Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Содержание

1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. 

     К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)

     Ушинский  основатель научной педагогики в  России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться  через приоритет родного языка  как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. 

     П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)

     Блонский  стремился превратить педагогику в  строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы  Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира. 

     С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)

     Шацкий  считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. 

     Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)

     Крупская  являлась проводником идей коммунистического  воспитания человека. Она провозглашала  право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке. 

     Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)

     Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива. 

     В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)

     Сухомлинский  занимался вопросами теории и  методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».

 

      Заключение

 

      Зарождение  и становление педагогики следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.

      В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.

      В России основоположником научной дидактики  можно считать К.Д. Ушинского, который  сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

      В отличие от зарубежных дидактических  систем, прошедших исторические трансформации  дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.

      Лишь  с обретением Россией свободы  и демократии педагогика получила возможности  следовать зарубежному опыту, а  также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.

      Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью  и неповторимостью.

     Можно ли считать развитие психологических  знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

     Анализ  развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии испоользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук.

     Список  используемой литературы.

 
 
  1. http://azps.ru/sch/index.html
  2. История психологии. (10-е – 30-е годы. Период открытого кризиса): тексты. –  2-е изд./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. –  М., 1992.
  3. Якунин В.А. История психологии. –  СПб., 1998.
  4. Ждан А. Н. История психологии. М., – 1990;
  5. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.
  6. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995
  7. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"