Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции
Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13
Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16
2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19
2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Упражнение «Направленное дыхание»

Дышите в естественном, произвольном ритме, «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните  дышать чаще... еще чаще... как можно  быстрее... Постарайтесь выдержать такой  предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30-40 секунд. Затем постепенно начните замедлять  ритм дыхания...пока он не вернется к  исходному... дышите еще реже... и еще... дышите как можно медленнее... Выдерживайте такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних  полюса - максимально частое и максимально  редкое дыхание - поэкспериментируйте  с дыхательным ритмом. Варьирйте  частоту дыхания в максимально  возможных пределах, от одного полюса до другого, до тех пор, пока нащупаете, найдете некоторый промежуточный  ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме. Побудьте в нем, в этом ритме, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Прочувствуйте и запомните его «всем телом» - как непосредственно дыхательные ощущения, так и связанное с ними чувство покоя, - чтобы возвращаться к этому способу дыхания впоследствии. Повторяйте это упражнение регулярно. Запоминайте ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ваш ритм успокаивающего дыхания в разные дни, обживайте ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы сможете находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда эта процедура - поиск ритма успокаивающего дыхания - станет для вас обязательной и естественной частью расслабления, вхождением в него.

 

Упражнение  «Горная вершина»

«Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Где-то в вышине, теряясь в  облаках, плывут ледяные вершины  гор. Мгновение  и вы становитесь  орлом , парящим над скалами. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха. Насладитесь ощущением свободного полёта, независимости и силы. Вам  не составляет труда достигнуть самой  высокой и недоступной для  других горной вершины. Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас способностью вникать в суть вещей, с высоты вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов. Взлетите снова и снова испытайте чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь  снова представьте себя у подножия горы, помашите на прощание парящему в небе орлу, поблагодарите его.

Расслабление мышц живота

Упражнение «Шарик»  
представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот (клиент на стуле, руки на коленях). Надуем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь! И выдох спокойный, ненапряженный! Наши мышцы расслабляем! Дышится легко… ровно… глубоко…  
 

 

Расслабление мышц шеи  .

: поверните голову влево,  постарайтесь повернуть ее так,  чтобы увидеть как можно дальше (дети сидят на стуле, руки  на коленях). Сейчас мышцы шеи  напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся  в исходное положение. Посмотрите  прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните  голову вправо. Ещё больше! Постарайтесь  справа увидеть, как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно…. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Трудно дышать!… Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердыми. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.

 

Следующие упражнение выполняется в положении лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Закройте глаза. Дышите свободно, ритмично, естественно. Мысленно «прогуляйтесь» от пяток до затылка. Почувствуйте все точки соприкосновения тела с полом. Задерживайте внимание на каждой точке до тех пор, пока не почувствуете в этом месте тепло. Когда дойдете до затылка, идите в обратном направлении, только в этот раз ощущать вы должны все поверхности, соприкасающиеся с воздухом. Держите внимание на каждом отделе, пока он не наполнится теплом.

После этого обратите свое внимание внутрь тела. Какие ощущения у вас внутри ног, паховой области, живота, груди, горла, головы, рук? Зафиксируйте эти  ощущения. В конце упражнения все  ваше тело должно дышать теплом.

В ходе проведения упражнений отмечалось улучшение эмоционального состояния, снятие мышечного напряжения ,выработка  позитивного самоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Телесно-ориентированная терапия – это одно из направлений психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы. Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, например, как арка Лоуэна. Двигательные упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения. Например, метод Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я». Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция (рольфинг) использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первичная терапия А. Янова направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве.

В данной курсовой работе приведен обзор  методов телесно-ориентированных  методов, применяемых в современной психотерапии, изучен опыт работы с тревожными клиентами, также приведены упражнения направленные на коррекцию эмоционального состояния.

В ходе исследования гипотеза  о том, что с помощью методов  телесно-ориентированной терапии  можно добиться снижения уровня тревожности подтвердилась. Для её подтверждения была изучена литература  по данной проблеме, изучен опыт работы в коррекции тревожность, а также проведены практические занятия с клиентами, имеющими повышенный уровень тревожности.

 

Список использованной литературы.

  1. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. - М.: Филос. об-во СССР, НПО «Психотехника», 1993. - 168 с. - С. 48-58

    2)  Басквин К., Боскин К., Браун М., Хвощински К. Учебно-тренировочный семинар по психосинтезу // Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book», 1994. - 314 с. - С. 199-281.

3) Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических клинических симптомов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978. - Т. 2. - С. 195-215. 

4) Батуев А.А. Высшие интегративные системы мозга. - Л.: Наука, 1981. - 255 с.

5) Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л.: Медицина, 1977. - 160 с.

6) Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

7) Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.

8) Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. - 719 с.

9) Вильямс К  Тренинг по управлению стрессом. - М.: «ЭКСМО», 2002. - 272 с.

10) Газарова Е. Телесная психология. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.

11) Гелльгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Мир, 1966. - 519 с.

12)  Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. - М.: Независ. фирма «Класс», 1999. - 320 с.

13) Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.- 112 с.

14)  Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения: Автореф. дисс… докт. психол. наук. - Л., 2004. - 32 с.

15) Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. - 320 с.

16)  Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Соматизация - история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Моск. психотерапевтич. журнал. - 2000. - № 2. - С. 5-50.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии