Контрольная работа по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения, а так же рассмотреть особенности и причины такого поведения в подростковом возрасте.

Содержание

1.Теоретический вопрос:Гипотеза научного исследования.
2.Практический вопрос "Диагностика и коррекция агрессивности в подростковом возрасте"

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Многочисленные  исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. 

На становление  агрессивного поведения влияют степень  сплоченности семьи, близости между  родителями и ребенком, характер взаимоотношений  между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. 

Дети, у которых  в семье сильный разлад, чьи  родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными в большинстве. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников. 

Один из самых  спорных источников обучения агрессии-средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. 

Признаки проявления агрессивности у подростков: 

1.Они ожидают от окружающих враждебности. 

2.Они недооценивают собственную враждебность. 

3.В своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства. 

4.Они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие. 

5.Часто не думают о последствиях своих поступков. 

6.Завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения. 

7.Они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей). 

8.Их не волнует страдание, ответная агрессия, возможность быть отвергнутыми сверстниками. 

9.Ценят превосходство и месть превыше дружбы. 

10.Они менее склонны к компромиссам, чем другие дети. 

11.Полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих. 

12.Не задумываются (скорее просто не знают) о собственной значимости. 

 13.У них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию 
 

2. Методические  основы исследования. 
 
 
 

Диагностическая программа разработана для подросткового  возраста. Цель программы - диагностика и коррекция агрессивного поведения у подростков. Диагностическая программа состоит из : 

тест А.Ассингера, опросник 

« Басса-Дарки», Тест «Рука»Э. Вагнера. 
 
 

Опросник «Басса-Дарки» 

Выявление подростков, склонных к агрессивному поведению. 

Наличие подростков с агрессивным поведением.  

Тест А.Ассингера 

Оценка агрессивности  в отношениях 

Уровень агрессивности  у подростков  

Тест « Рука»  Э.Вагнера 

Прогнозирование агрессивного поведения 

Наличие агрессивного поведения  
 
 

Опросник Басса-Дарки 

Задачей данного  исследования является диагностика  и коррекция агрессивного поведения  подростков. 

Цель: Выявление  подростков, склонных к агрессивному поведению. 
 
 

Тест А.Ассингера 

Цель: тест Ассингера  позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. 
 
 

Тест « Рука»  Э.Вагнера 

Цель: Прогнозирование  агрессивного поведения. 
 

Оценка полученных данных осуществляется по критериям: 

1. Агрессия 

2. Указания 

3. Страх 

4. Привязанность 

5. Коммуникация 

6. Зависимость 

7. Эксгибиционизм 

8. Увечность 

9. Активная безличность 

10. Пассивная  безличность 

11. Описание 

3 Коррекционная  программа по снижению агрессивности  у подростков 

Цель программы: Стимулирование у детей умения признавать 

собственные ошибки, осмысление своих поступков, развитие чувства эмпатии, сочувствия к другим-сверстникам, взрослым и ко всему живому. 

Задачи программы: 

1.Изучить возрастные  особенности подростков для эффективного  взаимодействия с ними. 

2.Апробировать инструктивность данной программы. 

3.Сделать психолого-педагогические  выводы. 

4.Разработать  психолого-педагогические рекомендации: педагогам, родителям по развитию  чувства эмпатии, сочувствия к  другим- сверстникам, взрослым и  ко всему живому, развитие у подростков умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксации обучение их контролю над своими эмоциями.  

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет  свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделанье» - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. 

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится  к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Так, нужно канализировать действенную агрессию в вербальную (словесную), представляющую меньшую опасность для окружающих. 

И если у человека высокий, но "окультуренный" уровень агрессивности, то он просто любит делать окружающим такие замечания. Еще более приемлемой формой коррекции истинной агрессии является направленность на преодоление, разрушение внешних препятствий. Однако необходимо не только найти общие пути канализации агрессивных тенденций, но и давать выход сиюминутной агрессии. Иногда родители опасаются, что предпринимаемые ребенком разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. Надо объяснить им, что, напротив, разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вроде игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели. Для агрессивных мальчиков с выраженным мужским типом ценностей целесообразно впрямую работать с идеалом "настоящего мужчины", подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие качества как сдержанность, владение собой. При защитной агрессии рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. 

При выраженной защитной агрессии полезно обучать  ребенка боевому искусству как  целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты. Водить детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике, подсовывать гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами. Так можно придать мальчику, опасающемуся нападения, уверенность в себе. Что мы можем делать, чтобы предохранить себя от психологических нападений и их разрушительных последствий; чувства вины, обиды, страха, смятения, отчаяния? К сожалению, часто устранить источник психологической агрессии мы не можем, но изменить своё отношение и свой индивидуальный способ реагирования на проявления агрессии мы можем всегда.

Заключение 

Таким образом, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного  обращения. Методы профилактики и коррекции  агрессивного поведения у подростков. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. 

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. 

Очевидно, это  связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным.Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против "не справедливых действий родителей". 

А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой  особенности - пробовать социальные нормы и правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"