Кризисные состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Работа содержит 1 файл

О кризисных состояниях.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    - внешние аспекты  жизни (работа, профессиональная  деятельность, положение  в обществе, семья,  социальные роли, социальные нормы,  коммуникации как  характер взаимодействия  с другими и  пр.), все то, что  можно выразить  следующим образом:  как я себя ощущаю  среди других людей

    - внутренние аспекты  жизни, или экзистенциальная  ситуация индивида (восприятие  и опознавание  себя как уникальной  личности, ответы  на экзистенциальные  вопросы - кто я,  что я, куда  я, зачем я), все  то, что можно выразить  словами следующим  образом: как я  себя ощущаю в  мире

        В кризисные моменты  жизнь меняется по основным четырем  измерениям:

    - внутреннее ощущение  себя в мире

    - чувство безопасности

    - течение времени,  его субъективная  характеристика (в  кризисной ситуации  время либо «останавливается»,  либо возникает  острая нехватка  времени)

    физическое состояния (спад всех функций и рост тревоги)

    В результате в любом  случае возникает  период дезадаптации личности в обществе, тот внутренний хаос, о котором хорошо знают те, кто пережили такие кризисы. Чем серьезнее кризис, тем глубже уровень дезадаптации. В зависимости от вида кризиса, от того, что его вызвало, дезадаптация может быть настолько сильной, что личность не сможет с ней позитивно справиться. Любой человек, попавший в кризисную ситуацию, испытывает кризисное состояние, выражающееся определенной симптоматикой, о которой мы будем говорить ниже. Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:

    1. Уровня развития  личности (уровня  развития сознания);

    2. Социо-культуральных особенностей, т. е. особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социо-культурные установки, система ценностей, уровень развития сознания социума как организма и т.п.);

    3. Личностных и характерологических  особенностей, специфики онтогенеза  данной личности;

    4. Вида кризисного  состояния, переживаемого  личностью;

    5. Социально-психологических особенностей  личности (социальный статус, референтные группы, семья и т.п. ).

    Все это приводит к  тому, что часто  возникает необходимость  оказать помощь человеку, находящемуся в кризисной  ситуации. Кроме того, есть еще один момент. Каждый человек (если вспомнить метафору с иероглифами) очень  хорошо видит верхнюю  часть айсберга («опасность»), которая для него связана с болью, тяжелыми переживаниями, дезинтеграцией. Очевидно, что испытывать подобное никто не хочет (нарушается фрейдовский принцип удовольствия). Но у этого айсберга есть подводная часть (новое, неизведанное, обладающее огромными возможностями), которая, к сожалению, не видна. Значит, для преодоления кризисного состояния и присвоения (усвоения, интроекции) всего нового, что имплицитно содержит в се себе кризис, необходимы определенные навыки: самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Не будем забывать, что любой кризис жизни психологически всегда является сильной фрустрацией для личности: изменяется все привычное, наработанное годами (ценности, смыслы, поведение, окружение, оценки и т.п.), все то, что служило несомненными и, как казалось, непоколебимыми опорами. Таким образом, можно считать, что существует медицинское и психологическое понятие кризиса, общее в них – что кризис это некая высшая точка, перелом в течении жизни, развития (болезни). Различие – кризис неизбежен (медицина), кризис неизбежен и необходим (психология). Переходя с одного этапа жизни на следующий мы переживаем кризис. Отсюда – представление о возрастных и экзистенциональных кризисах как переходных в жизни.

    Любая кризисная ситуация в жизни человека является сильным стрессом. Как любой  стресс, кризисная ситуация задевает все структуры, действует на все  стороны жизни. Традиционно в  научной литературе выделяют следующие  сферы влияния стресса и соответствующую  симптоматику. Можно выделить следующие  аспекты воздействия стресса [2].

    1. На личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка и пр.)

    2. На поведение в целом (высокий  процент травматизма, развитие  зависимого поведения самых различных  видов - наркомании, алкоголизм, азартные  игроки и др., эмоциональные срывы,  нарушения пищевого поведения,  нарушения сне, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные  приступы тремора всего тела  и пр.)

    3. На здоровье (развитие целого ряда психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития: бронхиальная астма, аменорея, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, сахарный диабет и т.п.; постоянные боли в спине и груди невыясненной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, головные боли мигренозного характера, и пр.

    4. Когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность

    5. Физиологические аспекты (повышение артериального давления, повышение уровня катехоламинов и кортикостероидов в моче и крови, повышение глюкозы в крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное дыхание, ощущение кома в горле и иголок в конечностях, частичное онемение в конечностях вплоть до анальгезии и пр.   

    Современные представления о  видах кризисов

    Все личностные кризисы  для лучшего понимания  и детализации  условно можно  разделить на две  основные категории.

    Внутренние  кризисы, или трансформационные:  возрастные, жизненные и экзистенциональные (т.е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности);

    Внешние кризисы - в качестве стрессора в которых  выступают внешние  травматические события - экстремальные кризисные  ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни  для самого себя или  значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью. Согласно МКБ-10 эти кризисные ситуации вызывают определенную реакцию личности, как то:

    - острые реакции  на стресс –  где стрессогенный фактор, это некое событие в жизни несущее прямую угрозу жизни человека (война, нападение, катастрофа, изнасилование и т.д.). Острые реакции на стресс включают кризисные состояния, острую кризисную реакцию, боевую усталость;

    - шоковая травма - психический шок,  отсроченная болезненная  реакция на шоковую  травму, проявляется  и через несколько  лет в виде неадаптивного  поведения или  психосоматического  заболевания;

    - посттравматическое  стрессовое расстройство (ПТСР)–  отставленная или  затяжная реакция  переживания травматического  стресса.

    В отечественных исследованиях  ПТСР до недавнего  времени основное внимание уделялось  лицам, пострадавшим в массовых катастрофах  – войнах, землетрясениях и т.д.

    Проблема  возникновения и  динамики специфических  психологических реакций на травматические (экстремальные) жизненные события является актуальной и привлекает внимание психологов несколько последних десятилетий. Разработке этой проблемы положили начало исследования, проводившиеся на ветеранах войны во Вьетнаме (работы американских психологов), в Афганистане (отечественная проблема). Вопросы, которые волновали и продолжают волновать специалистов во всех странах: каковы особенности возникновения и развития психологической реакции на травму, можем ли мы предсказать ее динамику, каковы индивидуальные различия этой реакции на одно и то же травмирующее событие и от чего эти различия зависят? Ответы на эти вопросы в конечном счете послужат лучшему пониманию того, что происходит с человеком, переживающим травму, и как может осуществиться его психологическая реабилитация и социальная реадаптация.

    Для того, чтобы обосновать общее и специфическое при разных видах кризисных состояний, очень кратко остановимся на истории развития исследований в данной области.

    Как отмечал М.Ш. Магомед-Эминов «вся феноменология психологических последствий экстремальных событий явно или неявно концентрируется вокруг понятий «психологическая травма» или «травматический невроз»» [2].

    Современному  понятию ПТСР соответствуют  расстройства, описанные  на протяжении XIX - XX веков в терминах “травматический невроз”, “военный невроз”. Эти и последующие работы в значительной степени опираются на опыт войн своего времени (боевые действия в период гражданской войны в Америке, первую и вторую мировые войны, современные локальные военные конфликты во Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе и др.). В 1971 г. переживания сходные с симптоматикой ПТСР описывал Da Costa [45] у солдат            во время Гражданской войны в Америке. Он называл это состояние «солдатским сердцем», наблюдая вегетативные реакции со стороны сердца.

    Значительная  роль в систематических  исследованиях феномена ПТСР принадлежит  работам Д. Эриксона, в которых описывались функциональные расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу [8]. Но Д. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного мозга, т.е. как органическую травму. Позже появились теории, придерживавшиеся взгляда о психогенной природе психической патологии. Г.Оппенгейм ввел специальную единицу - травматический невроз [46], он рассматривал физическое и психическое повреждение нервов как причину невротического расстройства.

    При описании отдельных  клинических состояний, включающих многочисленные нервные и физические феномены, возникающие  как результат  различных эмоциональных  потрясений, Крепелин, нозолог XXI в. использовал термин - «невроз пожара».

    Таким образом, решающее значение в появлении травматического  невроза приписывалось  либо механическим повреждениям, либо психогенным  факторам. Впервые  собственно психологическую  трактовку травматического  невроза дал З.Фрейд  [ 13], идея о фиксации на травме затем стала ключевой в трактовке ПТСР. Появились понятия «снарядного шока», затем «боевой усталости» и «боевого истощения». Затем исследования с полей сражений перебрались в обычную жизнь.

    На  сегодняшний момент исследования ПТСР относятся  к категории кризисных  состояний [99].

    Только  к 1980 году было накоплено  и проанализировано достаточное для  обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных  исследований. Исследования ПТСР - синдрома стали  еще более широкими, в них наряду с  особенностями развития ПТСР военной этиологии  приводятся уже результаты изучения последствий  стресса у жертв  геноцида, других трагических  событий или насилия  над личностью.

    Р. Гринкером и П. Шпигелем [46] были выделены 19 симптомов, встречающихся у фронтовиков. Эти результаты были подтверждены и другими исследователями. Также было выяснено, что данные симптомы не попадали ни под одну существующую классификацию, т.к. особенность заключалась в том, что они имели отсроченный характер и появлялись на фоне общего благополучия. Понятие «стресс» получило очень широкое употребление, и в отношении данных симптомов было введено понятие «травматический стресс». Наиболее важным этапом в изучении последствий воздействия травматических событий на человека было выделение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), критерии которого были определены в ходе обследований вьетнамских ветеранов и людей, пострадавших при различных бедствиях. В более поздних исследованиях изменилось определение стрессора, были добавлены характеристики, касающиеся кошмарных сновидений, конкретизированы проявления расстройства у детей. Затем наряду с ПТСР стали рассматривать категорию острого стрессового расстройства, сходное с ПТСР по проявлениям, но имеющее ряд существенных отличий (например, время возникновения события и длительность его воздействия).

    Комплекс  симптомов, наблюдавшихся  у тех, кто пережил  травматический стресс, получил название «посттравматическое  стрессовое расстройство»- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10 [15]. Категория ПТСР (F 43.1.), в целом, заменила термин травматический невроз.

Информация о работе Кризисные состояния