Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции
Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13
Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16
2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19
2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

- формирование активной позиции  у клиента в процессе терапии, и обоснованной надежды на успех;

- понимание клиентом сути и целесообразности предстоящих терапевтических мероприятий.   

2. Проводится обучение пациента  комплексу поведенческих приёмов,  с помощью которых тот будет  способен воздействовать на своё  состояние 

Инструкция  по поведению, которая даётся клиенту при проявлении тревожности

«- переведите Ваше внимание на дыхание. Почувствуйте как воздух входит через  ноздри в Ваши лёгкие, затем выходит  оттуда. Сделайте 5-6 вдохов-выдохов, сконцентрировавшись  на дыхании;

- не переставая наблюдать за  дыханием, потрясите руками, расслабляя  их мышцы, затем подвигайте  ногами, всем телом с целью  расслабиться. Добейтесь наиболее  возможного расслабления тела.

- помассируйте активно заднюю  поверхность шеи до основания  черепа. Потрясите и повращайте  головой с тем, чтобы шея  расслабилась, а её мышцы стали  тёплыми и эластичными.

Продолжайте концентрировать внимание дыхании  и расслаблять мышцы тела пока не почувствуете, что Ваше состояние  нормализовалось».

Сутью данного поведенческого комплекса  является перевод внимания человека с угрожающей ситуации на нечто иное – в данном случае на дыхание, и  мышечное расслабление, которое, как  известно, не совместимо с состоянием страха или тревоги. Самомассаж шейно-воротниковой зоны также подтвердил на практике свою эффективность, имеются такие  же подтверждение и в специальной литературе.

3. Далее психолог совместно с  пациентом составляет список  типичных жизненных ситуаций  возникновения ПА, в порядке убывания  от наиболее «опасных», с точки  зрения пациента к наименее  пугающим.

4. Моделирует в технике ролевой  игры в условиях терапевтического  кабинета или выезжает вместе  с пациентом на место реально  возможной ситуации для апробирования  и закрепления полученных пациентом  навыков. Начинать следует с  вхождения в наименее пугающие  ситуации из списка, переходя  постепенно к более угрожающим. Важно не форсировать процесс,  так как главным является хотя  бы в одной наиболее простой  ситуации, хотя бы один раз  пациенту почувствовать, что он  способен влиять на своё состояние.  Закрепление навыка в дальнейшем, как правило, идёт быстро.

5. Рекомендует пациенту профилактические  поведенческие методики для самостоятельной  работы в период между терапевтическими  встречами. Как показывает практика  хороший профилактический эффект  дают занятия йогой. Эти занятия  обязательно должны включать  в себя:

а) телесный компонент - различные упражнения на растяжение, напряжение и расслабление мышц, что способствует снятию телесных зажимов, всегда существующих у людей  с тревожными расстройствами. Снятие мышечного панциря уже само по себе имеет противотревожный эффект, так как тело перестаёт быть самостоятельным  источником тревожных импульсов, как  это бывает при наличии мышечных зажимов;

б) дыхательные практики - так как  очень важно научиться произвольному  регулированию своего дыхания;

в) медитативные практики. Клиенты , страдающие тревожными расстройствами, в подавляющем большинстве случаев, склонны постоянно думать о беспокоящих их жизненных ситуациях, о своих симптомах и т.п. Эти мысли зачастую имеют эффект заезженной пластинки, и которые они не в состоянии остановить. Такая непродуктивная мыслительная деятельность, вызывает у человека негативные переживания и тревогу. Медитация предполагает управление своим вниманием, остановку мыслительной деятельности сознания, что в данном случае будет иметь терапевтический эффект.

 

Для практикующих психологов, психотерапевтов, будет ценным обратить внимание на предложенную схему психотерапевтической работы с тревожностью. Применение данной схемы предполагает следующие  преимущества:

- работа строится по принципу  от простого к сложному. Причём  переход к следующему этапу  осуществляется по мере необходимости;

- психолог снабжает клиента необходимыми  средствами для самостоятельной  борьбы с болезнью, а также  настраивает и мотивирует его  на активное включение в процесс  снижения уровня тревожности;

- освоение самим психологом техник  первых двух этапов терапии  не так сложно и не требует  слишком много временных и  других затрат, что делает применение  методики доступным для широкого  круга специалистов;

- в настоящее время медицинская  практика лечения тревожных расстройств  фармакологическими методами находится  в отрыве от психотерапевтической  практики. Такая ситуация дезориентирует  людей, страдающих такими расстройствами  при выборе специалиста для  лечения, и не способствует  эффективности лечебной деятельности. Данная работа обращает внимание  на повышение эффективности терапии,  если есть возможность выбора  подходящих методов для каждого  конкретного случая.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ проблем  клиентов, с повышенной тревожностью.

В данной главе будет рассматриваться  истории клиентов, с повышенной тревожности, проблемы которых было предложены скорректировать  методами телесно-ориентированной  терапии.

   1) Е.20 лет. Испытывает тревогу при общении с незнакомыми людьми. Ощущение опасности контакта с человеком отражается в появлении напряжения в шеи и головной боли. Пол года назад произошёл стрессовый эпизод, после которого Е. мучают головные боли, мигрень, тревожные сны.

Применение  методов  телесно- ориентированной  терапии целесообразны  в данном случае, так как признак общей  психической напряженности ("головные боли напряжения").В телесно-ориентированной терапии Шея - неадекватность речевого самовыражения, проявляющаяся как проблемы с голосом (особенно при социальной фобии), а также " комок" в горле. В ходе беседы также было выяснено, что  Е. также испытывает тревогу, когда остаётся одна дома и испытывает страх за близких.

  1. Нина 12 лет. В ходе беседы, было выяснено, что она испытывает школьную тревожность. Тревожность вызвана несколькими причинами  1)неблагоприятные отношения с педагогами; 2)  сменой  школьного коллектива 3) страхом перед контрольными работами. Тревожность выражается  в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений.

 

  1. Екатерина 20 лет. Часто испытает волнение, связанное со сменной обстановки и публичными выступлениями, при этом  ощущает напряжение , усталость, дискомфорт, беспокойство. При волнении ощущает учащённое сердцебиение, чувство напряжения в животе, чувство неуверенности.

 

Каждому из вышеописанных клиентов были предложены  телесно-ориентированый упражнения, направленные на коррекцию  уровня тревожности .При опросе клиентов об их ожиданиях от упражнений телесно-ориентированной терапии были получены следующие ответы:

  • осознать связь между телесными ощущениями и эмоциональными процессами;
  • воспринимать сигналы своего тела (боль, недомогание) как знаки сбоев в эмоциональном состоянии;
  • воздействовать на собственные эмоциональные состояния;
  • изменить отношение к себе и окружающим;
  • разрешить  жизненные проблемы;
  • достигнуть физического и душевного комфорта
  • начать жить без тревоги и страхов

 

 С психологической точки  зрения упражнения телесно-ориентированной  терапии будут полезны в вышеописанных  случаях, так как способствуют  устранению дискомфортных  ощущений  , связанных с негативными эмоциями, мы тем самым нормализуем состояние создающей его «встревоженной» или «раздосадованной» части подсознания. Повторяя эту процедуру неоднократно, помимо кратковременного успокоения, возможно, добиться и более долговременного эффекта, способствуя урегулированию внутреннего конфликта, «улаживания взаимоотношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью.

Клиентам с повышенной тревожностью были предложены следующие  упражнения. Примите удобную позу, сидя или лежа. Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях, отключившись от всего внешнего, постороннего. Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, изо всех сил сжимать и разжимать кулак. Еще, еще... до тех пор, пока не почувствуете, что рука устала и нет сил продолжать. Положите обе руки на колени, симметрично. Наблюдайте за ощущениями в них. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой и левой кисти. При этом в первую очередь обратите внимание на следующие ощущения, характерные для расслабления мышцы:

1. Чувство веса. Почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее,  чем левая.

2. Чувство температуры.  Почувствуйте, насколько правая  кисть теплее.

Постарайтесь запомнить  ощущения тяжести и тепла - они  вам еще пригодятся в дальнейшем. Понаблюдайте за ними как бы с разных сторон, сравнивая их с известными, привычными ощущениями (рука устала, как  после тяжелой работы... тепло, как  будто лежишь в горячей ванне...) Подобным образом поработайте с  ощущениями 5-6 минут. Затем, сохраняя теперь уже привычные ощущения в кисти, переходите непосредственно к выполнению следующего упражнения.

В последующем, когда вы уже  освоите полную процедуру расслабления, и тогда, когда будете использовать ее в повседневной жизни для отдыха и снятия стресса, каждый раз начинайте  расслабление с выполнения этого  упражнения (будет достаточно 20-30 секунд), используя его как «ключ» (или  «якорь», или условно-рефлекторный сигнал) для входа в состояние расслабления.

И еще одно практическое дополнение. Если вы в последующем  будете выполнять процедуру расслабления среди дня, и после этого необходимо будет вернуться к обычной  деятельности, то перед выходом из состояния расслабления не забудьте как бы стряхнуть с себя чувство тяжести. Лучше всего для этого напрячь все мышцы тела, как бы потягиваясь, одновременно с медленным глубоким вдохом, затем на секунду задержать дыхание на высоте мышечного напряжения, и потом с резким выдохом сбросить напряжение,.. открыть глаза и встать (эта несложная процедура для выхода из состояния расслабления именуется «активизирующий выход»). 

 

 

 

Упражнение «Левитация руки»  

 

Рассчитано на осознавание  тонких изменений мышечного тонуса; упражнение помогает прочувствовать связь  мышечного тонуса с дыханием (дыхательные  синкинезии). Замедленное произвольное движение («телесная гомеопатия», по выражению В.Баскакова) в данном упражнении имитирует феномен «всплывания» руки с фиксацией ее положения (каталепсией), наблюдаемый при трансовых состояниях. При этом важно также согласовывать  подъем руки с дыханием, чтобы имитировать  ступенчатое движение (физиологический  феномен «зубчатого колеса»), когда  с каждым дыхательным циклом рука поднимается (или опускается) на небольшую  «ступеньку» (образно это упражнение называется «дыхательный домкрат»). 

Итак, примите удобное  положение (сидя, полусидя или лежа - безразлично), постарайтесь расслабиться. Представьте зрительно и постарайтесь вжиться телесно в образ «надувной  куклы». Вначале это просто пластиковый  мешок. из которого выпущен воздух…  постепенно  с помощью дыхания эта оболочка заполняется воздухом и расправляется, принимая свою действительную форму... с каждым вдохом рука чуть-чуть приподнимается… сначала один палец.. потом другой... затем кисть целиком... затем предплечье отрывается... постепенно вся рука поднимается на уровень плеча. В этом положении ее можно зафиксировать, представляя, как будто бы рука не просто замерла, а механически заблокирована и просто НЕ МОЖЕТ опуститься… как будто бы она не подчиняется вашему сознательному контролю… Прочувствуйте это ощущение и запомните связанное с ним (диссоциированное) состояние. 

Затем препятствие устраняется  и рука опускается, причем также  постепенно, но не плавно, а ступенчато…  можно зрительно представить  зубчатое колесо, которое с каждым выдохом поворачивается на один шаг… соответственно опускается и связанная  с ним в мысленном представлении  рука... в тот момент, когда долгое движение руки подошло к финальной  точке и она соприкасается  с поверхностью тела, постарайтесь также запомнить и прочувствовать свое состояние - момент релаксации. 

Упражнение «Мысленное движение - пальцы рук» 

 

Тренировка навыка идеомоторных движений как элемента мышечного  расслабления. Совершаем движение только в мысленном представлении, в  воображении, а не наяву, в то же время получая мышечный отклик, связанный с движением. Идеомоторное движение может сопровождаться зрительным образом, а может оставаться только на уровне телесных ощущений, как «зарождающееся» движение, прерванное на начальной стадии.Подобного рода минимальную, редуцированную двигательную активность иногда можно наблюдать во сне (когда мы помним свои сны - «хотел убежать, но руки и ноги не слушаются»).  

 

Правая кисть лежит  на коленях, ладонью вверх. Для контроля положите ладонь левой руки поверх правой. Закрыв глаза, мысленно представляем правую кисть, наблюдаем за ощущениями в ней. Начинаем представлять, как  пальцы правой кисти сжимаются в  кулак... одновременно чуть-чуть сгибая их на самом деле и напрягая мышцы  кисти. Левая ладонь чувствует небольшое  давление со стороны пальцев правой. Расслабляем правую кисть, одновременно чуть сильнее прижимая левую ладонь к правой. Повторяем и воображаемое, и действительное движение пальцев, но теперь реальное движение делаем с  еще меньшей амплитудой, по-прежнему контролируя его левой ладонью. Повторяем все снова с еще  меньшей амплитудой, еще меньшей... еще... до тех пор, пока левая ладонь не перестанет воспринимать незначительное, неощутимое движение пальцев правой, но в вашем мысленном представлении  и в ощущениях пальцев правой кисти ощущение движения и ощущение напряжения кисти сохранится.

Информация о работе Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии