Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции
Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13
Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16
2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19
2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Метод Фельденкрайза  

Метод Фельденкрайза предназначен для  восстановления естественной грации и  свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить  ненужные мышечные напряжения и неэффективные  паттерны, которое вошли в привычку в течении многих лет.

Моше  Фельденкрайз получил докторскую степень  по физике во Франции и работал  в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзюдо  и основал первую в Европе школу  дзюдо, сформировав собственную  систему. Фельденкрайз работал с  Ф.М.Александером, изучал Йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После Второй Мировой войны он посвятил себя работе с телом.

Фельденкрайз  использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинают с небольших движений, постепенно, соединяющихся в большие и  более сложные паттерны. Цель состоит  в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части  тела.

Чувственное сознавание  

 

Систему под названием чувственное сознавание преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим  количество учеников. Они опираются  на работу Эльзы Гиндлер и Хайнриха Якоби - европейских учителей м-с  Селвер. Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем , частью которого мы являемся - нашей  личной экологии; как мы совершаем  наше действие, как относимся к  людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся  найти что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; Что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении  с стальным миром, а что стала  второй природой , как Шарлотта это  часто называет, которая изолирует  нас 

Чувственное сознавание - это процесс научения возвращаться в соприкосновение  с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили во время формального  обучения. Родители реагирую на детей  с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы  пытаться почувствовать, что может  помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие  действия хороши для них, как долго  им нужно спать и что они  должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. Хороший ребенок научается приходить когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.

Другая  проблема детского опыта - совершение усилий. Как много родителей, которые  хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как  только возможно! Они не хотят дожидаться естественного процесса развития и  развертывания способностей. Детей  учат, что недостаточно дать вещам  происходить, как они происходят; они научаются стремлению вместо естественной игры. Они научаются  стараться . Это начинается с неестественного  использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и  шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может мирным и простым, что нужно нечто  насильственное, нечто сверх , и это  отношение проводится во многих других областях.

Релаксация ощущений  

 

Одна  из наиболее популярных книг, возникших  в движении человеческой потенциальности - Релаксация ощущений Бернарда Гунтера. Эта книга основана на работе, которую  Гунтер в течении многих лет проводил в Исалене. Она содержит множество  прекрасных упражнений, помогающих людям  почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться  к другим и принимать соприкосновения, нести других и быть несомыми. На работу Гунтера большее влияние  оказала Шарлотта Селвер .

Радость  

 

Книга У. Шютца Радость также содержит много прекрасных упражнений, а также  комментарии и реакции участников его работы. Она также была бестселлером среди участников движения человеческой потенциальности.

Эти упражнения используются многими терапевтами  и руководителями групп по всей стране; это прекрасные инструменты, которые  помогают людям глубже осознавать себя и мир вокруг.

Прикосновение - один из основных языков мышц, нервов, любви... Когда тебя несут - это поддержка; когда к тебе прикасаются - это  контакт; чувствующее прикосновение - это забота.

Упражнения  включают похлопывания и мягкие похлопывания собственного тела, других, растяжки и  разные виды массажа и др. Они  не составляют систему роста как  таковые, но кажутся очень эффективными для разогрева , пробуждения чувства  интимности и доверия в группе. Они могут также быть полезны  при интеллектуальных или эмоциональных  тупиках; работа с телом и чувствами  часто может преодолеть тупик . 

 

 

 

Различные системы, ориентированные на тело, развившееся  независимо в разных местах земного  шара имеют много общего. Они отстаивают так называемое недеяние , т.е. давание  телу действовать естественно и  легко. Все они предпочитают релоксированные  действия напряженным, все стараются  научить человека уменьшать привычные  напряжения в теле. Все эти системы  рассматривают тело и ум как одно целое, текущий психофизиологический процесс, в котором изменения  на любом уровне действуют на остальные  части.

Есть  и интересные различия между этими  системами. Каждая, по - видимому, специализируется на несколько особой области физического  функционирования. Райхианская и  биоэнергетическая работа имеет  дело с эмоционально-нагруженными блоками  в теле, рольфинг восстанавливает  структуру линий тела, которые  могли быть нарушены физической травмой  или по иным причинам. Работа Александера  центрируемая более на использовании  тела, чем на его структуре, метод  Фельденкрайза также. Однако, его  упражнения содержат значительно более  сложные паттерны поведения, чтобы  восстановить физическую эффективность  и рацию. Чувственное осознавание  и релаксация чувств концентрируются  на ощущениях, прикосновениях, на лучшем сознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научит человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они  озабочены устранением ненужных напряжений, которые мы несем в  себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в недеянии , в  котором мы учимся давать телу действовать  естественно и эффективно, а не напрягать, не тянуть , не стараться. Все  эти системы сходятся в том, что  нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышци. Наиболее важно - отучиться от дурных привычек, которые возникают у  нас в детстве и позже, вернуться  к естественной мудрости, координации  и равновесию тела.

Все телесно-ориентированные методы развития, обучения или психотерапии базируются на одном эмпирически подмеченном  факте:

Существует глубокая взаимосвязь  между устойчивыми структурами  психики, блоками, стереотипами, зажимами с одной стороны и с соматическими  мышечными зажимами с другой стороны. Иначе говоря, человек, закрепощенный  психически как правило закрепощен и физически. Верно и наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы возможно воздействовать на соответствующие  структуры в психике, и наоборот. Глубина этих воздействий зависит  от множества факторов. Важно помнить, что методы Телесно-ориентированной  психотерапии работают именно с психикой через тело. Само тело может являться объектом манипуляций в специальных  случаях. Хотя при этом речь не идет о разделении тела и психики (психосоматическая  проблема). Они представляют суть одно. Тело не есть дом пребывания личности. Тело это часть личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Использование  телесно-ориентированного подхода  для коррекции психологических  проблем.

Телесно-ориентированная  является одним из основных направлений  современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке (в 35 странах мира) существуют свыше 50 институтов и организаций  с обучающими и терапевтическими программами различных школ и  направлений. Основные из них: биосинтез, бодинамический анализ, биоэнергетический  анализ, биодинамика, соматопсихология, процессуальная психотерапия и др. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его  теле. Наше сознание и бессознательное  в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться  улавливать эти сигналы, слышать  свое тело, быть с ним  в контакте. 
       В любой момент жизни состояние тела человека - это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше "Я" выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы. 
     Телесно-ориентированная терапия прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними. Прикосновение - это один из основных языков мыщц, нервов, кожи, формирующий пространство любви, поддержки и заботы. Дело в том, что в области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с внутренними ресурсами.     Искусство прикасаться и принимать прикосновения - это путь к контакту с "внутренним ребенком", к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства "Я".

Телесные  практики как инструмент познания человеком  себя и мира берут свое начало в  глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание  здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода  к ней в рамках таких сфер, как  боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, религиозные и бытовые  ритуалы. Замечательно, что основоположники  систем телесной психотерапии, получивших в ХХ веке развитие в странах западного  мира, были практически знакомы с  древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру, создавая преемственность древних  знаний.

В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения  наиболее выражен в мануальной терапии, рефлексотерапии. В рамках личностного  роста и управления восприятием  сейчас разрабатываются новые и  адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют около 50 различных телесно-ориентированных  лечебных систем, среди которых наиболее широко известны райхианская терапия, биоэнергетический психоанализ  по Лоуэну, система Фельденкрайза, техники  Александера, рольфинг, розен-метод, Биосинтез, биодинамический психоанализ.

Телесная  психотерапия (телесно-ориентированная, соматическая терапия) – сравнительно молодое и перспективное направление  психологии, ориентированное на осознание  и “освобождение” тела, познание его  биологических и социально обусловленных  реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных  импульсов, работу через изменения  тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и  проживании настоящего момента.

Отдельно  необходимо сказать о таком важнейшем  для практики направлении психокоррекции, как психологическая самопомощь. В условиях продолжающегося (и ускоряющегося!) роста распространенности стрессовых расстройств, именно данное направление  на наш взгляд представляется наиболее перспективным, наиболее массовым, наименее затратным как для пациентов (и  соответственно доступным), так и  для специалистов (в плане затрат труда и времени на отдельно взятого  пациента и тем самым потенциальной  возможности оказать помощь большему числу людей). 

Данный  подход исключительно важен с  практической точки зрения еще и  тем, что осваивая методы самопомощи, человек перестает перекладывать  ответственность за решение своих  проблем на чужие плечи (за выздоровление - на врача, за избавление от житейских неурядиц - на психолога). Задача же специалиста сводится к тому, чтобы научить пациента брать ответственность на себя и дать в его руки технологию, пригодную для самостоятельных занятий. В этом русле работают многие современные методы психотерапии, предлагающие самые различные подходы к решению обыденных психологических проблем. Несмотря на многообразие конкретных технических приемов, смысл всех их сводится к следующему. 

На  диагностическом этапе проводится поиск стереотипно повторяющегося эмоционального дискомфорта, проявления которого - на когнитивном, эмоциональном, телесном и поведенческом уровне - анализируются и описываются  максимально подробно и тщательно, во всех деталях. Естественно, этот дискомфорт неразрывно связан с некоторой актуальной для человека психологической проблемой (будь то конкретные страхи или неопределенная, плавающая тревожность, трудности  в общении или дефицит самоутверждения) либо определенной жизненной ситуацией (например, затяжным конфликтом, затрагивающим  семейные или деловые отношения). 

Следующий, терапевтический этап - научить человека прослеживать эти проявления и в  момент возникновения негативных состояний  предпринимать активные действия, направленные на устранение дискомфорта. Это могут  быть приемы сознательного самоконтроля на рациональном уровне - энергичное дискутирование с негативными мыслями (метод  рационально-эмотивной поведенческой  психотерапии по А.Эллису), работа со зрительными  образами (например, метод «взмаха» или «замены слайда» в НЛП), повтор привычных действий до угашения их эмоционального сопровождения (в  поведенческой психотерапии). И в  этом отношении телесно-ориентированные  техники, опирающиеся на работу с  телесными ощущениями, представляются наиболее удобными для самостоятельного применения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1 Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе.

Чувство тревоги знакомо  каждому человеку. Для большинства  жителей современных крупных  городов, с их напряжённым ритмом, конкурентной средой, перепадами рыночной конъюнктуры, это чувство становится привычным. Возможно, поэтому распространённость тревожных расстройств  по некоторым  данным литературы составляет до 30%.

Для коррекции тревожности  телесно-ориентированные терапевты  приеменяют  следующую схему:

Проводится  разъяснительная беседа, в которой  даётся информация о психогенной  природе тревожности, механизме его возникновения через формирование условного рефлекса, соответствующем механизме терапии, как процессе, обеспечивающим на данном этапе затухание выработанного рефлекса, то есть отучение организма реагировать на определённые ситуации паникой.  Целью беседы является:

-снятие  необоснованных опасений о неизлечимости  или чрезмерной серьёзности данного  заболевания, которые зачастую  имеются и пациентов в силу  особенностей их восприятия, мнительности  или неудачного предыдущего опыта  лечения;

Информация о работе Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии