Контрольная работа по "Психологии и Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:53, контрольная работа

Описание работы

1. Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
2. Функции психики.
3. Познавательные психические процессы.
4. Волевой акт.

Работа содержит 1 файл

pedagogika.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Профессиональные  знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная  педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих  управлять процессом воспитания.

Компоненты  педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство - это искусство  обучения и воспитания, доступное  каждому преподавателю и мастеру  производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

В целом же, для  каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

 

2. Определение  уровня педагогического мастерства

мастерство  обучение педагогический

Основы педагогического  мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости  от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:

) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим  то, что знает сам, и так,  как знает сам);

) адаптивный (педагог  умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать  и трансформировать информацию, но и моделировать систему  знаний по отдельным вопросам);

) системно моделирующий  знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей  и формулировки критериев. По показателям  педагогического мастерства можно  судить об его уровне.

Показатели  педагогического мастерства-то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического  мастерства - его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического  мастерства.

Критерии обучающей  деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

Выделяют пять критериев обучающей деятельности педагога. Оценка по 10-балльной шкале каждого из них дает 5 показателей, которые могут быть объединены в обобщенный функциональный показатель педагогического мастерства.

Комплексный показатель мастерства педагога охватывает обобщенный функциональный показатель и обобщенный результативно-личностный показатель.

 

19.Классификация методов воспитания — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод — явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру  методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

По результатам  методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие  нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие  привычки, определяющие тот или  иной тип поведения.

В настоящее  время наиболее объективной и  удобной представляется классификация  методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования  сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования  поведения и деятельности.

Характеристика  методов формирования сознания личности,

методы организации  деятельности и методы стимулирования.   (Г.И. Щукина)

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации  деятельности и формирования опыта  поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

20.Принципы семейного воспитания.

Современное семейное воспитание отрицает любой вид господства или главенства. При этом особенно важно не превращать это во вседозволенность, не позволять детям тиранить себя. Основные принципы современного воспитания базируются на философии, лежащей в основе демократических культур. Эти принципы должны применяться ко всем членам семьи независимо от возраста.

1.Увериться в собственных силах и дать чувство уверенности в своих силах ребенку.

Последователь Адлера Дрейкурс писал: «Ребенок нуждается  в поощрении, подобно тому, как  растение нуждается в воде». Знание принципа навыков и техник укрепления уверенности в себе, может быть, один из самых эффективных инструментов, с помощью которых родитель способен оказать поддержку ребенку. Плохое поведение ребенка зачастую является следствием утраты веры в свои силы. Иногда родители даже не осознают, насколько систематически они уменьшают веру детей в себя, заставляя их чувствовать, что они не такие уж хорошие.

Обычный родитель употребляет много негативных эпитетов по отношению к своему ребенку, а  похвалы не отличаются разнообразием. Постепенно ребенок перестает на что-либо претендовать. Отсюда следует, что детям, в особенности тем, которые ведут себя плохо, нужно помочь укрепить уверенность в себе.

2. В общении  родителя и ребенка должно  быть взаимное уважение.

Часто члены  семей с нарушенными семейными  отношениями жалуются на недостаточное  уважение друг к другу или его  отсутствие. Если родители не являют собой  личный пример вежливости и уважительного  обращения между членами семьи, то, как могут дети научиться быть вежливыми и уважительными?

Дрейкурс считал, что «уважение демонстрируется  тем, что люди обращаются с другими  и относятся к ним так, как  если бы они обладали равным достоинством». Все члены семьи должны иметь  равные права, и обращение друг с  другом должно быть уважительным – без криков и оскорблений, без сарказма и даже без иронии. Дети усваивают общий стиль семейного общения. Не может вырасти почтительный ребенок в грубой и унижающей человеческое достоинство семейной атмосфере.

Первым шагом  должна стать уверенность в том, что родители поддерживают уважение к самим себе. Такова правда жизни – никто не будет уважительно относиться к человеку, который не уважает сам себя. Всякое общение с ребенком необходимо прекратить на время, если ребенок грубит, дерзит и отвечает неподобающим тоном. дискуссию о том, что значит вежливость, почтение. Ребенок, который умеет грубить, умеет быть вежливым.

Одновременно  с этим очень важно всегда относится  уважительно к ребенку. В Веданте  есть одна простая истина про родительство: «Дитя – это гость в доме. Его нужно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит Богу». Если бы члены семьи обращались друг с другом с тем же уважением и дипломатичностью, с которыми они обращаются со своими друзьями, то большинство семейных проблем исчезло бы.

3. В общении  с ребенком придерживайтесь принципа  равноценности.

Придти к  этому принципу непросто. Он подменяется  очень легко идеей равноправия. О равноправии в семье не может  быть и речи. Дети зависят от родителей, а родители отвечают за своих детей и по закону и по совести. У родителей больше возможностей, чем у детей и поэтому дети должны подчиняться родителям, родители детям – нет. Но зато родители должны заботиться о детях, а дети о родителях. Согласно притче родительство – это дорога в одну сторону: родители должны давать, не ожидая отдачи. Получается так: дети подчиняются, родители заботятся о них до тех пор, пока дети не начинают заботиться о себе сами. После этого они могут не подчиняться родителям. Все это про то, что люди не равны, но при этом они одинаково ценные.

4. Обращайте  внимание на любые достижения  вашего ребенка.

Часто родители невольно подрезают крылья ребенку, ослабляют в нем веру в себя тем, что легко и часто критикуют  его попытки хоть что-то сделать самостоятельно или вообще стремятся все делать за него. Этим они сообщают ребенку, что не верят в то, что он может чего-то добиться. Часто это делают те родители, которые считают, что сами немногого добились в жизни, не верят в собственные силы и возможности. Их самих мало хвалили и подбадривали в детстве. Они невольно поступают так же со своим ребенком, потому что не умеют воспитывать иначе. Ожидания должны быть обоснованными, и родители должны быть уверены в том, что ребенок их оправдает.

5. Давайте детям право самим принимать решения.

Важной частью демократической традиции является право на принятие решения, влияющего  на нас. Это право может принадлежать широкому кругу людей, от пятилетнего  ребенка, решающего, что ему надеть в детский сад, до взрослого, выбирающего, где ему хочется жить или чем зарабатывать на жизнь. Зачастую родители и учителя принимают решения там, где детям самим следовало бы решать за себя. Поступая так, они не только систематически уменьшают уверенность детей в себе, но также и лишают их возможности научиться самим управлять своей жизнью. Как понять, в каких сферах жизни ребенок может принимать решения, а в каких нет? Три принципа помогут ответить на этот вопрос.

  • Нельзя принимать решения за ребенка, если ответственность за родительские решения несет ребенок. Мама настаивает, чтобы дочка оделась так, как нравится маме, перед походом на дискотеку. Дочка подчиняется, а потом на дискотеке терпит насмешки и не пользуется успехом.
  • Не стоит принимать решения за ребенка в тех случаях, когда последствия неправильных решений, принятых ребенком, незначительны. Допустим, ребенок оделся сам, но некрасиво, хотя и по погоде. Пусть лучше так и идет. Риска простуды нет, а опыт принятия самостоятельных решений есть.
  • Нельзя принимать решения за ребенка, если родитель не может проконтролировать их исполнение. Допустим, родитель запретил ребенку дружить с кем-нибудь, а ребенок прекрасно общается с этим человеком в школе или на улице, и родитель ничего не может сделать. Это только учит ребенка хитрости и обману.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогике"