Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа
Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».
Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.
В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.
Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.
В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.
Психодиагностика
включает вопросы разработки принципов
психодиагностического
Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.
Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.
Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».
Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.
Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов
направления | Годы страны | представители | Методы изучения | Предмет изучения | Основные понятия |
бихевиоризм | США 1913 | Дж.Уотсон, Э.Толмен | Наблюдение эксперимент | поведение | s-R реакция порождает стимул. Научение потребление обуславливание |
необихевиаризм | США 1930 | Б.Скиннер | Эксперимент
наблюдение |
Повед-е.лич-ть как сумма моделей | Стимул-объектные отношения-реакция |
психоанализ | США 1907 австрия | З.Фрейд | Псих-й анализ
сновидений,опии
сок оговорок,метод свободных ассоциаций |
Бессознательное | Сверх я оно вытеснение, отрицание рационализация |
Аналитическая психология | Швейцария 1912 | К.Г.Юнг | Психол.анализ при расшифровк мифов, сказок, ассоц. эксперим | Коллективное бессозеательное | Интроверсия экстраверсия |
Индивидуальная психология | США Германия 1911 | Альфред Адлер | эксперимент | индивидум | Комплекс недостаточности, |
неофрейдизм | Германия | А.Фрейд, К.
Хорни, Г.Солевал |
Феноменолог-е
описания, непос
редственное и естеств. наблюд. |
бессознательное | Базальная тревога, базальная враждеб-ть |
Гуманистическая психология | США 1960 | А.Маслоу К.Роджерс | Наблюд. Эксперимент описание | Личность индиви-
дуальность |
Конгурентность,
механизмы защиты
Апатия, иерархия потребностей |
Экзистенциональный подход | Германия. США 1960 | В.Франкл, С.Грофф,
Г.Лири |
наблюдение | Смысл жизни | Матрица экзистенция логотерапия |
Когнитивная психология | США 1960
Швейцария |
У.Найсер, Дж.Бруннер, А.Бек | Исследование
проц-в приоб-я,
Испол-е сохр-е знаний, диффер. подход |
Познавательный
псих. процесс |
Когнит-я переоценка
своих действий
первичными данными псих-ми явл-ся целостные структуры |
структурализм | Лейпциг 1879 | В.Вунд Титченер | Интроспекция, расчленение | Структура, созна-
ние |
Структур. псих-е
=экзистенц. психол-я
Сод-е психики-элемент психики |
функционализм | США 18881 | У.Джеймса, Ф.Бретано К.Штумпор, Энджели | Инторспекция
наблюд-е анализ
прод. деятельности |
Функции сознания | Содержание
психики ,поток мыслей
и пережив-я, в кот-й выдел-ся отн-я к внешнему миру и себе |
Французко-социалистическая школа | К 19 н 20 в
Швейцария Франция |
Леви-Брюль
Дюркгейм |
Наблюдение, клинич-е
и просс-
культурные методы |
Социум,обществ-е
мышление,фактич. психол-я жизни. Главн. объектом явл-ся большие люди |
Общественное
сознание, коллект-е
представления |
гештальтпсихология | Германия н 20 в. | З.КеллерМ.Вертгеймер
К.Коффка К.Леви |
Феноменологические
описания
наблюдение |
Целостная структур
психики. восприяти иссле-е содерж.псих |
Инсайт гештальтзаконы |
социобихевиаризм | Н.20 в | А.Бандура, Дж.Роттер
Л.Колберг |
Наблюдение эксперимент | Сиадии моральных суждений | Стадии: преконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная |
Дореволюционный период | Россия 1885
С.Петербург 1907 |
Бехтерев Ананьев
Лазурский Павлов Сеченов Корнилов |
Наблюдение эксперимент | Психика н.с. | Свойства н.с.
холерик меланхолик
Флегматик сангвиник, комплекс-е изучение человека |
Культурно-историческая концепция | 1920-1930
Россия |
Л.С.Выготский | Наблюдение эксперимент | Высшие псих-е
функции |
Кризис возр-го разв-я, 2-я сигн-я система, зона ближай-го разв-я, зона актуаль-го разв-я, культист. концепц-я |
Теория деятельности | Россия | А.Н.Леонтьев | Эксперимент наблюдение | Структура деят-ти сознания, личность | Стадии разв-я
в филогенезе (сенсорная
перцепт, интелектуальная,)структура деят-ти, |
Философско-психологическая теория | Россия 1920 | С.Л. Рубенштейн | Наблюдение анализ эксперимент | Бытие и сознание | Принципы:(детерменизма,
единства,
Сознания, деятельности) |
Педагогическая психология Эльконина | Россия | Д.Б. Эльконин
Давыдов |
Наблюдение эксперимент | Возрос-я псих-я
разви-го обуч-я
мышление |
Движение от общего к частн, кажд. Возрасту свой вид деят-ти, переход от игровой д-ти к предметной |
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
Обособление
и формирование педагогики как науки
были вызваны к жизни растущими
потребностями общества в создании
специальных учебно-
Вот
почему на определённой ступени развития
человеческого общества и, в частности,
в более поздний период рабовладельческого
строя, когда производство и наука достигли
значительного развития, воспитание выделятся
в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения,
появляются лица, профессией которых стало
обучение и воспитание детей. Это имело
место во многих древних странах, но более
или менее достоверные сведения о школах
для мальчиков дошли до нас из Египта,
стран Ближнего Востока и античной Греции.
Древний
мир
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное
место занимали вопросы воспитания
также в трудах древне-римских
философов и ораторов.
Демокрит (460 – 370 до н.э.)
Демокрит
считал, что воспитание ведёт к обладанию
трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо
говорить, хорошо делать». Он считал, что
хотя воспитатель формирует и изменяет
человека, тем не менее, его руками действует
природа, ибо человек – её часть «микрокосмос».
Он отмечал важность необходимости родителям
посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал
скупых родителей, не желавших тратить
средства на обучение детей.
Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Сократ (469 – 399 до н.э.)
Платон (427 – 347 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"