Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с сущностью понятия критического мышления и различными методами развития критического мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность явления критического мышления в современной педагогической науке.
Введение
Одним из главных направлений современного образовательного процесса на Западе и в Казахстане является развитие критического мышления учащихся средних и высших учебных заведений. Предпосылками к внедрению технологии явились такие тенденции современного общества, как постоянно расширяющееся информационное пространство, резкое повышение роли информационных процессов и объёма информации, поступающей извне. Всё это находит отражение и в социальной сфере и, в первую очередь, в сфере образования. Именно поэтому сегодня идёт речь о смене образовательной парадигмы, о смене направления системы образования с традиционной «знаниевой» педагогики на педагогику инновационную, развивающую, целью которой является развитие всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов, эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сферы. Как отмечает Е.С. Полат, [не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления – вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию]. Уже сейчас прочно утвердилось понятие «инновационное образование», которое ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно.
Технология развития критического мышления в настоящее время активно внедряется в систему западного образования, как посредством разработки специальных курсов и тренингов, так и с помощью «перестройки» академических дисциплин в русле развития критического мышления. Один из исследователей критического мышления, американский учёный М. Скривен, указывая на необходимость развития умений критического мышления учащихся, говорит о нём как об образовательной ценности [наравне с умениями читать и писать]. Уже более десятка лет в крупнейших европейских университетах преподаётся дисциплина «Критическое мышление», разделы по критическому мышлению включены в различные варианты тестов для поступления в магистратуру и аспирантуру, а британские школьники могут даже выбирать такой курс для сдачи выпускных экзаменов.
Развитие умений учащихся «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения становится важной задачей современного образования. Другими словами, образование ставит перед собой задачу воспитания критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути её решения.
Какое же содержание вкладывается в понятие «критическое мышление», и что значит, обучать критическому мышлению? Эти вопросы мы и попытаемся рассмотреть в следующих дальше главах.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время критическое мышление имеет важную роль в образовательном процессе. Идея о введении такого направления в процесс обучения не новая, уже в сороковых годах прошлого века некоторые методисты понимали значимость развития критического мышления. Целью критического мышления является развить у учеников умение анализировать информацию, принимать свои независимые решения в жизненных ситуациях. Ведь критическое мышление важно не только на уроках английского языка, но и в повседневной жизни. Ричард У. Поль называет мышление тем [что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире].
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с сущностью понятия критического мышления и различными методами развития критического мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность явления критического мышления в современной педагогической науке.
3. Рассмотреть формы
и методы развития
Объектом исследования является учебный процесс на уроке иностранного языка.
Предмет – роль критического мышления на уроке и методы развития навыков критического мышления у учащихся.
1. Понятие «критическое мышление» и его характеристики
Что такое критическое мышление? С недавнего времени, школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Известно, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но все-таки, что такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей, которых он в себя включает.
В литературе встречается
много определений этого
Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые
виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать
нельзя. Наверное, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо лучше, чем почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся, но мы все же ориентируемся на более сложные виды умственной деятельности.
Другой вид “некритического” мышления, без которого тоже не может
быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. На уроках биологии и математики, истории и литературы ученикам приходится иногда, как следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель или что написано в учебнике. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких. К примеру, студент пытается понять сонет Шекспира или ломает голову над теоремой о точках экстремума. В голове его, безусловно, происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителем он пока не является.
Некоторые учителя считают, что истинное понимание всегда подразумевает критическое мышление, поскольку ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Тем не менее, когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание же фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.
Третий вид мышления, к которому не подходит определение “критическое”, – это творческое или интуитивное мышление. Мозг спортсмена, художника, музыканта тоже проделывает сложнейшую работу, однако сами они – если, конечно, речь не идет о новичках – этого даже не замечают. Как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.
Представим себе профессионального спортсмена, например, звезду чешского хоккея Яромира Ягра (выступающего всегда под номером 68, в память о Пражских событиях 1968 года). И предположим, что, прежде чем ударить по воротам, он размышляет примерно так: “Правильно ли выбран момент? Нет ли тут какого-нибудь альтернативного решения? Как поступили бы на моем месте другие великие игроки? Пробил бы сейчас Уэйн Грецки или дождался более удобного момента? Или вовсе передал шайбу другому игроку?” Совершенно очевидно, что при таком “сознательном” подходе Ягр вообще не забил бы ни одного гола. И если его решение носить футболку с номером 68 является, несомненно, примером критического мышления, то его же игровое решение таковым быть никак не может. Точно так же художники и музыканты, опираясь в своей работе на сложные мыслительные операции, не осознают их полностью. Их интуитивное мышление, при всей его ценности, также не может быть названо критическим. Как же, в таком случае, определить критическое мышление?
Критическое мышление можно определить пятью фактами. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, “трудно думать с пустой головой”. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Нельзя , что можно приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания, может быть даже, его исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: учителя учат своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Так как люди, человеческие существа, любопытны по своей природе. [Во всем животном мире, – отмечает химик и философ Микаел Поланый, – начиная от таких простейших форм, как черви и, возможно, даже амебы, мы наблюдаем вечное настороженное копошение, чисто исследовательскую активность, не связанную с прямым удовлетворением потребностей: стремление всякого живого существа к интеллектуальному контролю над своим окружением.] Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Лчаще это свойство наблюдается у малышей, чем у старшеклассников и студентов – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы. Однако познавательный подлинный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает]. По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. [Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает]
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.
Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает
обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек знания только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в “холст”. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как [принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить].