Контрольная работа по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения, а так же рассмотреть особенности и причины такого поведения в подростковом возрасте.

Содержание

1.Теоретический вопрос:Гипотеза научного исследования.
2.Практический вопрос "Диагностика и коррекция агрессивности в подростковом возрасте"

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа №12.Выполнила:Короткевич Алла Александровна,слушатель  ИПК и ПК 1 года обучения, обучающаяся  по специальности  «Психология».Группа 11-П

1.Теоретический  вопрос:Гипотеза научного исследования.

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии  науки различают теоретические  гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Второй  тип гипотез — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Такие предположения называются экспериментальными гипотезами, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями. Третий тип —эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая.

Вместе  с тем основная особенность любых  экспериментальных гипотез заключается  в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями;

В) причинной  связи между явлениями.

 

 

Выделяют  следующие варианты экспериментальных  гипотез:

—контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

—третья конкурирующая экспериментальная  гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

—точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и "очищения" ее условий;

—экспериментальная  гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную — при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной, становится сильнее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

—экспериментальная  гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

—экспериментальная  гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной: 

—комбинированная  экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной —с другой; проверяется только в факторном эксперименте.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются  как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистикй7|Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной.

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная  гипотеза служит для организации  эксперимента, а статистическая —для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Гипотеза  может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

 

2.Практический вопрос 

"Диагностика  и коррекция агрессивности в подростковом возрасте" 
 

Содержание 
 

Введение 

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме диагностика  и коррекция агрессивности в подростковом возрасте 

1.1 Определение  агрессии, агрессивности, формы проявления, ее типы и виды 

1.2 Пcихологические  особенности возраста 

1.3 Особенности  агрессивного поведения в подростковом  возрасте 

2. Методические  основы исследования 
 
 

3. Коррекционная программа по снижению агрессии у подростков 

Заключение 

Литература 
 
 

Введение 
 

Проблема агрессивности  одна из самых значительных проблем  современной психологии. Актуальность проблемы заключается в том, что  во всем мире отмечается рост насильственных действий, связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних, так и из внешних факторов. 

В настоящее  время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, перемен, и на улице. Ведущими признаками агрессивного поведения считают такие проявления как, доминирование над людьми и использовать их в своих целях, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию. Агрессивное поведение сопровождается:раздражением,завистью,злостью,ненавистью.Агрессивное поведение может выступать как проявление работы защитных механизмов. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Подростки стали употреблять алкоголь, наркотики, нарушают общественный порядок, занимаются хулиганством, вандализмом. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков.

Обычно агрессивное  поведение начинается с прогулов уклонение от учёбы и труда  и присоединения к сверстникам  или более старших по возрасту подросткам. Мелкое хулиганство, отбирание  у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе  группы и над более старшими подростками обычный набор поступков. В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. 

Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего  поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов развития человека. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. 

При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. 

Нередко это  стремление приводит и к отрицанию  духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С  другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов. 

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как: индивидуальный фактор, который затрудняет социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества. Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и не критичностью в отношении поведения микросоциума. 

Цель работы: определить психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения, а так же рассмотреть особенности и причины такого поведения в подростковом возрасте. 

Задачи: 

1.Дать определение понятий «агрессивность», «агрессия» 

2. Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессивности у подростков 

3. Выявить факторы влияющие на подростковую агрессию 

4. Предложить методы диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков 

Объект исследования:

                   агрессивные подростки 

Предмет исследования: изучение агрессивности подростков 

Основная гипотеза: система приёмов и методов по диагностике и коррекции агрессивного поведения подросткового возраста, применяемая учителем, способствует умению снижать уровень эмоционального напряжения, предотвращение конфликтов, обучению контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств. 

Методы исследования: 

Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме «Диагностика и коррекция агрессивности в подростковом возрасте» 

 Эмпирические  методы: тест («Тест рука»Э.Вагнер), анкетирование, опросник «Басса-Дарки», методика Ассингера. 
 
 
 
 

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме диагностика  и коррекция агрессивного поведения  у подросткового возраста 

1.1 Определение  агрессии, агрессивности, формы проявления, ее типы и виды

Определение агрессии и агрессивности

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или  действие, направленное на нанесение  физического или психического вреда  либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

Агрессия - сложное  явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"