Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:53, контрольная работа
1. Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
2. Функции психики.
3. Познавательные психические процессы.
4. Волевой акт.
Средства общения
10. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата
Существуют две проблемы
понимания невербального
во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
11.Этапы общения.Общение как процесс обмена информацией между двумя и больше личностями имеет свою психологическую специфику. В этой статье мы рассмотрим структуру общения, выясним этапы, в течении которых оно происходит. Итак, общение имеет четыре этапа. На первом из них прекращается внутреннее общение человека из самим собой и происходит концентрация внимания на объекте коммуникации. Начинается процесс настройки на обмен информацией и эмоциями. Для первого этапа свойственно отключение инициатора общения от окружающей его ситуации. По времени первый этап, этап переключения внимания из внешнего мира и собственного «Я» на объект общения, протекает несколько секунд, или даже долю секунды. Но он является очень важным, можно сказать, ключевым этапом общения. Если переключение внимания не произойдет, или произойдет не полностью, все последующие действия будут напрасными и малоэффективными. Второй этап – этап поиска психологического контакта с избранным для коммуникации объектом. Но контакт устанавливается, в первую очередь, не словесно, а посредством невербального общения. К невербальным методам, которые могут быть использованы для старта общения, относятся: визуальные (взгляд), тактильные (прикосновение, поглаживание, толчок и прочие), кинестетические (мимика, жесты, смена положения тела в пространстве, преодоление расстояния между потенциальными участниками контакта). Реже общение начинается непосредственно с вербальных методов, то есть речи. Уже в первые секунды после проявления вербальных и невербальных признаков общения предопределяется психологический микроклимат беседы, оппоненты осознают свои роли и вероятное поведение, которое они должны иметь в сложившейся ситуации. То есть, на втором этапе участники разговора устанавливают психологическую связь друг с другом и задают стиль и ситуацию общения. Если никто из потенциальных собеседников не испытывает трудностей из-за сложившихся обстоятельств, период психологической адаптации оппонентов друг к другу протекает достаточно быстро – от несколько секунд до минуты. Если возникают барьеры психологического или физического характера, поиск контакта затягивается на несколько минут. Третий и основной этап общения – обмен информацией. К нему партнеры шли на протяжении концентрации друг на дуге и психологической адаптации к ситуации общения. Общение протекает в вербальной и невербальной форме. К первой относится речь, ко второй – жесты, мимика, голос, ситуация, в которой протекает общение. При словесном и невербальном взаимодействии люди неминуемо влияют друг на друга, порождая эмоции и мнения, обмениваясь ими. Общение может протекать в официальной (деловое общение) и неофициальной форме. Текст и эмоциональный оттенок разговора зависит от ситуации, в которой находятся собеседники, тех социальных ролей, которые они играют во время общения и, конечно же, от личности оппонентов. Интересным является тот факт, что люди лучше всего воспринимают слова, которые им говорят в начале разговора и в его заключении. А половину всего, что произносит оппонент в своей реплике людям свойственно упускать из внимания. В общении следует придерживаться некоторых правил, которые могут гарантировать благополучный и результативный исход общения. Во-первых, всегда стоит соблюдать культуру общения, а также быть внимательным слушателем. Очень правильно поступают те люди, которые стремятся создать для своего собеседника благоприятную ситуацию общения, потому что микроклимат коммуникативного контакта прямым образом влияет на его качество. Также успешность общения зависит от наличия в оппонентов знаний и умений психологического характера. На протяжении третьего периода общения люди совершают все запланированные действия, после чего плавно переходят в четвертую фазу общения – завершение разговора. Прекращение коммуникативного контакта может быть внезапным или запланированным, то есть, подготовленным внезапное прекращение занимает секунды и совершается с помощью короткой фразы или пары слов. Подготовленное завершение общения – это процесс озвучивания и демонстрации оппоненту своего желания прекратить разговор. Оно может быть очень тактичным или простым житейским, но главное, что прекращение беседы заключается в подведении итогов, произнесении прощальных слов и совершении неких невербальных действий, которые указывают человеку на желание собеседника прервать общение. Среди невербальных методов, которые используются для демонстрации прекращения общения: отвод взгляда от собеседника, поворот туловища, прием закрытой позы тела (руки или ноги скрещены), понижение интонации голоса и прочие .
12.Этические нормы общения.
Этикет по происхождению
французское слово (etiquette). Первоначально
оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср.
этикетка), а затем так стали называть
придворный церемониал. Именно в этом
значении, особенно после принятия французского
церемониала при венском дворе, слово
этикет получило распространение в немецком,
польском, русском и др. языках. Наряду
с этим словом для обозначения совокупности
принятых правил, определяющих порядок
какой-либо деятельности, используется
слово регламентация и словосочетание
дипломатический протокол. Многие тонкости
общения, представленные протоколом, учитываются
и в других сферах деловых отношений. Все
большее распространение в деловых кругах,
особенно в последнее время, получает
деловой этикет, отражающий опыт, нравственные
представления и вкусы определенных социальных
групп.
Деловой этикет предусматривает соблюдение
норм поведения и общения. Поскольку общение
есть деятельность человека, процесс,
в котором он участвует, то при общении
в первую очередь учитываются особенности
речевого этикета. Под речевым этикетом
понимаются разработанные правила речевого
поведения, система речевых формул общения.
Степень владения речевым этикетом определяет
степень профессиональной пригодности
человека. Это прежде всего относится
к государственным служащим, политикам,
педагогам, юристам, врачам, менеджерам,
предпринимателям, журналистам, работникам
сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду
своей деятельности постоянно общается
с людьми.
Владение речевым этикетом способствует
приобретению авторитета, порождает доверие
и уважение. Знание правил речевого этикета,
их соблюдение позволяет человеку чувствовать
себя уверенно и непринужденно, не испытывать
неловкости из-за промашек и неправильных
действий, избежать насмешек со стороны
окружающих.
Соблюдение речевого этикета людьми так
называемых лингвоинтенсивных профессий
имеет, кроме того, воспитательное значение,
невольно способствует повышению как
речевой, так и общей культуры общества.
Но наиболее важно: неукоснительное следование
правилам речевого этикета членами коллектива
того или иного учреждения, предприятия,
производства, офиса оставляет у клиентов,
соучредителей, партнеров благоприятное
впечатление, поддерживает положительную
репутацию всей организации.
Какие же факторы определяют формирование
речевого этикета и его использование?
Речевой этикет строится с учетом особенностей
партнеров, вступающих в деловые отношения,
ведущих деловой разговор: социального
статуса субъекта и адресата общения,
их места в служебной иерархии, их профессии,
национальности, вероисповедания, возраста,
пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией,
в которой происходит общение. Это может
быть презентация, конференция, симпозиум;
совещание, на котором обсуждается экономическое,
финансовое положение компании, предприятия;
прием на работу или увольнение; консультация;
юбилей фирмы и др.
Речевой этикет имеет национальную специфику.
Каждый народ создал свою систему правил
речевого поведения.
13. Основные
компоненты педагогического
Педагогический процесс
– это развивающееся
Структуру педагогического
процесса представляют
Компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент включает все задачи педагогической деятельности: от главной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств личности.
Содержательный компонент педагогического процесса отражает смысл общей цели и конкретной задачи. Основной единицей педагогического процесса, его «клеточкой», является педагогическая задача, оперативная задача. Выстроенный ряд оперативных задач приводит к решению тактических задач, а затем и стратегических. Целостность педагогического процесса в содержательном плане обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Деятельностный компонент
педагогического процесса отражает
взаимодействие, сотрудничество педагога
и воспитуемых. Это организационно-
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Педагогический процесс – не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития. Это целостное, единое новообразование, в котором непрерывно происходят: движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Источником совершенствования педагогического процесса являются противоречия. Экономические, политические, социальные процессы играют ведущую роль по отношению к педагогическому. Противоречия между ними в общественном сознании отражаются как отставание педагогики от требований жизни. Отстает политехническая и трудовая подготовка от требований производства. Бурный рост научных знаний не соответствует возможностям учебников в их переработке и передечи детям. Кризис обостряет и субъективная, ошибочная деятельность педагогов. Умение казаться педагогичным, умение демонстрировать виртуозную технику воздействия не может заменить для детей человеческую личность и яркую индивидуальность педагога
14.Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов
Образование в России.
Есть две стадии школьного образования в России: первичное образование и среднее образование.
В возрасте 6 или 7 лет российские дети идут в школу.
В течении трех или четырех лет они получают первичное образование: они учатся читать, писать, считать, рисовать. Также они посещают уроки музыки, физкультуры и труда.
В отличии от Англии и США начальная школа не отделена от средней и находится под одной крышей. Только в маленьких районах страны начальные школы могут быть отделены от средних из-за расположения. После окончания начальной школы ребенок поступает в самую близкую от школы среднюю школу.
В свою очередь, курс среднего
образования разделен на две стадии:
первая – промежуточная, вторая –
непосредственно углубленное
Промежуточная стадия обязательна и охватывает классы от 5 по 9-й. в течении промежуточной стадии ученики получают элементарные знания в русском языке, литературе, иностранном языке, математике, физике, химии, истории, географии, биологии. Так же имеются уроки музыки, искусства и технологии. Компьютерный курс также включен в учебный план.
При завершении промежуточного курса школы, ученики могут продолжить обучение профессионально-технические школы или колледжи, или могут продолжить обучение в средней школе в течении еще двух лет. Учебный план последних двух лет предлагает широкий диапазон изучения разных предметов, ученики могут выбирать курс, согласно их индивидуальным способностям, склонностям и интересам.
15.Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогике"