Критическое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с сущностью понятия критического мышления и различными методами развития критического мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность явления критического мышления в современной педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Второй задачей, которая  решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учащихся. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в  работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.

В процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказывать  свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания  фиксировались, любое из них  будет важным для дальнейшей  работы. При этом на данном  этапе нет “правильных” или “неправильных” высказываний.

3. Индивидуальная и  групповая работа. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Роль преподавателя  на этом этапе работы состоит в  том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они  уже знают по изучаемой теме, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. На данном этапе важным является правило: “Любое мнение учащегося ценно”. В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Фаза осмысления содержания. Организация работы на данном этапе  может быть различной. Это может быть рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт  с новой информацией. 

2. Пытаются сопоставить  эту информацию с уже имеющимися  знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы.

4. Обращают внимание  на неясности, пытаясь поставить  новые вопросы. 

5. Стремятся отследить  сам процесс знакомства с новой  информацией, обратить внимание  на то, что именно привлекает  их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу  и обсуждению прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным  источником новой информации. В  этом случае его задача состоит  в ее ясном и доступном изложении.

2. Если школьники работают  с текстом, учитель отслеживает  степень активности их работы.

3. Для организации  работы с текстом учитель предлагает  различные приемы для вдумчивого  чтения и размышления о прочитанном. 

Фаза рефлексии. Рефлексивное мышление - фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Именно в фазе рефлексии тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию.

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления  к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся  без принуждения со стороны преподавателя. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы, заданные преподавателем, – это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение к постановке вопросов учащимися – наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

Рассмотрим некоторые  приемы технологии критического мышления.

Кластер (“гроздь”) (Приложения 1.) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

При изучении темы «How to understand those mystifying foreigners» (10 класс) предлагается индивидуально составить три кластера, выбрав черты характера свойственные русским, американцам и британцам. (Приложение 2.)

Далее учащиеся делятся  на три группы, каждой группе предлагается свой текст. Работая над текстом, учащиеся делают соответствующие пометки  на полях. Учитель задает следующие  вопросы:

What fact did you know before? What new information have you found in the text? Are there any facts in the text you do not understand?

Прием «Бортовой журнал» (Приложение 3.) - это способ визуализации материала.

Таблица 3. «Бортовой прием»

 

Что мне известно 
по данной теме?

Что нового 
я узнал из текста?

   

 

 

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется  в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: 

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят  их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Используя технологию “Критическое мышление” на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика, стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически  использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Технология критического мышления позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Прием речевой  зарядки.

Большую роль в преподавании иностранного языка играет речевая  зарядка. Целью речевой зарядки  является 
— отработка употребления в речи отдельных грамматических явлений, типичных для устной речи,  
— подготовить учащихся к беседе по предложенным темам.

Речевая зарядка проводится учителем в начале урока. Учащиеся, таким образом, получают материал и  для восприятия речи на слух и для  говорения. В ходе такой зарядки в классе с первых минут урока создается языковая среда, причем все учащиеся занимаются речевой деятельностью. 
Еще одной формой стратегии развития критического мышления является техника «пятистишье», которая способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Данную стратегию можно использовать в качестве речевой зарядки для отработки звуков.  
«Пятистишье» - это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме.

Когда предлагается задание  на составление пятистишья, необходимо объяснить его структуру. 
Структура пятистишья:

1. Первая строка - одно  слово, описывающее тему (обычно существительное).

2. Вторая строка - два  слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).

3. Третья строка - три  слова, выражающие действие по  теме (обычно три глагола).

4. Четвертая строка - фраза  из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - одно  слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы. 
Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах .

Такие стихи можно  составлять на отдельные звуки, слова, грамматические конструкции и т. д.

После написания такого стихотворения можно его отработать хором. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Развитие  критического мышления посредством  аудирования и говорения.

*Используя на уроках иностранного языка некоторые приемы формирования критического мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других. 
Работа на уроках развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В конце любого урока виден практический результат, т.е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником. 
Для развития критического мышления посредством аудирования и говорения можно использовать на уроках стратегию «Ассоциации» (Clustering). «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. 
Приемы работы по стратегии «ассоциации» заключаются в следующем:

1. Учитель произносит  слово или фразу на иностранном языке.

2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Ключевое слово или  фраза пишется в центре листа  бумаги или как заглавие на доске.

4. Учащиеся озвучивают  столько идей, сколько приходит  на ум, пока не закончится установленное время.

Разных учащиеся вспоминают разное количество слов (в зависимости от их языковой подготовки). Ассоциации - очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, я прошу нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. В парной работе, таким образом, происходит взаимообучение учащихся.

Перечисленные выше приемы стратегии «Ассоциации» можно использовать как способ обобщения ранее изученного материала. Этот прием очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения, совершенствовать навыки аудирования и говорения.

В ходе выполнения задания проявляется дух соревнования. Каждый ученик или каждая группа старается, как можно больше придумать ассоциаций. Ученики работают свободно, увлеченно.

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными  целями был проведен анализ методической и теоретической литературы таких авторов как Бутенко А.В., Ходос Е.А., Муштавинская И. В. и других. В ходе исследования были выявлены основные цели и задачи критического мышления, а также преимущества критического мышления в повседневной жизни. Проанализировав технологию развития критического мышления, были  выделены основные фазы структуры урока: вызов, осмысление содержания и рефлексия. Было точно сформулировано понятие критического мышления, потому что нередко преподаватели путают данный тип мышления с другими видами умственной деятельности: запоминанием и творческим (креативным) мышлением. Безусловно, запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс.

Иными словами, было выявлено, что критическое мышление является своего рода анализом информации и поиском определенных способов решения проблем. И неверно было бы сказать «поиском верных способов...», так как ментальный аспект обработки информации является индивидуальным для каждого.

В настоящее время  вопрос о развитии критического мышления у учащихся является важной ступенью в современной системе образования. Взяв в расчет способность данного типа мышления у детей, можно смело предугадать выявление более осознанного подхода к обработке информации. Следуя из этого получение - большего интереса в процессе чтения и умение правильно сформулировать вопрос по интересующей теме или проблеме.

Информация о работе Критическое мышление