Контрольная работа по "Психологии и Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:53, контрольная работа

Описание работы

1. Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
2. Функции психики.
3. Познавательные психические процессы.
4. Волевой акт.

Работа содержит 1 файл

pedagogika.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

По своему психологическому типу вы можете быть:

-  экстравертом (Е) или интровертом (I);

-  сенсорным (S) или интуитивным (N);

-  мыслительным (Т) или чувствующим (F);

-  решающим (J) или воспринимающим (Р).

В зависимости от преобладания того или иного качества характера  человек относится к одному из 16 типов. Например, администраторы и  менеджеры, дантисты, полицейские и следователи, ревизоры и фининспектора, военные относятся к типу ISTJ; санитары, заведующие канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи — к типу ISFJ; консультанты по вопросам образования, духовные лица, врачи, специалисты по средствам массовой информации, учителя — к типу TNFJ и т.д.

Определение своего личностного  типа по данной методике с большим  успехом используется в различных  сферах деятельности — бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов.

Рассмотренные, а также  многие другие типологии предоставляют  менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут  сложить основой для типизации  субъектов, оценки и прогнозирования  их деятельности в различных ситуациях планирования карьеры.

7.Основные зарубежные психологические теории.

ПСИХОАНАЛИЗ –  одна из наиболее популярных теорий в  психологии, возникшая в конце 19 – начале 20 века благодаря работам  австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.  
В структуре психики Фрейд выделял три уровня – сознание, предсознательное и бессознательное.  
Бессознательный уровень психики – самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и воспоминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимает их как угрозу для своего благополучия. 
Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями. 
Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. 
ИД (в пер. с лат. – «ОНО») – означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинктами, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия. 
ЭГО – структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий, и принимающая на основе этого решения. Т.е. ЭГО подчиняется принципу реальности. В отличие от ИД, ЭГО характеризуется способностью принимать рациональные решения.  
СУПЕР - ЭГО – компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения.  
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце 19 — нач. 20 вв. и сделавшее основным предметом изучения ПОВЕДЕНИЕ организма (Торндайк, Уотсон, Скиннер). В рамках этого направления поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся следствием воздействия на него внешних стимулов. 
Основная задача психологии, по мнению бихевиористов, должна быть связана с изучением формирования устойчивых связей между конкретными стимулами и реакциями. На основе этого считалось возможным точное предсказание поведения и, в идеале, моделирование желательного поведения людей посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий (стимулов).  
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из популярных направлений зарубежной психологии, возникшее в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. (Ж.Пиаже, Брунер и др) 
В рамках данного подхода изучаются вопросы организации знания в памяти субъекта, в том числе, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций.  
Швейцарский ученый Жан ПИАЖЕ в основе психической жизни индивида видел развитие интеллекта. Он разработал концепцию стадиального развития психики. Пришел к выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит человек в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. В основе подхода Джерома БРУНЕРА также лежит представление, что психическое развитие человека обусловлено развитием его познавательной сферы.  
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. 
В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты: 
• человек должен изучаться в своей целостности; 
• все исследования должны учитывать уникального каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо; 
• человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации; 
• человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы. 
К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла.

8.Компоненты психологической структуры личности.

Психологическая структура личности — целостное  образование, представляющее собой  иерархизированную внутреннюю систему, включающую единство и проявление трех ее взаимосвязанных сторон (индивидуально-личностной, мировоззренческой и социально-психологической).

     Она  отражает совокупность социально  значимых свойств, качеств, позиций,  алгоритмов действий и поступков  человека, сложившихся пожизненно  и определяющих его поведение  и деятельность, регуляцию и саморегуляцию.

      Индивидуально-психологическая сторона  личности отражает специфику  функционирования ее психических  процессов, свойств, состо¬яний  и образований. Психические процессы  представляют собой психические  явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессио¬нального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

     Мировоззренческая  сторона личности отражает общественно  значимые ее качества, моральный и нравственный облик, позволяющие занимать достойное место в обществе.

     Общественно  значимые качества личности отражают  сложившуюся у нее систему  убеждений, научных взглядов на  природу, общество, человеческие  отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

      Моральный облик личности —  это система ее представлений  о морали, отражающая наличие  у нее твердых устоев и определяющая  ее действия и поведение в обществе.

      Нравственный облик личности  — это устойчивая система ее  взглядов на нормы отношений  людей в обществе и их достойное  взаимодействие.

       Социально-психологическая сторона  личности отражает ее основные  качества и характеристики (отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции и установки), позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

       Отношение к другим людям представляет  собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

       Социальные роли личности —  типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально-  и социально-психологи¬ческими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

     Социальные  позиции личности — взгляды,  убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею  в отношениях с другими людьми.

     Социальные  установки личности — ее настроенность  на определенное отношение к  обществу и другим людям.

9.Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучаетсясоциологией.

История развития средств общения

Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э., в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества.

Филогенетическое развитие общения

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.

Онтогенетическое развитие общения

Эмоциональное общение  ребёнка с людьми начинается с  третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными  средствами общения являются примитивная  мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8-10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6-7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.

Формы коммуникативного действия

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Классификации сторон и функций общения

  1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

  1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
  2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
  3. аффективно-коммуникативная

Или:

  1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
  2. синдикативная (сплочение групп)
  3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
  4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

  1. контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
  2. информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
  3. побудительная (целевая стимуляция активности)
  4. координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
  5. функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
  6. эмотивная (обмен эмоциями)
  7. функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
  8. функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

Виды общения

В соответствии с содержанием  можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогике"