Кризисные состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Работа содержит 1 файл

О кризисных состояниях.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

    Жизнь человека есть его взаимодействие с  постоянно присутствующим внутренним конфликтом, который обусловлен «конфронтацией индивидуума с данностью существования» [122]. Это те особенности жизни  вообще, которые никто не может  изменить. Таким образом, основная задача – научиться с ними жить. На каждом новом этапе внутреннего развития с неизбежностью снова и снова возникает этот конфликт, и человек должен его снова и снова решать (так как его нельзя разрешить). Это и есть путь внутреннего развития, становления и роста личности, процесс индивидуации согласно К. Юнгу [119], трансформации, духовного психосинтеза согласно Р. Ассаджиоли [3], самоактуализации А. Маслоу [62], самореализации [104, 105] и т.п. Процесс подобного роста, естественно, не идет совершенно независимо от внешнего, реального, бытийного мира. Ядром процесса индивидуации является глубинная рефлексия, осознавания себя каждый раз на все более глубоких уровнях. «Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт» [122].  Этот процесс идет неравномерно. Есть периоды, когда все спокойно и понятно. Если представить метафору человеческой жизни как прохождение снизу вверх по многоэтажному зданию, то, приблизительно, это будет выглядеть следующим образом. Человек находится на первом этаже, он там живет. Со временем ему становится там все понятно, привычно, не опасно, знакомо и т.п. Т.е. он может по этому этажу ходить с закрытыми глазами. Так как согласно гуманистической психологии индивидуум находится в постоянном развитии, то человеку, говоря простым языком, становится скучно, «хочется чего-то нового», и человек начинает медленно подниматься в воздухе к потолку. Вначале он не замечает своего подъема, все как всегда, сегодня, как вчера, но в какой-то момент, он вдруг обнаруживает, что упирается головой в потолок. И мгновенно возникают вопросы: где я, кто я, зачем я здесь, как я здесь оказался, что делать дальше. Т.е. возникают классические экзистенциальные вопросы, на которые каждый должен сам искать ответы (другого варианта просто не существует в природе). И в этот момент человек понимает, что потолок надо пробить головой, это может быть больно. Но всегда есть выбор: двигаться дальше (страшно, неизвестно, интересно, ново) или вернуться назад (не опасно, знакомо, привычно, понятно, не больно, скучно). Это и есть момент экзистенциального выбора, т.е. экзистенциальный кризис. «Нормальные» люди (давление социума, у которого свой естественный ход развития, извечное противоречие между развитием вида и индивида), конечно же, возвращаются назад. А «ненормальные» зачем-то двигаются дальше.  «Духовноге развитие человека – долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, «восхождение»» сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность всей деятельности» [3]. Из всего сказанного вытекает, что специфической симптоматикой экзистенциальных кризисов являются следующие особенности:

1         Задеты все аспекты бытия (внутренняя и социальная жизнь, все сферы жизни - профессия, семья, интересы, близкие и друзья);

2         Чувство постоянной (беспричинной) тревоги, генерализованная тревога (неперсонифицированные страхи, постоянный тревожный фон вне зависимости от реальных обстоятельств жизни);

3         Эмоциональная отстраненность от всего мира, «ненаходимость» по Бахтину (некоторое существование вне времени и пространства) [10];

4         Симптоматика феномена деперсонализации и дереализации;

5         Часто - состояние оглушенности;

6         Страхи (чаще - агорофобии, разнообразные социофобии, страх темноты и пр.);

7         Ночные кошмары;

8         На уровне телесном - хроническое мышечное напряжение, тахикардия, головокружения, дискомфорт и боли в эпигастральной области, повышенное потоотделение, ослабление зрения).

Вся перечисленная  симптоматика заставляет обращаться к  врачам. В результате часто людям  с подобными кризисными состояниями  ставится диагноз эндогенных заболеваний, начинается лечение нейролептиками. В результате уходят болезненные  симптомы вместе с возможностью развиваться.

    Речь  пока шла об экзистенциальных кризисах, связанных со спецификой внутреннего  развития каждого индивида, с особенностями  процесса индивидуации. Помимо таких кризисов, существуют столь же закономерные в развитии индивида, группы, социума возрастные кризисы. Проблема проживания человеком определенных этапов в жизни, каждый из которых заканчивается полным изменением жизни, интересовала человечество во все времена.

    Так, в Древнем Китае жизнь человека состояла из трех больших стадий, внутри каждой стадии существовали семь этапов. Три основных стадии жизни распределялись следующим образом:

    -          с рождения до 30 лет (рост и развитие, основная задача - обучение в самом широком смысле: обучение знаниям, приобретение профессии, построение семьи, одним словом - набирание всего, что нужно для полноценной жизни);

    -          с 30 до 60 лет (возвращение своего долга обществу; период максимальной интеграции в социум)

    -          с 60 до 90 лет (внутреннее духовное развитие, возраст «мудреца», отстранение от социума).

    В Индии жизнь человека состояла из четырех ступеней: обучающийся - владелец дома - уединенный - равнодушный, свободный. Здесь обучающийся - это детство, отрочество, юность; владелец дома - зрелость, уединенный совпадает с кризисом второй половины жизни; свободный - стадия жизни, следующая за проживанием  кризиса второй половины жизни, период наиболее полного духовного развития личности. Эта периодизация совпадает  с периодом поздних стадий индивидуации по Юнгу. Известны семь возрастов человека, описанные В. Шекспиром в комедии «Как вам это понравится»:

        Весь  мир - театр.

        В нем женщины, мужчины - все актеры.

        У них свои есть выходы, уходы,

        И каждый не одну играет роль.

        Семь  действий в пьесе  той. Сперва младенец,

        Ревущий горько на руках у мамки...

        Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

        С лицом румяным, нехотя, улиткой

        Ползущий в школу. А затем любовник,

        Вздыхающий как печь, с балладой грустной

        В честь брови милой. А затем солдат,

        Чья речь всегда проклятьями  полна,

        Обросший  бородой, как леопард,

        Ревнивый  к чести, забияка, в ссоре

        Готовый славу бренную искать

        Хоть  в пушечном жерле. Затем судья,

        С брюшком округлым, где каплун запрятан,

        Со  строгим взором, стриженой  бородкой,

        Шаблонных правил и сентенций  кладезь, -

        Так он играет роль. Шестой же возраст -

        Уж  это будет тощий  Панталоне,

        В очках, у пояса - кошель,

        В штанах, что с юности берег, широких

        Для ног иссохших, мужественный голос

        Сменяется опять дискантом  детским.

        Пищит, как флейта... И  последний акт,

        Конец всей этой странной, сложной пьесы -

        Второе  детство, полузабытье,

        Без глаз, без чувств, без вкуса, без  всего.

    Современная психология знает несколько принципов  периодизации жизненного цикла: стадии психосексуального развития З.Фрейда, стадии познавательной и интеллектуальной активности Пиаже, смена ведущего вида деятельности Д.Б. Эльконина и др. В настоящее время (особенно при определении кризисных периодов жизни) большинство исследователей опирается на эпигинетическую периодизацию жизни Э.Эриксона [117]. Эриксон ввел в современную психологию понятие идентичности как показателя зрелой (взрослой) личности, развитие идентичности личности, периодизации становления идентичности. В контексте данного исследования теория психосоциальных кризисов по Э.Эриксону представляет наибольший интерес, в связи с чем мы остановимся на основных понятиях, введенных в науку Эриксоном. К ним, безусловно, относятся понятия идентичности, кризиса идентичности, стадия развития идентичности.

    Согласно  концепции Э.Эриксона, человек на протяжении жизни (на «жизненном пути») переживает ряд вполне определенных психосоциальных кризисов. Подобные концепции принадлежат Л.С.Выгттскому, Д.Б.Эльконину. Нас интересует именно социально-психологический аспект формирования и становления зрелой личности через переживание социально-психологической дезадаптации в период кризисного перехода. Идентичность в психологии рассматривается как личностно принимаемый образ себя самого, осознаваемый, аутентичный, полный [54]. Зрелая (на данном этапе развития) личность находится в единстве восприятия себя и всех образов себя – осознает, принимает себя (телесно, духовно, интеллектуально). Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона предполагает, что в своем развития любая личность должна пройти восемь стадий развития. Переход с одной стадии на другую характеризуется нарушением идентичности (кризисом идентичности) и является «необходимым атрибутом жизни» [117]. Согласно Эриксону, существует восемь стадий развития идентичности. В «момент» перехода индивид необходимо делает выбор между двумя альтернативами своего дальнейшего развития – в сторону взросления или в сторону возврата назад, на более раннюю ступень социализации и взаимодействия с другими, социумом. От этого выбора зависит весь дальнейший ход жизни человека. На каждой стадии развития идентичности существует своя специфическая задача, т.е. личность «научается» определенным социальным и социально-психологическим механизмам.

Эти стадии характеризуются следующими особенностями:

    I стадия (инкорпоративная), возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к миру. В случае нарушения идентичности (в силу определенных травм) формируется базовое недоверие к миру, весь дальнейший ход развития становится невротическим, болезненным. Это стадия зависимости от другого (других) человека.

    II стадия, стадия формирования автономности, возраст 1-3 года, основная задача – самостоятельность, автономность. Стадия сепарации. Нарушения приводят к формированию неуверенности как личностной черты, нерешительности, мнительности, стыдливости и пр.

    III стадия (локомоторно-генитальная), возраст 3-5 лет, основная задача – инициативность, активность. Нарушения приводят к формированию базового (не экзистенциального!) чувства вины за свою активность в мире других людей.

    IV стадия (научение), возраст 6-11 лет, основная задача – умелость, компетентность. Нарушения приводят к формированию стойкого чувства неполноценности, сопровождающего человека всю жизнь.

    V стадия (ключевая для развития личности), возраст 11-20 лет, основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности. При нарушениях – первичная спутанность идентичности («размытая»), несформированность принятия своего места в социуме.

    VI стадия - сформированной идентичности, возраст 21-25 лет. Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией. Нарушения приводят к разнообразным расстройствам в сфере близости с другими.

    VII стадия – взрослость, возраст 25 –50 лет, основная задача – баланс между развитием и стагнацией, нарушения в этот период приводят к прекращению развития уникальности личности, остановке процесса индивидуации, отсутствию самореализации в угоду «нормальности» среднего человека («удобного для общества», В.Райх).

    VII стадия – завершение жизненного пути, итог развития идентичности (цельность, покой или отчаяние, страх), возраст после 50-60 лет.

    С концепцией Э.Эриксона связаны представления в современной психологии о динамике поколений. Идентичность – понятие не только личностное, но и групповое (культура, общество, раса и т.п.). «Ведь мы имеем дело с процессом, «локализованным» в ядре индивидуальности, но также и общественной культуры…» [117]. Таким образом, «…психологическая сила зависит от тотального процесса, который одновременно регулирует индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества» [117]. Идентичность группы, общества, государства прямо зависит от здоровой идентичности каждого индивида.

Информация о работе Кризисные состояния