Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Коррекционная направленность обучения и воспитания во всп

Автор: Оля Zar, 04 Октября 2010 в 10:34, реферат

Описание работы

История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связывает с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.

Содержание

История развития коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи коррекционно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной литературы.
Выводы.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат коррекция школьного возроста.docx

— 43.75 Кб (Скачать)

Задача этого  предмета – не только дать детям  знания и представления о различных  учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить  их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам – имбецилам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации глубоко умственно отсталых в их дальнейшей жизни. 

в)    Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с  нарушениями интеллекта. 
 

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей  с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов  обучения. Основной направленностью  специальной  школы должна стать  практическая подготовка к жизни  наиболее социально развитой группы детей.  

В последние  годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании  с целью создания гибкой, модифицированной системы дошкольного и школьного  обучения (воспитания) детей и подростков с нарушениями интеллекта. Более  чем 60-летний опыт, накопленный специальной  школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта      обладают возможностями и потребностями  в приобщении их к разнообразным  формам образования, труда, культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и  встает важнейшая задача:  признать    безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной),  обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами. 

В настоящее  время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный  опыт, так и новые тенденции  в развитии специальной педагогики. При этом надо обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это: 

 Отсутствие  сколько-нибудь достоверных статистических  сведений относительно числа  лиц с умственной отсталостью  (в возрасте от 2 до 27 лет); 

 Увеличение  притока детей с интеллектуальной  недостаточностью 

Из множества  проблем, первоочередными в их решении  являются следующие: 

Необходимо признать, что дефектологии есть на что опираться с точки зрения методологических подходов к феноменологии интеллектуального дефекта (Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра некоторых положений, касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи умственно отсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной помощи умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее решалась только в одной ее части – в обучении. Несмотря на специфические требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуя осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и воспитания почти полностью исключила в сфере народного образования коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом интеллектуального развития, оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста. 

Изолированность системы дошкольных детских домов  от общей системы образования  привела к тому, что социально  депривированные дети-сироты без органической патологии, с сохранными интеллектуальными предпосылками в психике стали массово направляться психолого-медико-педагогической комиссией во вспомогательные учреждения с ошибочным диагнозом «олигофрения неясного генеза», «олигофрения сложной этиологии». И сегодня судьба этих детей не находит правильного решения, между тем как ранняя младенческая госпитализация, дефицит семейных и социальных связей приводит к необратимому снижению интеллектуальных возможностей и искажению личности ребенка. 

В разработке современной  концепции образовательной и  реабилитационной помощи умственно  отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор и комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Закона об образовании. Кроме того необходима координация усилий научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению обозначенной проблемы. 

Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогики РАО  начала разрабатывать основные положения  концепции, смысл которой определяется запросами современного общества в  системе социум-личность. В проекте  содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции. 

Чрезвычайно важна  реализация подлинно научных критериев  в области клинической диагностики  и психолого-педагогического заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех  состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая  речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы. 

Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с  глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с целью правильного  решения вопросов их социальной адаптации.  

Наряду с разработкой  концепции лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступила к проектированию моделей, типов,  структуры образовательно-коррекционных  и реабилитационных учреждений для  детей и подростков с умственной недостаточностью. 

В качестве рабочих  вариантов предлагаются следующие  типы специальных учреждений: 

Для глубоко  отсталых лиц, неспособных к адаптации  и обучению – лечебные учреждения, гарантирующие как государственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту. 

Для лиц, способных  к обучению и усвоению трудовых навыков  и социально-адаптированных норм поведения, - школы (центры) коррекционного развития и поддержки. 

ступень - психолого-педагогическое и клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. На этой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение динамики развития ребенка, включающее следующие этапы: предварительное (от 3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет),  что потребует для  каждого этапа разработки и подбора  групповых и индивидуальных развивающих  программ. Названная ступень важна  и с точки зрения оказания практической помощи семье, если ребенок находится  в учреждении неполный день; 

ступень -      этап начального обучения детей в  возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этого этапа обучения: оздоровительная, психическая и  физическая коррекция, гигиеническое  образование и воспитание, основы нравственно-этического поведения, занимательный  (ручной) и самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание, начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым миром, развитие связной коммуникативной речи, логопедическая коррекция; 

III. ступень -   образовательная (5-7 классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает  расширение  цикла образовательных  знаний из области родного  языка и литературного чтения, природоведения и естествознания, географии и экологии, истории  с элементами этнокультуры, физической  культуры, гигиены подростка.   Особое место должна занимать  программа трудовой подготовки, ориентированная на ведение домашнего  хозяйства с элементами практической  химии и физики, формирование  индивидуальных прикладных умений  на основе профессионально-трудовых  знаний. Программа коррекционного  воспитания должна преемственно  продолжать программу предыдущей  с учетом возрастной динамики, включать спортивную подготовку, развитие творческой деятельности, практическое приобщение подростков  к более высоким нормам и  правилам этики и социального  поведения.                              

IV. ступень - 9-10 классы. Программа образования должна  включать элементы знаний о  правовых, экономических, социальных, семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен  стать производительный и индивидуальный  труд,   с реальным материальным  результатом. Особенно важно,  чтобы трудовая подготовка была  ориентирована на региональную  специфику с учетом индивидуальных  возможностей учащихся, носила универсально  – прикладной характер. После  окончания школы (центра) выпускники  должны получать соответствующий  аттестат с сертификатом труда,  в последнем должен содержаться  перечень тех видов деятельности, которые они выполняют самостоятельно. В тех случаях, когда выпускник  школы не может овладеть навыками  производительного труда, вопросы  его обеспечения должны решаться  органами специальной защиты  и опеки. 

Данный проект типа школы более приемлем для  региональных и промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках, вероятно, целесообразнее создавать  классы педагогической поддержки. На основе программ для основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом. 

Кроме перечисленных  моделей имеет смысл открывать  в структуре базовой школы  или при психолого–диагностических центрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями по адаптированным программам. 

Привлекательна  и модель школы с семейной формой обучения и воспитания. 

Работа в области  коррекционного обучения и поддержки  лиц с интеллектуальной недостаточностью требует взвешенных подходов, заинтересованного  участия многих специалистов. 

3. Анализ прочитанной  литературы. 

              

Книга «Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе» / Под редакцией Г.М.Дульнева – М., Педагогика, 1971/ сборник статей,  в которых рассматриваются вопросы коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ в конкретных видах учебной деятельности (трудовое обучение, география). Так же содержатся материалы о формировании личностных качеств учеников в связи с трудовым обучением. В работах Г.М.Дульнева и М.И.Кузьмицкой сделана одна из первых попыток определения подходов к проблеме формирования личностных качеств у умственно отсталых учеников.  

   В статье  Г.М.Дульнева показано, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности. Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащегося является повышение регулирующей роли, интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях, в разных видах его деятельности. 

В этом направлении  рассматривает М.И.Кузьмицкая проблему формирования у учащихся вспомогательных школ отношения к своей будущей трудовой специальности. Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или иной специальностью. Даже у учащихся выпускного класса, если с ними не велась должная работа, сохраняется уровень притязаний, не соответствующий их возможностям. Подобные притязания у старшеклассников нередко мешают формирования должного отношения к простым, доступным им видам труда. Возникает конфликтная ситуация между реальной действительностью и нереальными притязаниями. Как показывает Кузьмицкая М.И., при правильном, тактичном отношении к ученикам можно переключить их усилия и намерения на то, чтобы лучшее овладеть доступной им специальностью. В переключении усилии ученика особое значение приобретает осознание им социальной значимости тех простых видов труда, которые ему посильны. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся. 

Информация о работе Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Коррекционная направленность обучения и воспитания во всп