирное время предполагает выделение следующих психотравмирующих факторов: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия; сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в т. ч. при транспортных и производственных авариях; семейные драмы.

    При рассмотрении феномена ПТСР многие исследователи  обращают внимание на причинно-следственную связь: травматический стресс вызывает у  субъекта расстройства в физиологическом  и психическом  здоровье. Какой стресс, воздействующий на человека, можно охарактеризовать как «психическую травму»?      

    В литературе термин «психическая травма» имеет  множество синонимов  – это и психогения (психогенные  заболевания, причиной которых является психическая травма), и эмоциональная  травма, и психологическая  травма (те травмы, которые  относятся к событиям, случившимся на личностном, индивидуальном уровне, и ставшими причинами  психологических  проблем).

    «Психическая  травма» - некое событие  в жизни человека, которое выходит  за рамки обычных  человеческих переживаний, и которое вызвало  бы сильные расстройство почти у каждого  человека» - такое  определение дает DSM-3-R. DSM – 4 уточняет, что реакция индивидуума на стрессор должна включать интенсивный страх, беспомощность, ужас.

    Экстремальные негативные события  могут быть классифицированы по различным основаниям:

    • продолжительность  воздействия (единичные  случаи, например ограбление, или продолжительность ситуации — войны, домашнее насилие);

    • источник стрессора (стихийные, природные бедствия, как землетрясения, и трагедии, вызванные человеком, — насилие);

    • уникальность опыта (массовые катастрофы — войны, землетрясения, и переживаний – фиксация на травмирующих обстоятельствах, их гиперактуализация. Последующие личностные изменения – заострение личностных патохарактерологических черт. Чаще всего с разрешением ситуации наступает улучшение.

    «Катастрофы» - различные природные  и техногенные  катаклизмы – 4,5% частота  развития ПТСР [2, 58, 99], с множественными жертвами: пожары, наводнения, землетрясения, аварии.

    Классификация катастроф, стихийных  бедствий, чрезвычайных ситуаций:

    по  тяжести последствий: а) с человеческими  жертвами; б) без человеческих жертв;

    по  виду и характеру  разрушений;

    по  происхождению разрушающего фактора;

    по  пространственной локализации;

    по  экстенсивности.

    Психические реакции после  катастрофы можно  разделить на четыре стадии: героизма (альтруизм, героическое поведение, желание помочь людям  и выжить), «медового  месяца» (чувство  гордости за то, что  выжили и преодолели все опасности), разочарования (гнев, фрустрация вызваны  крушением надежд), восстановления (осознание, что необходимо налаживать быт, взятие ответственности  на себя). Застревание на какой-то из стадий приводит к возникновению "Синдрома героя" (я пережил то, что никто из вас не переживал, вы меня никогда не поймете, вы все дети и т.п., в результате - асоциальное поведение, психотическое развитие личности, суициды) или "Синдрома жертвы" (меня никто не понимает, я одинок в своих страданиях, уход в невроз или психосоматику).

    «Боевая психическая травма» - это многоуровневый процесс адаптационной  активности человеческого  организма в условиях боевой обстановки в  ответ – 38,8% частота  развития ПТСР [2, 58, 99]. Включает в себя несколько  психотравмирующих  факторов: витальный  страх, длительность воздействия, физическое и психическое  перенапряжение, тревожное  ожидание и т.п.

    Факторы боевого стресса  подразделяют на а) специфические  – ситуации угрожающие жизни, ранения, гибель близки, сослуживцев, и б) неспецифические  – факторы стресса  характерные для  обстановки в зоне вооруженного конфликта.

    Итак, говоря о ПТСР, мы имеем в виду, что  человек пережил  одно или несколько  травмирующих событий, которые глубоко  затронули его  психику. Эти события  так резко отличаются от всего предыдущего  опыта или причиняли  настолько сильные  страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче. Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны. Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

    Все это отражается в  симптоматике протекания ПТСР.

    Клиническими  проявлениями ПТСР в  настоящее время  считаются следующие:

    - Временные рамки.  Проявления ПТСР, после любой причины,  начинаются чаще  всего через 7-10 дней после окончания  травматического  события. При шоковой  травме – через  несколько лет.

    - Психическое состояние На фоне психологического дискомфорта, который внешне проявляется в виде депрессии, психологического напряжения, появляются навязчивые воспоминания произошедшего, могут сопровождаться вопросами: «Почему это произошло? Что я сделал не так? Как бы я мог поступить чтобы этого не произошло?». Настроение снижено, апатия.

    - Основные симптомы  ПТСР при любом  виде травмы объединяются  в три критериальные группы: навязчивые переживания травмировавшего события (иллюзии, бред, ночные кошмары); стремление к избеганию любых событий и переживаний, ассоциирующихся с травмировавшими событиями, развитие отстраненности, отчужденности от реальной жизни;

    -          Высокий и возрастающий уровень эмоционального возбуждения, проявляющийся в комплексе гипертрофированных психофизиологических реакций.

    Все вышесказанное относится к тем  кризисным состояниям, помощь при  которых являются прерогативой психотерапии и психиатрии.

    В данном исследовании нас интересовали именно личностные кризисы, которые вызваны  внутренним, естественным и закономерным развитием  личности. Здесь необходимо развести ряд понятий, среди которых  по сей день нет единой точки зрения. Для понимания дальнейшего исследования мы выделяем следующие виды кризисов данной категории: возрастные кризисы, экзистенциальные кризисы.  

    1. 3. Личностные кризисы  (экзистенциальные  и возрастные)

    В течение всей жизни  человек решает так  называемые экзистенциальные проблемы (т.е. проблем  сущностные, определяющие его бытие в  мире).

    С точки зрения экзистенциальной психологии существуют четыре основные экзистенциальные проблемы, связанные  с так называемыми  «конечными данностями»: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Очень  коротко о базовых  конечных данностях  в парадигме экзистенциальной психологии.

    Смерть (и страх смерти как неизбежно  вытекающее переживание, чувство) есть самая  осознаваемая конечная данность. «…противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт» [122]. Данность смерти и конфликт жизнь-смерть во все времена была основной темой философских размышлений, практик инициации, религиозного сознания и пр. (Эрос – Танатос, либидо – мортидо, инстинкт сохранения индивида – инстинкт сохранения вида и т.п.). С точки зрения возрастного развития индивида, яркое осознавание своей смертности (конечности) возникает в жизни три раза: в 6-7 лет (когда ребенок, как правило, впервые сталкивается с понятием «смерть», но не переносит это понятие не себя самого: люди могут умирать), 13-14 лет (пик пубертатного кризиса, когда возникает новый этап осознавания смерти: люди умирают, и я могу умереть), 45-55 лет (кризис второй половины жизни, когда эта данность все ближе, возникает новый этап осознавания своей конечности: все люди умирают, и я скоро умру) [25,106, 113, 122]. Абсурдность земного существования (о которой, собственно, и написано все, что написано до сих пор всем человечеством) можно афористически выразить одной фразой: если бы не было смерти, то не было бы и жизни. Следовательно, страх смерти является самым основным и сильным страхом, который может вообще испытать человек, но он же дает мощный толчок внутреннему развитию. Отсюда представление о том, что пиковое переживание смерти (например, реальная возможность умереть) могут сразу «выбросить» человека на абсолютно иной и гораздо более высокий уровень внутреннего развития. Практическая психология знает массу подобных примеров. Таким образом, страх смерти, являясь первичным и самым сильным источником постоянной экзистенциальной тревоги, может стать как самым сильным катализатором внутреннего развития личности, так и причиной тяжелой психопатологии. «Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов трансценденции смерти» [122].Каким путем пойдет данная личность – это и есть ситуация основополагающего выбора, т.е. ситуация кризиса экзистенции.

    Смерть  как базовая конечность порождает три  остальных экзистенциальных проблемы.

    Свобода. Вопрос стоит так: если человек смертен, то можно ли вообще говорить о какой  бы то ни было свободе (или, наоборот, человек  свободен вообще и  от всего, поскольку  он смертен). Возникает психодинамическое противостояние: любой человек (сознательно или бессознательно) стремится к большей свободе, стремясь получить максимальную свободу (в частности, через деньги, власть, секс и т.п.) и одновременно «понимает», что свобода – это хаос. Столкновение с хаосом невыносимо, и человек начинает метаться, пытаясь найти золотую середину между свободой-хаосом и несвободой-структурой. При этом потребности в свободе и структуре (несвободе) одинаково сильны. И снова человек вынужден искать нетривиальное, только свое решение, т.е. снова сделать выбор, которого нет. Понятие экзистенциальной свободы, баланс между свободой и несвободой (см. Воля – Не-воля в психосинтезе Р. Ассаджиоли) порождает осознавание таких глубинных психологических структур, как ответственность, воля, активность, решение, выбор, плата за выбор, экзистенциальная вина). Балансирование между хаосом (ассоциативный ряд хаос – ужас – смерть…) и порядком (структурой) есть развитие личности. Тот же выбор – экзистенциальный кризис. Основные возрастные моменты, когда осознавание свободы (хаоса, опасности, развития, движения) – несвободы (порядка, безопасности, стагнации, бездействия) приходится на пубертатный кризис (сепарация с детским миром), кризис самоопределения 29-33 (сепарация с юностью, вхождение во взрослость) и кризис второй половины жизни 45-55 («сепарация» со своей прошлой жизнью). Осознавание своей свободы-несвободы неизбежно приводит к сознаванию своего одиночества, изоляции от всех других.  «Извечна истина простая –свободен, значит одинок». И возникает следующая экзистенциальная проблема.

    Изоляция. «Экзистенциальная  изоляция – это  долина одиночества, к которой много  путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту  долину» [122]. Конфликт, или в данном контексте, экзистенциальный возникает  между осознаваемой абсолютной изоляцией (человек  изначально и бесконечно одинок в мире) и  одной из самых  сильных потребностей – потребностью в  контакте с другими. Экзистенциальная изоляция является основанием для развития (осознавания, борьбы и т.п.) межличностной изоляции, т.е. одиночество среди людей, и внутриличностной изоляции, т.е. изоляции различных частей личности друг от друга, что в крайнем случае может привезти к синдрому деперсонализации. Какую роль играет в жизни индивида экзистенциальная изоляция? Процесс роста есть процесс постоянной сепарации, отделения (от матери, от родителей, от зависимостей и пр.). Следовательно, положительный момент дезинтеграции, вызванной изоляцией, заключается в формировании автономии, независимости, самоконтроль, индивидуации, самоуправления, само-ответственности, т.е. всех характерных психологических особенностей истинно взрослой личности. Страх одиночества – это плата за взрослость, зрелость, реализованность. И снова обострение переживания экзистенциального одиночества совпадает с определенными возрастными зонами: все тот же пубертат, кризис самоопределения 29-33, кризис второй половины жизни. Значит, человек, не испытавший одиночества по отношению к другим людям, не может по-настоящему любить, быть привязанным. Так, в слове радость и страдание один корень (рад), следовательно, тот, кто не умеет радоваться, не умеет и страдать, и сострадать.

    Из  всех трех экзистенциальных проблем (конечности, свободы, одиночества) логично вытекает последняя экзистенциальная проблема: проблема бессмысленности (т.е. страх потери всех смыслов). Действительно, если все равно  умирать, то какой  смысл что бы то ни было делать? И. Ялом в своей книге  «Экзистенциальная  психотерапия» приводит цитату из предсмертной записки самоубийцы. Более четко, емко и эмоционально понятно  сказать невозможно: «Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат кирпичи на одном конце поля, сразу начинают переносить их на противоположный конец. Это продолжается без остановки, и каждый день, год за годом они делают одно и то же. Однажды один из идиотов останавливается достаточно надолго, чтобы задуматься о том, что он делает. Он хочет знать, какова цель перетаскивания кирпичей. И с этого момента он уже не так сильно, как раньше, доволен своим занятием. Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи». Речь идет о смысле жизни. Нет человека, которого эта проблема хоть один раз в жизни не волновала бы. При этом большинство людей начинает (в целях защиты) подменять «смысл» «целью», что совсем не одно и то же. Тогда проблема смыслов (поиска смысла) звучит приблизительно, так: “как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, не имеющей смысла?» (Ялом). Здесь также существует переломные моменты в жизни, т.е. кризисные, но они различаются по тому предикату, который стоит перед словом «смысл». Если в пубертате это «поиск смыслов» («искать»), в кризисе само(«искать»), в кризисе самоопределения «поиск новых смыслов» («обновлять, заменять»), то в кризисе второй половины жизни «потеря смыслов» («потерять»). 

Информация о работе Кризисные состояния