Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции
Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13
Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16
2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19
2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

           ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

 


(факультет, филиал)

 


(кафедра)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

 

 

По дисциплине___________________________________________________ 
_________________________________________________________________

На тему:_________________________________________________________ 
_________________________________________________________________

 

                                                        Выполнил(а) студент(ка) группы______

                                                         _____________________формы обучения

_____________________________________

                                                        Ф.И.О.

                                № зачетной книжки________________________

                                                                            Руководитель:

_______________________________________________

                                                                                   Ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

 

 

Дата  сдачи: «____»________20__г.

Дата защиты: «___» ________20__г.

Оценка:_______________________       __________________________________________

                         (подпись руководителя)

 

 

20__ г.

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………3

Глава1. Телесно ориентированный  подход как инструмент психотерапии и психокоррекции

    1. Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
    2. Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
    3. Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции  психологических проблем………………………………………………….13

Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

 

2.1Опыт работы с тревожностью  в телесно-ориентированном подходе….16

2.2. Анализ проблем  клиентов, с повышенной тревожностью…………….19

2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Применение методов телесно-ориентированной  терапии играет актуальную роль в современной психологии, потому что в ней используются специальные средства психотерапевтического воздействия, такие как работа с движением, дыханием, мышечным тонусом. Данный подход помогает связать воедино чувства, разум и телесные ощущения. Создать условия полного и доверительного контакта человека с жизнью его тела. Эффективное выполнение задач телесной терапии приводит к ощущению человеком внутренней свободы, избавлению от мышечных зажимов, влияющих на его поведение, достижению жизненной гармонии. В теле запечатлеваются все чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи. Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием.

В качестве объекта исследования рассматриваются клиенты с повышенным уровнем тревожности.

Предмет исследования: Роль методов телесно-ориентированной  терапии в коррекции тревожности.

 

Целью исследования является доказательство эффективности методов  телесно-ориентированной терапии  в коррекции тревожности.

Задачи исследования:

  1. Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
  2. Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

 

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии статистически значимой связи между проведением психо-ориентированного тренинга и снижением тревожности.

Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методики.

 

 

Глава 1.Телесно-ориентированный  подход как инстуремент психотерапии и психокоррекции.

    1. Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции.

 

Исторические корни телесно  ориентированной  психотерапии(ТОП) лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и  П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о "мышечном чувстве". Широкую же известность  и систематизированное оформление это направление получило благодаря  работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг. Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл "характерным панцирем", проявлются в мышечном напряжении, образующем защитный "мышечный панцирь", и  стесненном дыхании. Поэтому Райх использовал  различные процедуры контакта с  телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое прикосновение) и регулируемое дыхание, целью которых представлялся  анализ структуры характера клиента, вывление и проработка мышечных зажимов, приводящие к высвобождению подавлемых чувств. Соответственно общей основой  методов ТОП, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, явлется  использование в процессе терапии (body-mind therapy) контакта терапевта с  телом клиента, основанное на представлении  о неразрывной свзи тела (body) и  духовно-психической сферы (mind). При  этом полагается, что неотреагированные  эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционировани  физиологических механизмов психологической  защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу обратной свзи проводить  коррекцию психологических проблем  клиента, помогая ему осознать и  принять вытесненные аспекты  личности, интегрировать их как части  его глубинной сущности (self). Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов  психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К.Роджерс). Поэтому в работе терапевта  с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной "внутренней мудрости" собственного организма. Тем самым методы ТОП  ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем  расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и  чувства кодируются в различных  телесных состояних и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

Раскрепощение тела, "включение  его в жизнь" приближает человека к его первичной природе и  помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн). В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, свзанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.

От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем  самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более  прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно  к жизненным условиям (А.Лоуэн), так  и тесную свзь с собственными эмоцими  и отношениями с близкими людьми (С.Келеман). В арсенале ТОП имеютс также различные упражнени: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции  дисфункциональных дыхательных  паттернов; двигательные, пособствующие  устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства  и тонкой двигательной координации; медитативные и другие. Помимо работы с внутренними переживаниями  клиента, подвергаются анализу также  и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование  ими друг на друга отношений с  другими личностно значимыми  персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются  как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и  в физическом и энергетическом.

Методы ТОП особенно эффективны дл лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических  травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состоний. ТОП явлется  также инструментом личностного  роста, позволяющим добиться более  полного раскрытия личностного  потенциала, увеличения числа доступных  человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации, улучшения  физического самочувствия.

 

 

 

    1.2 Методы  телесно-ориентированной терапии.

 

В западной психотерапевтической традиции пионером телесно-ориентированной  психотерапии по праву считается  Вильгельм Райх. В своей терапевтической  работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических  мускульных зажимов.

По  Райху Формы поведения, его как , формы общения гораздо более  существенны, чем то, что пациент  говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не может лгать. [Это положение Райха является очень важным, так является основой  множества диагностических процедур в системе Мягкой Школы, на основе которой проводилась данная дипломная  работа. Причем это положение наиболее актуально именно для маленьких  детей, так у них слова не лгут, но они просто не в состоянии еще  выразить адекватно свое отношение  к тестовой ситуации. Поэтому классические вербально-ориентированные подходы  утрачивают свою актуальность, в то время как работа с телом практически  безгранична по свои возможностям.

Панцирь может быть поверхностным или  лежащим глубоко, мягким, как губка, или твердым, как железо. В любом  случае его функция - защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей  способности к удовольствию.

Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности.

Райх  обнаружил, что расслабление мышечного  панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха более перемещалась в освобождение эмоций посредством работы с телом. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит  свое выражение, пациент может полностью  отказаться от своего хронического напряжения и зажима. Постепенно Райх начал  прямо работать с зажимаемыми  мышцами, разминая их руками, чтобы  высвободить связанные в них  эмоции. В конце концов я не мог  избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть  подавления. Все, без исключения пациенты говорили, что проходили через  периоды своего детства, когда они  научились подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством  определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота). Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления.

В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические  мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбуждения: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение.

Райхианская терапия состоит прежде всего  в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или  менее независим, с ним можно  действовать отдельно.

Три типа средств используются в распускании  панциря:

Накопление  в теле энергии посредством глубокого  дыхания.

Прямое  воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, защипывания  и т.п.

Поддержание сотрудничества с пациентом в  открытом рассмотрении сопротивления  и эмоциональных ограничения, которые  при этом выявляются.

Райх  явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела, однако понимание важности психических  привычек и мышечных зажимов как  ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Фр. Перлза, который анализировался у Райха и которого тот оказал большое влияние.

Биоэнергетика  

Другим  важным представителем телесно-ориентированной  психотерапии и учеником Райха был  Александр Лоуэл, разработавший  систему под названием биоэнергетика. В США больше людей практикуют биоэнергетику, чем райхианство.

Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райхианских техник эмоционального раскрепощения. Лоуэл использует также  напряженные позы для энергетизации  частей тела, которые были заблокированы 

 

Рольфинг  

Структурная интеграция - это система, стремящаяся  вернуть телу правильное положение  и правильные линии, посредством  глубоких и часто болезненных  вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная  интеграция часто называется рольфинг по имени его основательницы, Иды  Рольф. Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 году и 12 лет работала ассистентом  по биохимии в Рокфеллероском институте. Более сорока лет она посвятила  совершенствованию системы структурной  интеграции и обучению этой системе.

Цель  структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при  которой можно провести прямую линию  через ухо, плечо, бедренную кость  и лодыжку. Это ведет к уравновешенному  распределению веса основных частей тела - головы, груди, таза и ног- к  более грациозным и эффективным  движениям .

 

Техника Александера  

 

Техника Александера - метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся свои телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и  в покое. Под использованием Александер имеет в виду наши привычки в движении и движения тела, привычки, которые  непосредственно влияют на то, как  мы функционируем физически, умственно  и эмоционально.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство  во владении более эффективным и  удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные  блоки, препятствующие свободным движения тела, предвидеть движения с предварительным  ненужным напряжением. Управляя приспособлением  тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действовали и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены  на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнении к так называемой работе за столом , когда ученик ложиться и в руках  учителя испытывает ощущения энергетического  потока, который удлиняет и расширяет  тело. Эта работа должна давать ученику  ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает  человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними  напряжениями в повседневной жизни.

Информация о работе Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии