Автор: Оля Zar, 04 Октября 2010 в 10:34, реферат
История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связывает с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они глубоко интересовались возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными и систематизированными в связи с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.
Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.
История развития коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи коррекционно – воспитательной работы во вспомогательной школе.
Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной литературы.
Выводы.
Список использованной литературы.
Реферат: Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе
Коррекционная
направленность обучения
и воспитания во вспомогательной
школе
П Л А Н
История развития
коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная
направленность обучения и воспитания
во вспомогательной школе:
Понятие «коррекционное
обучение», «коррекционное развитие».
Цели и задачи
коррекционно – воспитательной работы
во вспомогательной школе.
Проблемы и
перспективы развития коррекционного
обучения и воспитания детей с
нарушениями интеллекта.
Анализ прочитанной
литературы.
Выводы.
Список использованной
литературы.
История развития
коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением
теоретических и практических разработок
в области олигофренопедагогики
является исследование особенностей,
возможностей и педагогических условий
формирования у учащихся вспомогательной
школы высших психических функций посредством
коррекционно – развивающего обучения.
Современное направление
организации помощи умственно отсталым
детям и олигофреннопедагогики представляет
собой результата развития взглядов на
слабоумие и возможности его лечения.
Как известно, взгляды эти менялись в разные
периоды развития медицинских и педагогических
знаний.
Эразм Ротердамский
и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху
Возрождения, активно выступая против
средневековой веры в демонов, видели
в слабоумии душевную болезнь. Попытки
научного анализа этой проблемы в странах
Европы К.Иземанн связывает с организацией
Винцетом фон Паулем в Париже учреждения
Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги
начали поиски сущности слабоумия, они
глубоко интересовались возможностями
восстановления интеллекта у слабоумных.
Такого рода поиски были более обоснованными
и систематизированными в связи с педагогическими
исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци,
Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского
и других.
Большая заслуга
в развитии учения об олигофрениях
и разработке практических вопросов педагогики
слабоумным принадлежит французским психиатрам
прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину
(ученику Пинеля и Имарда). Результаты
их исследований в этой области не утратили
значения и в наше время.
Ж.Филипп и Поль-Бонкур
в своих трудах большое внимание уделяли
вопросам психологии обучения, его коррекционной
направленности, возможностям социальной
реабилитации детей. Им принадлежит термин
коэффициент приспосабливаемости; вводя
его в научный оборот, они исходили из
того. Что процесс воспитания по существу
является процессом приспособления к
общественной жизни. По мнению авторов,
конечная цель воспитания умственно отсталых
детей – преодоление задержки в их развитии
и исправление недостатков последнего.
Взгляды Ж.Демора
и О.Декроли на природу умственной отсталости,
на возможности коррекционного воздействия
в процессе обучения, на соотношение биологических
и социальных факторов с превалированием
последних можно во многом оценить как
предвосхищающие более поздние открытия.
Всё это порождало в среде работающих
с умственно отсталыми детьми определённый
оптимизм, веру в силу социального воздействия
на таких детей. Современно звучат их слова
о том, что «… организм не прикован цепями
к наследственности, ребёнок не является
рабом своих предков. Он может измениться
под влиянием воспитания, которое он получает,
так как он сильно реагирует на различные
действующие, на него факторы».[1]
В олигофренопедагогике
трактовка вопросов коррекционно –
развивающего обучения в разные временные
периоды изменялась. Так, в работах А.М.Граборова
(30-40-е г.г.) неоднократно указывалось, что
труд «обеспечивает психическое развитие
умственно отсталого ребёнка».
Позже, в «Книге
для учителя вспомогательной
школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу
развития личности ребёнка в число основных
принципов обучения.
В большинстве
публикаций 60-70-х годов развитие
умственно отсталых учащихся не рассматривается
как самостоятельный
Основная идея
развивающего обучения сформулирована
в работе Л.В. Занкова «Дидактика
и жизнь» (1968): «Дидактические принципы
и требования, рассчитанные на усвоение
знаний и навыков, приносят известный
результат и в развитии. Однако задача
заключается не в том, чтобы получить какой-то
результат, а в том, чтобы добиться максимальной
эффективности обучения для развития
школьников»
У истоков разработки
вопросов коррекционно-воспитательной
работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье,
О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото,
Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.
ционная направленность
обучения и воспитания во вспомогательной
школе.
а) Понятия «коррекционное
развитие», «коррекционное
обучение», «коррекционное воспитание».
В концепции специального обучения и воспитания
детей с нарушениями умственного развития,
в исследованиях ведущих дефектологов
России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко,
А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева,
А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова
и др.) коррекционно-педагогическая работа
определяется как система специального
обучения и воспитания аномальных детей.
Целью коррекционной
работы является исправление (доразвитие)
психических и физических функций аномального
ребенка в процессе общего его образования,
подготовка к жизни и труду.
Чтобы правильно
определить содержание коррекционной
работы во вспомогательной школе, необходимо
увязать коррекцию со всеми основными
компонентами системы образования
и только после этого рассматривать
внутренние структуры подсистемы и
их содержательно-педагогическую роль.
Сам термин «образование»
и сущность этого процесса во многих
исследованиях трактуются неоднозначно.
Но наиболее полное определение понятию
«образование» дал В.С.Леднев, в котором
показал и структуру этого понятия: «Образование-это
общественно организуемый и нормируемый
процесс постоянной передачи предшествующими
поколениями последующим социально значимого
опыта, представляющий собой в онтогенетическом
плане биосоциальный процесс становления
личности. В этом процессе, характеризующемся
содержанием, формами, выделяются три
основных структурных аспекта: познавательный,
обеспечивающий усвоение опыта личностью;
воспитание типологических свойств личности,
а также физическое и умственное развитие.
Ведущей деятельностью в образовании
является учебная».[2]
Таким образом,
образование включает в себе три
основные части: обучение, воспитание
и развитие. Обучение непосредственно
направлено на усвоение учащимися опыта,
а воспитание и развитие осуществляются
опосредованно. Все три процесса
- воспитание, обучение и развитие –
выступают едино, органично связаны
друг с другом, и выделять, разграничивать
их практически невозможно, да и
нецелесообразно в условиях динамики
срабатывания системы.
Во многих работах
по дефектологии и специальной педагогике,
коррекцию, как правило, связывают
чаще всего с развитием ребенка.
Это обоснованно, поскольку она
нацелена на исправление вторичных
отклонений в развитии аномальных детей.
Но когда говорят о коррекционно
– педагогической работе, то она не может
вычлениться из триединой схемы образования:
обучение, воспитание, развитие.
В практическом
осуществлении учебно – воспитательной
работы во вспомогательной школе коррекционное
развитие как специально организуемый
и направляемый процесс неразличим и не
может существовать вне коррекционного
обучения и воспитания.
Поскольку развитие
учащихся осуществляется в ходе обучения
и в процессе воспитания, то и
коррекционное воздействие
Коррекционное
обучение – усвоение знаний о путях
и средствах преодоления
Коррекционное
воспитание – воспитание типологических
свойств и качеств личности, инвариантных
предметной специфике деятельности
(познавательной, трудовой, эстетической
и др.), позволяющих адаптироваться
в социальной среде.
Коррекционное
развитие – исправление (преодоление)
недостатков умственного и
Любое обучение
и воспитание одновременно в какой-то
мере развивают, что и относится
и к коррекционным процессам.
Вместе с тем коррекция развития
не сводится только к усвоению знаний
и навыков. В процессе специального
обучения перестраиваются психические
и физические функции, формируются
механизмы компенсации дефекта,
им придаётся новый характер.
В ходе коррекционного
развития накапливаются и изменяются
состояние и свойства личности по
мере того, как происходит усвоение
ею социального опыта. В ходе коррекционной
работы развиваются умственная, физическая,
нравственная саморегуляция, способности
организовывать и регулировать свою деятельность,
навыки социально – трудовой ориентировки.
Соотношение коррекционных
компонентов (обучения, воспитания и
развития) выражено в схеме, предложенной
В.С.Леднёвым. В схеме обучения, воспитания
и развития показаны в виде трёх пересекающихся
окружностей, которые символизируют взаимосвязь
этих трёх компонентов между собой.
Социальная среда
Во – первых, исходя
из концепции специального образования,
коррекционно – педагогическая работа
должна занимать центральное положение
в системе; так как она определяет дефектологическую
направленность учебно – воспитательного
процесса в специальной школе.
Во - вторых, коррекция
должна находиться на перекрёстке составных
частей общего образования и в
тоже время иметь свои специфические
оттенки (направленность) при осуществлении
обучения, воспитания и развития аномальных
школьников.
В – третьих,
по объёму и значимости коррекционно
– педагогического процесса в системе
специального образования ему должно
быть отведено заметное место на перекрёстке
составляющих образование.
В – четвёртых,
коррекция, как социальная система,
должна иметь самостоятельный выход
на среду, так как система функционирует
не изолированно, а в конкретных
социальных условиях.
Среда выступает
для коррекционно – педагогического
процесса не конкретными элементами, а
окружающей сферой, куда он входит как
составная внутренняя часть. Социальная
среда сказывается на всех уровнях рассмотрения
процесса, но в разной степени. Прежде
всего, она обусловливает общественные
цели специального образования: становление
и разностороннее развитие личности учащихся,
их социально – трудовую реабилитацию,
компенсацию дефекта, усвоение социального
опыта человечества в доступной форме.
Вся система
коррекционно – педагогической работы
призвана реабилитировать и социально
адаптировать аномального школьника к
реалиям окружающего мира, сделать его
полноправным и активным тружеником, который
наравне со всеми людьми может включиться
в трудовую и общественную жизнь и приносить
пользу обществу.
В теории и практики
обучения аномальных детей часто
можно встретиться с мнением,
когда коррекция определяется как
способ компенсации дефекта.
Поскольку мы говорим
о становлении личности в результате
общего и специального образования,
то коррекционно – педагогическая работа
должна рассматриваться приоритетно к
результату (компенсации), так как вся
педагогическая сущность в количественном
и качественном объёме заключена именно
в ней. Коррекция - понятие более широкое,
поскольку именно она определяет степень
компенсации нарушений в развитии аномального
ребёнка, является основой, органическим
стержнем всей учебно – воспитательной
работы в специальной школе и в системе
специального образования.