Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа
Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33
Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.
Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.
В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.
Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель
придавал первостепенное значение государственному
воспитанию. Он допускал домашнее воспитание
до 7-го возраста под присмотром отца.
Однако, настаивал о необходимости
государственного контроля за домашним
воспитанием (педономы). Воспитанием с
7-го возраста должно было заниматься государство.
Идеи Аристотеля оказали огромное влияние
на педагогику. Его трактаты служили в
течение многих столетий.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель
воспитания он видел в подготовке
молодого человека к исполнению его гражданских
обязанностей. Идеалом он считал Перикла.
Он отдавал предпочтение организованному
школьному обучению перед домашним. Вершиной
образования Квинтилиан считал овладение
искусством оратора.
Тертуллиан (160 – 222 г.г.)
Августин (354 – 430 г.г.)
Аквинат (1225 – 1274 г.г.)
Идеологи
раннего христианства иначе, чем
представители Античной мысли, трактовали
сущность человека и его воспитание.
Если одной из основных идей Античности
являлся постулат «Что полезно для
человека, то должно быть сделано», то
христианское учение исходило из иного
императива: «Что справедливо, то должно
быть сделано». Таким образом, Античность
ставила в центр земное существование,
а христианство – вечные общечеловеческие
ценности. Августин проявлял интерес к
психологии ребёнка. Он утверждал, что
античная традиция образования погрязла
в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей».
Главное место в образовании должно занимать
изучение Библии.
Эпоха
возрождения
В
средние века проблемы воспитания разрабатывались
философами-богословами, педагогические
идеи которых носили религиозную окраску
и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль
получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)
Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)
Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)
Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной
труд Монтеня «Опыты» рассматривает
человека как высшую ценность. Ребёнок
от рождения обладает первозданной чистотой,
которую потом «разъедает»
В
своём главном труде Э.
Ф.Рабле
едко и остроумно обличал пороки средневекового
воспитания и обучения и одновременно
рисовал идеал гуманистического воспитания,
в центре которого – духовное и телесное
развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»
Он
определил понимание, волю и деятельность
воспитанника как основные составляющие
педагогического процесса. Классно
– урочная система. Выделение из состава
философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В
трудах Джон Локка – «Мысли о
воспитании» и «Об управлении
разумом» – ярко выражены важные передовые
педагогические устремления того времени.
Локк утверждал, что человеческое знания
является следствием внешнего чувственного
опыта. По его теории у человека нет врожденных
представлений и идей. Конечную цель воспитания
Локк видел в обеспечении здорового духа
в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности
социальной детерминации школьного образования.
Средние
века
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный
педагогический труд – «Эмиль». В
нем он выдвинул идею свободного воспитания.
Главное и наиболее сложное искусство
наставника – уметь ничего не делать
с учеником. По Руссо на человека
действуют три фактора: природа,
люди, общество. Составной частью естественного
воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Воспитание
униженных и оскорбленных. Песталоцци
предлагал при определении
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
Гербарт
? автор труда «Общая педагогика».
Работал в сфере гимназического
образования. Центральный тезис рассуждений
Гербарта – формирование нравственного
человека. Это – ядро идеи о гармоническом
развитии всех способностей. Воспитание
должно создавать гармонию между волеизъявлением
и выработкой многосторонних интересов.
Пути достижения такой гармонии – управление,
обучение и нравственное воспитание. Им
определены три универсальных метода
обучения – описательный, аналитический
и синтетический.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.
Он
предлагал в воспитании и обучении
следовать природе человека, учитывать
индивидуальные особенности ребенка (принцип
природосообразности). Принцип культуросообразности
означал организация учебно-воспитательного
процесса на основе определенной внешней,
внутренней и общественной культуры. Внешняя
культура – нормы морали, быта, потребления.
Внутренняя – духовная жизнь человека.
Общественная культура – социальные отношения
национальная культура.
Русская
педагогика
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский
определил гуманистические и
демократические подходы к
Герцен
с демократических позиций
Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов
критиковал ущемления права на образование
по сословному, религиозному и национальному
признакам. Видел идеальное воспитание
в удовлетворении «естественных
стремлений» человека.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)
Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)
В
педагогическом наследии Пирогова особое
место занимает идеи самопознания посредством
воспитания и общечеловеческого
воспитания, общечеловеческого образования.
Идеал нравственного воспитания
в христианской религии. Он выделял два
вида воспитания: общечеловеческое и специальное.
Разработал проект школьной системы. Являлся
сторонником женского образования, но
вместе с тем ограничивал сферу применения
женского воспитания.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"