Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Коррекционная направленность обучения и воспитания во всп

Автор: Оля Zar, 04 Октября 2010 в 10:34, реферат

Описание работы

История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связывает с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.

Содержание

История развития коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи коррекционно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной литературы.
Выводы.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат коррекция школьного возроста.docx

— 43.75 Кб (Скачать)

«Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей» (1983 г.) – сборник научных трудов, посвящённый совершенствованию коррекционно – развивающей работы на уроках русского языка и чтения, наглядной геометрии, естествознания, а также вопросам психологического обоснования приёмов коррекции мышления, внимания и мотивирующей деятельности умственно отсталых детей. 

В сборнике «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» под редакцией  Ж.И.Шиф (1972 г.) содержатся исследования отражающие попытки психологов глубже изучить потенциальные возможности развития групп учеников, выявить некоторые особенности личности умственно отсталых подростков, а также обучаемости олигофренов дошкольного возраста. 

В статье В.П.Петровой рассматривается, как учащиеся вспомогательной  школы пользуются своим словарным  запасом при написании сочинений. Автор показывает, что для корректирования  недостатков нужно повышать и  усиливать мотивационную сторону  речи. Необходимо добиваться, чтобы  учащиеся стремились сделать своё письменное сообщение понятным читателю, а для  этого их надо обучать умению совмещать  позицию и читающего, встать на его  позицию, что трудно для олигофренов. 

В статье Т.Н.Головиной  рассматривается трудно – преодолимый  дефект детей-олигофренов – нарушения их пространственной ориентации и пространственных представлений. Внимание автора привлекается к использованию увлекающих детей приёмов обучения рисованию, которые служат коррекции недостатков осмысления пространственных свойств предметов и их расположения. 

В статье Б.И.Пинского рассматриваются трудности перехода от практических действий к «умственным», облегчающим трудовую деятельность в новых условиях. Даётся анализ путей их формирования, подчёркивается роль социальных мотивов в повышении уровня выполнения трудовых заданий. 

В работе Г.В.Цикото показаны особенности познавательной деятельности при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения дошкольников – олигофренов при организации ими своей деятельности. Обучаемость отсталых детей, воспитывающихся в специальном детском саду, доказывается их значительным развитием к старшему дошкольному возрасту. Разница в уровне выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждой группы детского сада. 

4. Вывод 

Исследования  подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции  недостатков умственно отсталого  ребёнка, ведущую роль коррекции  в обеспечении развития умственно  отсталых детей и подготовки их к  жизни, труду. 

Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят  от объективного содержания  учебного материала, от большей или меньшей  возможности использования практических работ в учебном процессе и  способов сочетания практических и  словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения. 
 

Вместе с разнообразием  конкретных методических путей в  коррекционно – развивающей работе есть психолого-педагогические принципы: 

введение в  содержание обучения разделов, которые  предусматривают  восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала; 

использование методов и приёмов обучения с  ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных  условий для реализации его потенциальных  возможностей; 

коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития; 

определение оптимального содержания учебного материала и  его отбор в соответствии с  поставленными задачами. 

Список использованной литературы 

Бтажнокова И.М.  Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта.  // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30 

 Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.   Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11 

Власова Т.А., Певзнер  М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г. 

Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г. 

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25. 

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -          Москва, Просвещение, 1988, с.39-140. 

Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.  

Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42. 

Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г. 

Коррекционное обучение как основа личностного  развития аномальных дошкольников. Под  редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989. 

Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983. 

Лапшин В.А., Пузанов  Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990. 

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35. 

Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28. 

Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3. 

Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты  обучения и воспитания умственно  отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19 

Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43. 

Положение о  специальных общеобразовательных  школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в  физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3. 

Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г. 

Плахова Н.С. Школа  – предприятие: новые подходы  к коррекционной работе с умственно  отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39. 

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией  Ж.И.Шиф -  Москва, Педагогика, 1972г. 

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого  школьника – Москва, Просвещение, 1979г. 

Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9. 

Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

Информация о работе Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Коррекционная направленность обучения и воспитания во всп