Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа
Цель работы: определить психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения, а так же рассмотреть особенности и причины такого поведения в подростковом возрасте.
1.Теоретический вопрос:Гипотеза научного исследования.
2.Практический вопрос "Диагностика и коррекция агрессивности в подростковом возрасте"
Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются в процессе социализации,ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.
Агрессивное поведение
- одна из форм реагирования на различные
неблагоприятные в физическом и
психическом отношении
Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Агрессивные действия выступают в качестве:
-Средства достижения какой-либо цели;
-Способа психологической разрядки;
-Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
Типы и виды агрессии
1.физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;
2.вербальная
агрессия - выражение негативных
чувств как через форму (ссора,
3.прямая агрессия - непосредственно направленная на кого - либо;
4.косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).
5.инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6.враждебная
агрессия - выражается в действиях,
целью которых является
7.аутоагрессия
- проявляется в самообвинении,
самоуничижении, нанесении себе телесных
повреждений вплоть до самоубийства.
1.2 Основные психологические
особенности подростков
Подростковый
возраст - это граница между детством
и взрослой жизнью, связанная с
возрастом обязательного
Границы подросткового
периода примерно совпадают с обучением
детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают
возраст от 10 - 11 до 14 лет.
Особое положение
подросткового периода в
Первая общая
закономерность и острая проблема подросткового
возраста, - это перестройка отношений
с родителями, переход от детской зависимости
к отношениям, основанным на взаимном
уважении и равенстве. Подростковый возраст
называют переходным.
Психологическое
состояния подросткового
Первый из этих
моментов связан с внутренними гормональными
и физиологическими изменениями, влекущие
за собой телесные изменения, неосознанное
половое влечение, а также эмоционально-чувствительные
изменения.
Второй момент
- окончание детства и переход
в мир взрослых связан с развитием
в сознание подростка критического
рефлектирующего мышления в рассудочной
форме. Это и есть определяющее состояние
подростка в психике. Оно и создает основное
ведущее противоречие в жизни подростка.
Он не владеет рассудочной логикой, но
она возникает в его сознании как некая
принудительная сила. Она требует на любой
вопрос однозначного ответа и оценки:
истина или ложь, да или нет. И это создает
в сознании подростка определенную тенденцию
к максимализму, заставляет его жертвовать
дружбой, становится в отношения с близкими
людьми, поскольку многообразие и противоречивость
реальности и человеческих отношений
не укладывается в рамки рассудочной логики,
а он готов отвергнуть всё что не соответствует
этой логике, так как именно она господствующая
сила в его сознании, критерий его суждений
и оценок.
Протестуя против
лжи, лицемерия и господства над ним мира
взрослых, он в то же время нуждается в
душевной теплоте, ласке понимании, одобрении
прощении взрослых. Отвергая авторитеты,
подросток нуждается в авторитете. В таком
взрослом, которому он мог бы полностью
доверять. Появляется тенденция обособлению
и от мира детства и от мира взрослых к
созданию своего собственного мира сверстников,
внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием
подросткового возраста можно считать
противоречие между рассудочной
формой возникновения в сознание подростка
рефлексии, ставшей для него ведущей формой
сознательного отношения к миру, и неличным
миром взрослых, не укладывающейся в рамки
рассудочности, и в то же время провозглашающим
рассудочность своего бытия.
Каждый подросток,
во время переходного возраста сталкивается
с особыми трудностями, пытается найти
себя. Переходный возраст - самый короткий
период жизни, но очень важный. И важно
без особых травм пережить его.
Вторая особенность
и ценнейшее психологическое
приобретение подростка - открытие
своего внутреннего мира, в этот период
возникают проблемы самосознания и самоопределения.
В тесной связи с поисками смысла жизни
находиться и стремление узнать самого
себя, свои способности, возможности, поиск
себя в отношениях с окружающими. Для него
единственной осознаваемой реальностью
является внешний мир, куда он проецирует
и свою фантазию. Для подростка внешний,
физический мир - только одна из возможностей
субъективного опыта, сосредоточением
которого является он сам. Обретая способность
погружаться в себя и наслаждаться своими
переживаниями, подросток и юноша открывают
целый мир новых чувств, они начинают воспринимать
и осмысливать свои эмоции уже не как производные
от каких-то внешних событий, а как состояние
своего собственного «я». Даже объективная,
безличная информация нередко стимулирует
юношу к интроспекции, размышлению о себе
и своих проблемах. Юность особенно чувствительна
к «внутренним», психологическим, проблемам.
«Открытие своего внутреннего мира» -
очень важное, радостное и волнующее событие,
но оно вызывает также много тревожных
и драматических переживаний.
Вместе с сознанием
своей уникальности, неповторимости,
непохожести на других приходит чувство
одиночества. Отсюда - растет потребность
в общении и одновременно повышается
избирательность общения, потребность
в уединении.
Сознание своей
особенности, непохожести на других вызывает
весьма характерное для ранней юности
чувство одиночества или страх одиночества.
Представление
подростка о себе всегда соотносятся
с групповым образом «мы» - типичного
сверстника своего пола, но никогда
не совпадает с этим образом полностью.
Свойственное
многим старшеклассникам преувеличение
собственной уникальности с возрастом
обычно проходит, но отнюдь не ценой
ослабления индивидуального начала.
Напротив, чем старше и более развит
человек, тем больше он находит различий
между собой и «усредненным» сверстником.
Отсюда - напряженная потребность в психологической
интимности, которая была бы одновременно
самораскрытием и проникновением во внутренний
мир другого. Осознание своей непохожести
на других исторически и логически предшествует
пониманию своей глубокой внутренней
связи и единства с окружающими людьми.
Но как осознание
своей единственности и особенности
приводит к открытию одиночества, так
чувство текучести и
Подростковому
возрасту представления о возможностях
разных эпох человеческой жизни еще
крайне субъективны: 14-летнему 25-летний
кажется уже старым, а взрослость нередко
отождествляется с неподвижностью и обыденностью.
Еще одна характеристика,
относящаяся к подростковому
возрасту - это большое значение,
которое юноши и девушки
С возрастом
повышается адекватность самооценок.
Самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны и
объективны, чем юношеские, а юношеские,
чем подростковые. Но эта тенденция не
является линейной, необходимо учитывать
изменение с возрастом самих критериев
самооценки. Если в средних классах ребенок
сильно ориентируется на мнение учителей
и в его самооценке важную роль играет
школьная отметка, успеваемость, то в старших
классах значение отметок снижается. На
первый план выступают мнение сверстников
и самооценка своих достижений в разных
видах деятельности, значимость которых
- учеба, спорт, какие-то любительские занятия
- может быть совершенно разной. Это резко
снижает значение отметки как стимула
к учебе, но одновременно отражает рост
самостоятельности, дифференциации интересов
и т. д. Подростковые самоописания лучше
организованы и структурированы, чем детские,
они группируются вокруг нескольких центральных
качеств. Однако неопределенность уровня
притязаний и трудности переориентации
с внешней оценки на самооценку порождают
ряд внутренних содержательных противоречий
сознания.
Повышение степени
осознанности своих переживаний нередко
сопровождается также гипертрофированным
вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью
собой и тем впечатлением, которое индивид
производит на окружающих, и, как следствие
этого, застенчивостью.
1.3 Особенности
агрессивного поведения в подростковом
возрасте
Психические нарушения
имеют определенные этапы развития,
проходя через которые они
достигают наибольшей степени выраженности.
Любые психопатологические
Поэтому очень
часто агрессивное поведение подростка
является для его близких, знакомых, сверстников
и очевидцев совершенно неожиданным.
Внутри подросткового
возраста, как у мальчиков, так
и у девочек, существуют возрастные
периоды с более высоким и
более низким уровнем проявления
агрессивного поведения. Так установлено,
что у мальчиков имеются два пика проявления
агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также
обнаруживаются два пика: наибольший уровень
проявления агрессивного поведения отмечается
в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени
выраженности различных компонентов агрессивного
поведения у мальчиков и девочек показало,
что у мальчиков наиболее выражена склонность
к прямой физической и прямой вербальной
агрессии, а у девочек - к прямой вербальной
и к косвенной вербальной. Таким образом,
для мальчиков наиболее характерно не
столько предпочтение агрессии по критерию
«вербальная - физическая», сколько выражение
ее в прямой, открытой форме и непосредственно
с конфликтующим. Для девочек же характерно
предпочтение именно вербальной агрессии
в любых ее формах - прямой или косвенной.
Говоря об особенностях
агрессии в подростковом возрасте необходимо
учитывать тот факт, что подросток
растет в семье, семья является почти
всегда основным фактором социализации,
она же является главным источником
живых примеров агрессивного поведения
для большинства детей.
Становление агрессивного
поведения у подростков - сложный
процесс, в котором участвуют
многие факторы. Агрессивное поведение
определяется влиянием семьи, сверстников,
а также массовой информации. Дети
учатся агрессивному поведению, как посредством
прямых подкреплений, так и путем наблюдения
агрессивных действий, пытаясь пресечь
негативные отношения между своими детьми,
родители могут ненамеренно поощрять
то самое поведение, от которого хотят
избавиться. Родители, которые применяют
крайние суровые наказания и не контролирующие
занятия детей, могут обнаружить, что их
дети агрессивны и непослушны.