Автор: Оля Zar, 04 Октября 2010 в 10:34, реферат
История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связывает с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.
История развития коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи коррекционно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной литературы.
Выводы.
Список использованной литературы.
Задача этого
предмета – не только дать детям
знания и представления о различных
учреждениях окружающей их жизни (транспорт,
магазин и т.д.), но и научить
их практически правильно и по
возможности самостоятельно пользоваться
ими, дать подросткам – имбецилам твердые
навыки и привычки общения с людьми, поведения
в обществе. Результаты этой работы будут
в значительной степени определять уровень
социальной адаптации глубоко умственно
отсталых в их дальнейшей жизни.
в) Проблемы
и перспективы развития коррекционного
обучения и воспитания детей с
нарушениями интеллекта.
В изменяющихся
социально-экономических
В последние
годы наметились и осуществляются значительные
изменения в народном образовании
с целью создания гибкой, модифицированной
системы дошкольного и
В настоящее
время важно определить принципиальные
направления в разработке подходов,
учитывающих как накопленный
опыт, так и новые тенденции
в развитии специальной педагогики.
При этом надо обратить внимание на
те тревожные явления, которые вызывают
серьёзную озабоченность специалистов,
занимающихся проблемами умственной отсталости.
Это:
Отсутствие
сколько-нибудь достоверных
Увеличение
притока детей с
Из множества
проблем, первоочередными в их решении
являются следующие:
Необходимо признать,
что дефектологии есть на что опираться
с точки зрения методологических подходов
к феноменологии интеллектуального дефекта
(Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев,
В.И.Лубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе
с тем есть необходимость пересмотра некоторых
положений, касающихся условий, форм, содержания
коррекционной помощи умственно отсталым
лицам, с учетом развития общественного
сознания, роста интеграционных связей
с развитыми государствами. В связи с этим
возникает задача разработать концепцию
коррекционной и реабилитационной помощи
лицам с умственной отсталостью. Необходимость
создания концепции коррекционной помощи
умственно отсталым определяется тем,
что данная проблема ранее решалась только
в одной ее части – в обучении. Несмотря
на специфические требования олигофренопедагогики,
на практике принципы, методы обучения
и воспитания умственно отсталых детей
зачастую копировали массовую школу, препятствуя
осуществлению комплекса специфических
(коррекционных) задач учебно-воспитательного
процесса. Подобная постановка проблемы
образования и воспитания почти полностью
исключила в сфере народного образования
коррекционную поддержку детей с выраженным
дефектом интеллектуального развития,
оказавшихся на инвалидности и в изоляции
с раннего возраста.
Изолированность
системы дошкольных детских домов
от общей системы образования
привела к тому, что социально
депривированные дети-сироты без органической
патологии, с сохранными интеллектуальными
предпосылками в психике стали массово
направляться психолого-медико-
В разработке современной
концепции образовательной и
реабилитационной помощи умственно
отсталым, необходимо вернуться к анализу
тех документов, которые по прежнему продолжают
регламентировать диагностику, отбор
и комплектование специальных учреждений.
В эти документы необходимо внести конкретные
дополнения и изменения с учетом имеющихся
рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации
по научному изучению умственной отсталости,
Закона об образовании. Кроме того необходима
координация усилий научных коллективов,
которые уже сегодня с разных позиций
подошли к решению обозначенной проблемы.
Лаборатория содержания
и методов обучения и воспитания
детей с нарушениями интеллекта
НИИ коррекционной педагогики РАО
начала разрабатывать основные положения
концепции, смысл которой определяется
запросами современного общества в
системе социум-личность. В проекте
содержания концепции особое внимание
будет уделено проблемам гуманного отношения
государства и общества к ребенку с интеллектуальным
дефектом, исключающей какие бы то ни было
формы его социальной изоляции.
Чрезвычайно важна
реализация подлинно научных критериев
в области клинической
Необходимо изменить
условия и педагогическое содержание
работы с детьми дошкольного возраста
в детских домах, а так же с
глубоко умственно отсталыми, поддающимися
разнообразным формам коррекционного
воздействия с целью
Наряду с разработкой
концепции лаборатория
В качестве рабочих
вариантов предлагаются следующие
типы специальных учреждений:
Для глубоко
отсталых лиц, неспособных к адаптации
и обучению – лечебные учреждения,
гарантирующие как
Для лиц, способных
к обучению и усвоению трудовых навыков
и социально-адаптированных норм поведения,
- школы (центры) коррекционного развития
и поддержки.
ступень - психолого-педагогическое
и клиническое изучение и дошкольная
коррекция детей в возрасте от
3 до 7 лет. На этой ступени очень важным
представляется психолого-педагогическое
изучение динамики развития ребенка, включающее
следующие этапы: предварительное (от
3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное
(7-8 лет), что потребует для
каждого этапа разработки и подбора
групповых и индивидуальных развивающих
программ. Названная ступень важна
и с точки зрения оказания практической
помощи семье, если ребенок находится
в учреждении неполный день;
ступень -
этап начального обучения детей в
возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные
направления этого этапа
III. ступень -
образовательная (5-7 классы), от 12 до
15 лет. Эта ступень предполагает
расширение цикла образовательных
знаний из области родного
языка и литературного чтения,
природоведения и
IV. ступень - 9-10
классы. Программа образования должна
включать элементы знаний о
правовых, экономических, социальных,
семейных отношениях, охране здоровья.
Основным же содержанием
Данный проект
типа школы более приемлем для
региональных и промышленных городов,
тогда как в маленьких городах,
поселках, вероятно, целесообразнее создавать
классы педагогической поддержки. На основе
программ для основного типа школы,
но обучение должно вестись дефектологом.
Кроме перечисленных
моделей имеет смысл открывать
в структуре базовой школы
или при психолого–
Привлекательна
и модель школы с семейной формой
обучения и воспитания.
Работа в области
коррекционного обучения и поддержки
лиц с интеллектуальной недостаточностью
требует взвешенных подходов, заинтересованного
участия многих специалистов.
3. Анализ прочитанной
литературы.
Книга «Коррекционная
роль обучения во вспомогательной школе»
/ Под редакцией Г.М.Дульнева – М.,
Педагогика, 1971/ сборник статей, в которых
рассматриваются вопросы коррекции недостатков
развития учащихся вспомогательных школ
в конкретных видах учебной деятельности
(трудовое обучение, география). Так же
содержатся материалы о формировании
личностных качеств учеников в связи с
трудовым обучением. В работах Г.М.Дульнева
и М.И.Кузьмицкой сделана одна из первых
попыток определения подходов к проблеме
формирования личностных качеств у умственно
отсталых учеников.
В статье
Г.М.Дульнева показано, что по мере возрастающего
влияния обучения на умственное развитие
учащихся происходят значительные сдвиги
в соотношении между интеллектуальными
и аффективными компонентами личности.
Коррекционной задачей воспитания и обучения
в отношении формирования личностных
качеств учащегося является повышение
регулирующей роли, интеллекта в поведении
ученика в разных ситуациях, в разных видах
его деятельности.
В этом направлении
рассматривает М.И.Кузьмицкая проблему
формирования у учащихся вспомогательных
школ отношения к своей будущей трудовой
специальности. Хорошо известно, что умственно
отсталые ученики длительное время не
могут правильно оценить своих возможностей
в овладении той или иной специальностью.
Даже у учащихся выпускного класса, если
с ними не велась должная работа, сохраняется
уровень притязаний, не соответствующий
их возможностям. Подобные притязания
у старшеклассников нередко мешают формирования
должного отношения к простым, доступным
им видам труда. Возникает конфликтная
ситуация между реальной действительностью
и нереальными притязаниями. Как показывает
Кузьмицкая М.И., при правильном, тактичном
отношении к ученикам можно переключить
их усилия и намерения на то, чтобы лучшее
овладеть доступной им специальностью.
В переключении усилии ученика особое
значение приобретает осознание им социальной
значимости тех простых видов труда, которые
ему посильны. Таким образом, формирование
у учащихся правильного понимания своих
возможностей и должного отношения к доступным
видам труда становится средством воспитания
нравственных качеств учащихся.