Автор: Оля Zar, 04 Октября 2010 в 10:34, реферат
История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связывает с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.
История развития коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи коррекционно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной литературы.
Выводы.
Список использованной литературы.
На практике
часто путают понятия коррекция
и компенсация или же неверно
их соотносят. Коррекция первична, а
компенсация всегда вторична (исключая
врождённые компенсационные механизмы),
но это не рядоположенные понятия, а
тесно увязанные процессы, которые обусловливают
друг друга и не могут в широком смысле
рассматриваться один без другого. Цель
коррекционной работы непосредственно
связана с результатом (компенсацией),
педагогическая недоработка в ходе коррекционного
процесса не даёт должной степени компенсации
дефекта, и придётся возвращаться на исходные
целевые позиции, чтобы получить максимальный
эффект специального педагогического
воздействия на развитие аномального
ребёнка.
б) Цели и задачи
коррекционно – воспитательной работы
во вспомогательной школе.
Разработка адекватной
системы коррекционного обучения и
воспитания глубоко умственно отсталых
детей имеет большое
Цели и задачи
обучения и воспитания глубоко умственно
отсталых детей, с одной стороны,
общие с задачами воспитания всех
детей вообще, с другой – глубоко
специфичные.
Общие цели и
задачи для обучения и воспитания
всех детей – содействие развитию
и выявлению положительных
Цель коррекционно
– воспитательной работы с глубоко умственно
отсталыми детьми, в конечном счете, –
их социальная адаптация, трудоустройство
и дальнейшее приспособление к жизни,
в том числе в условиях, когда они не выключены
из окружающей социальной среды. Необходимо,
используя все познавательные возможности
детей, развивать у них жизненно необходимые
навыки, чтобы, став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять
в быту и в специальных производственных
цехах простую работу, жить по возможности
в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных
целей обеспечивается решением следующих
основных задач с детьми вспомогательной
школы:
Развитие всех
психических функций и
Воспитание глубоко
отсталых детей, формирование у них
правильного поведения. Основное внимание
в этом разделе работы направлено
на нравственное воспитание.
Трудовое обучение
и подготовка к посильным видам
труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка
и социальная адаптация – как
итог всей работы.
Задача развития
детей вспомогательной школы
в процессе обучения.
Максимально возможное
развитие может быть достигнуто только
при соблюдении ряда условий:
Более раннее начало
коррекционной работы;
Благоприятная
семейная обстановка и тесная связь
специального учреждения с семьёй;
Применение адекватной
программы и методов обучения,
соответствующих реальному
Проблема ранней
коррекции аномальных детей чрезвычайно
важна. Работа с умственно отсталыми
детьми в дошкольном возрасте должна
быть направлена на развитие речи, предметной
деятельности, игры, навыков самообслуживания,
целенаправленности действий, на упорядочение
поведения, контактности. Коррекционное
обучение отсталых детей в раннем
возрасте нередко может привести
к значительным положительным сдвигам
в развитии ребёнка, что повлияет
на всю его дальнейшую судьбу. Ранняя
коррекция имеет значение не только как
эффективное средство развития ребёнка,
но и как надёжное средство диагностики,
поскольку в процессе длительного наблюдения
при активном педагогическом воздействии
наиболее полно выявляются все возможности
и особенности каждого ребёнка, дополнительные
и вторичные нарушения, в результате чего
к началу школьного обучения может быть
безошибочно определён тот тип школы,
в котором он должен обучаться.
Второе условие
для благоприятного развития ребёнка
– правильная организация его
семейного воспитания.
Роль родителей
глубоко отсталых детей трудно переоценить
и в том случае, если ребёнок
живёт дома, и тогда, когда он помещён
в специальный детский дом. Многие
родители прилагают большие усилия,
чтобы создать благоприятные
условия для развития своего ребёнка,
но им часто не хватает знаний и
умения. Воспитание глубоко умственно
отсталого ребёнка требует
В семье ребёнка
можно обучить многому: обслуживанию
себя, выполнять поручения и
Применение адекватных
программ и методов обучения глубоко
отсталых детей, соответствующих возможностям
и целям их воспитания, - важнейшее
и в значительной мере решающее условие
для развития всей их познавательной
деятельности. Необходимо такое развивающее
обучение умственно отсталых детей,
при котором у них
Для глубоко
умственно отсталых детей особенно
вредны обучение на завышенном материале,
методом многократного
Коррекция развития
детей вспомогательной школы, особенно
младшего возраста, должна осуществляться
преимущественно в тех видах
деятельности, которые характерны для
детей раннего и дошкольного
возраста. Основным методом обучения
должна стать организация постоянной
активной предметно – практической
деятельности глубоко умственно
отсталых детей на всех уроках. В
предметно – практической деятельности
дети вспомогательной школы могут
овладевать знаниями и умениями в такой
степени, чтобы были осуществлены принципы
сознательности и доступности обучения.
Задача коррекционно
– воспитательной работы — нравственное
воспитание, формирование правильного
поведения.
Необходимость
социальной адаптации детей
Часто наблюдаемые
у детей вспомогательной школы
негативизм, упрямство, агрессивность,
двигательное психическое беспокойство
создают большие трудности их
воспитания, эти отрицательные черты
– обычно следствие не только органических
особенностей ребенка, но и условий:
неустройство быта, беспорядок требований,
плохой пример, отсутствие четкого
режима. Поэтому для детей вспомогательных
школ ещё важнее, чем для здорового, спокойная
обстановка, систематичность требований
– всё, что создает и закрепляет у детей
необходимые привычки.
У глубоко умственно
отсталых необходимо воспитывать навыки
культурного поведения в общении с людьми,
навыки коммуникабельности: они должны
уметь выражать просьбу, адекватно реагировать
на обращение. Уметь защитить себя или
избежать опасности. Необходимо работать
над пробуждением у глубоко отсталых детей
жалости, радости, сострадания. И в то же
время большое внимание уделять внешним
формам поведения.
Не понимая
жизненных ситуаций во всей их сложности,
они тем не менее благодаря выработанным
у них твердым навыкам и привычкам следуют
общепринятым в данном обществе нормам
поведения, умеют общаться с людьми; не
вызывая у них неприязненных чувств. Но
такое поведение – результат огромной
работы его воспитателей.
Задача трудового
воспитания и обучения.
Играет главную
роль во всей системе коррекционной
работы с детьми вспомогательной
школы. Основная задача этого важного
раздела работы – выработка и
совершенствование трудовых навыков,
воспитания необходимых установок
поведения, личностных качеств.
Практическая
деятельность в её простых видах
наиболее понятна и доступна для
глубоко умственно отсталых детей.
Здесь всё дано в наглядном, легко
воспринимаемом виде. Разнообразие видов
труда обеспечивает разностороннюю
и активную работу всех анализаторов.
Большое значение
в определении трудовых возможностей
умственно отсталого ребенка
и профиля доступного ему вида
труда имеет его физическое развитие,
развитие его общей и ручной моторики.
Правильно организованное трудовое
обучение благоприятно влияет на физическое
развитие глубоко отсталых детей, содействуя
коррекции их двигательных недостатков.
Задачи трудового
воспитания и обучения следующее:
Обеспечить максимально
возможную для данного ребенка
самостоятельность в бытовом
и санитарно – гигиеническом
обслуживании себя;
Выработать положительное
отношение к посильным видам
труда, готовность к помощи в хозяйственно
– бытовом труде в семье
или специальном учреждении умение
выполнять несложные виды этого
труда;
Сформировать
привычку и положительную установку
к определенному виду труда в
течение установленного времени (5-6
часов в день) в специальном
цехе или мастерской. В сельском
хозяйстве под руководством инструктора;
Выработать твердые
навыки выполнения ряда операций в
том виде труда, которому ребенок
обучался в школе;
По индивидуальным
возможностям каждого научить переключаться
с выполнения одной знакомой операции
на другую, выполнять несколько
Научить работать
совместно с товарищами по поточно
– бригадной системе, соблюдая принятые
нормы и правила поведения.
Соответствующая
трудовая подготовка глубоко умственно
отсталых детей должна дать возможность
этим лицам после окончания обучения
в некоторой степени материально обеспечивать
себя, жить в коллективе, по возможности
социально адаптироваться в обществе.
Задачи содействия
социальной адаптации.
В программу
обучения во вспомогательной школе
и после её окончания введена
совершенно новая дисциплина «Социально
– бытовая ориентировка». Необходимость
и важность введения этого предмета
вызвана тем, что умственно отсталые
дети испытывают большие трудности
в приспособлении к окружающей жизни,
они плохо ориентируются в
общественных местах, не имеют навыков
общения и в результате этого,
как правило, несамостоятельны, беспомощны
в практической жизни.