Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Содержание

1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

 

      2.2 Основные направления психологии

 

     В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему  наук. Учитывая то обстоятельство, что  в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление  в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

     Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».

     Прикладными обозначают отрасли психологической  науки, достижения которых непосредственно  используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.

     В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.

     Прикладные  отрасли психологии, связанные с  «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.

     В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.

     Психодиагностика  включает вопросы разработки принципов  психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры  психодиагностики, конструктирования  конкретных психодиагностических методик  и тестов.

     Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.

     Психология  труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.

     Инженерная  психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».

     Психология  управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего  коллектива, формирования в нем малых  групп и выдвижения лидеров, психологические  аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.

     Юридическая психология изучает особенности  личности и поведения человека как  участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов

 

      2.3 Основные школы.

 
направления Годы  страны представители Методы изучения Предмет изучения Основные понятия
бихевиоризм США 1913 Дж.Уотсон, Э.Толмен Наблюдение  эксперимент поведение s-R  реакция порождает стимул. Научение потребление обуславливание
необихевиаризм США 1930 Б.Скиннер Эксперимент

наблюдение

Повед-е.лич-ть как сумма моделей Стимул-объектные  отношения-реакция
психоанализ США 1907 австрия З.Фрейд Псих-й анализ сновидений,опии

сок оговорок,метод  свободных ассоциаций

Бессознательное Сверх я оно  вытеснение, отрицание рационализация
Аналитическая психология Швейцария 1912 К.Г.Юнг Психол.анализ при расшифровк мифов, сказок, ассоц. эксперим Коллективное  бессозеательное Интроверсия экстраверсия
Индивидуальная психология США Германия 1911 Альфред Адлер эксперимент индивидум Комплекс недостаточности,чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей, сверх механизмы управления,компенсация, стиль жизни
неофрейдизм Германия А.Фрейд, К.

Хорни, Г.Солевал

Феноменолог-е описания, непос

редственное и  естеств. наблюд.

бессознательное Базальная тревога, базальная враждеб-ть
Гуманистическая психология США 1960 А.Маслоу К.Роджерс Наблюд. Эксперимент  описание Личность индиви-

дуальность

Конгурентность, механизмы защиты

Апатия, иерархия потребностей

Экзистенциональный  подход Германия. США 1960 В.Франкл, С.Грофф,

Г.Лири

наблюдение Смысл жизни Матрица экзистенция  логотерапия
Когнитивная психология США 1960

Швейцария

У.Найсер, Дж.Бруннер, А.Бек Исследование  проц-в приоб-я,

Испол-е сохр-е  знаний, диффер.

подход

Познавательный 

псих. процесс

Когнит-я переоценка своих действий

первичными  данными псих-ми явл-ся

целостные структуры

структурализм Лейпциг 1879 В.Вунд Титченер Интроспекция, расчленение Структура, созна-

ние

Структур. псих-е =экзистенц. психол-я

Сод-е психики-элемент  психики

функционализм США 18881 У.Джеймса, Ф.Бретано  К.Штумпор, Энджели Инторспекция  наблюд-е анализ

прод. деятельности

Функции сознания Содержание  психики ,поток мыслей

и пережив-я, в  кот-й выдел-ся отн-я

к внешнему миру и себе

Французко-социалистическая школа К 19 н 20 в

Швейцария

Франция

Леви-Брюль

Дюркгейм

Наблюдение, клинич-е  и просс-

культурные методы

Социум,обществ-е

мышление,фактич.

психол-я  жизни.

Главн. объектом

явл-ся  большие 

люди

Общественное  сознание, коллект-е 

представления

гештальтпсихология Германия н 20 в. З.КеллерМ.Вертгеймер

К.Коффка  К.Леви

Феноменологические  описания

наблюдение

Целостная структур

психики. восприяти

иссле-е содерж.псих

Инсайт гештальтзаконы
социобихевиаризм Н.20 в А.Бандура, Дж.Роттер

Л.Колберг

Наблюдение  эксперимент Сиадии моральных  суждений Стадии: преконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная
Дореволюционный период Россия 1885

С.Петербург

1907

Бехтерев Ананьев 

Лазурский Павлов

Сеченов Корнилов

Наблюдение  эксперимент Психика н.с. Свойства н.с. холерик меланхолик

Флегматик сангвиник, комплекс-е 

изучение человека

Культурно-историческая концепция 1920-1930

Россия

Л.С.Выготский Наблюдение  эксперимент Высшие псих-е

функции

Кризис возр-го разв-я, 2-я сигн-я система, зона ближай-го разв-я, зона актуаль-го разв-я, культист. концепц-я
Теория  деятельности Россия  А.Н.Леонтьев Эксперимент наблюдение Структура деят-ти сознания, личность Стадии разв-я  в филогенезе (сенсорная

перцепт, интелектуальная,)структура деят-ти,

Философско-психологическая  теория Россия 1920 С.Л. Рубенштейн Наблюдение  анализ эксперимент Бытие и сознание Принципы:(детерменизма, единства,

Сознания, деятельности)

Педагогическая  психология Эльконина Россия Д.Б. Эльконин

Давыдов

Наблюдение  эксперимент Возрос-я псих-я  разви-го обуч-я 

мышление

Движение от общего к частн, кажд. Возрасту свой вид деят-ти, переход от игровой  д-ти к предметной

 

      2.4 Этапы развития педагогики

 

     Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

     Обособление и формирование педагогики как науки  были вызваны к жизни растущими  потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

     Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. 

     Древний мир 

     Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали  и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека.

     Из  античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

     Надо  сказать, что из Древней Греции ведут  своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

     Значительное  место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских  философов и ораторов. 

     Демокрит (460 – 370 до н.э.)

     Демокрит  считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. 

     Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует  природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

     Сократ (469 – 399 до н.э.)

     Платон (427 – 347 до н.э.)

     Аристотель (384 – 322 до н.э.)

     Софисты «мудрецы» расширили программу  образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и  музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

     Крупнейшим  представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

     Сократ  – родоначальник диалектики как  метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого  сократического метода. Главной задачей  наставника Сократ считал пробуждение  мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"