Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа
Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33
Главный
пункт педагогической концепции Толстого
– идея «свободного воспитания». Он утверждал,
что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие.
Вслед за Руссо высказывал убеждение,
что в совершенстве детской природе, которой
воспитание лишь вредит. В дидактических
указаниях Толстого выдвинут принцип
учета особенностей ребенка и его интересов.
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский
основатель научной педагогики в
России. Стержень его педагогической
концепции – принцип
П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
Блонский
стремился превратить педагогику в
строго нормативную науку. Педагогика
должна изучать причинно-следственные
связи в воспитании и обучении.
Согласно концепции трудовой школы
Блонского предполагалось, что учащиеся
должны приобретать знания не через
отдельные учебные дисциплины, а посредством
трудовой жизни и отношений людей, а также
окружающего мира.
С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)
Шацкий
считал, что главное влияние на
ребенка имеют не генетические задатки,
а социально-экономическая
Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)
Крупская
являлась проводником идей коммунистического
воспитания человека. Она провозглашала
право всех граждан на образование
независимо от расовой, национальной принадлежности
и социального положения, равенство в
образовании женщины и мужчины, школа
на родном языке.
Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)
Макаренко
разработал стройную педагогическую систему,
методологической основой которой является
педагогическая логика, трактующая педагогику
как «прежде всего практически целесообразную
науку». Узловой пункт его теории – тезис
параллельного действия., т.е. органического
единства воспитания и жизни общества.
Квинтэссенцией методики системы воспитания
является идея воспитательного коллектива.
В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)
Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».
Зарождение и становление педагогики следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.
В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.
В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.
В отличие от зарубежных дидактических систем, прошедших исторические трансформации дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.
Лишь с обретением Россией свободы и демократии педагогика получила возможности следовать зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.
Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.
Можно ли считать развитие психологических знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».
Анализ развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии испоользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"